Акционеры завода «Сектор», не найдя правды в винницких судах, дошли до Европейского.
Завод «Сектор» — один из десятка промышленных гигантов винницкого региона, которые были доведены до состояния фиктивного банкротства и распроданы по кусочкам за бесценок. Были опустошены, разграблены и отправлены на металлолом многие винницкие заводы, в числе которых – всесоюзного значения «Химпром», «Терминал», а винницкий Ламповый завод, как известно, «продали» за одну (!) тысячу гривен.
Уйти в небытие заводу «Сектор» вместе с дорогостоящим оборудованием содействовала государственная и региональная верхушка. Когда в Украине, после развала СССР, началась бездарная приватизация, направленная якобы на поиск эффективного собственника, наши чиновники, а также правоохранители или молчаливо наблюдали за разворовыванием в особо крупных размерах в надежде урвать отваливающийся кусок, или же – принимали самое прямое участие в теневых схемах.
И по сей день, как выяснила RIA, государственная машина покрывает преступные последствия приватизации некоторых, «ненужных» тогда предприятий. Как в случае с бывшими акционерами, рабочими жмеринского ОАО «Сектор», которые на протяжении последних семи лет, уже доказав, в том числе в судах, факты умышленного доведения до гибели своего предприятия, отчаянно не могут восстановить справедливость.
Как отмечают эксперты, сполна эта справедливость в Украине и не сможет быть восстановлена – давно утрачены рынки сбыта, да и разворованное имущество не вернешь. Жмеринчане возлагают надежды только на Европейский суд по правам человека, куда, исчерпав все методы борьбы в родном отечестве, они обратились с требованием компенсации за утраченное право на труд и собственность.
Путь к ликвидации
Жмеринский «Сектор» начал работать как ремонтная база в 1969 году, постепенно наращивая мощности. Уже в начале 80-х годов на заводе функционировали химическое, инструментальное, радиотехническое производства, тесными были связи с военной отраслью, куда поставлялись запчасти к технике. Литейное производство занимало второе место в Украине. Нужно отметить, что и по настоящее время вентиля запорно–вакуумной арматуры и некоторые виды разъемов имеют стойкий спрос на рынках стран бывшего СССР.
В 95-м году завод попал под программу приватизации путем корпоратизации, а через год было создано ОАО «Жмеринский завод «Сектор». Через несколько лет, в связи с кризисным положением, собрание акционеров создало на его базе три дочерних предприятия: ДП «Радиосервис», «Секторпласт», «Секторсервис» при ОАО «Жмеринский завод «Сектор».
Масштабное разворовывание на заводе очевидно, но правоохранители, в нарушение сроков следствия, вот уже несколько лет не передают уголовное дело в суд. Не выполняется и решение Верховного суда Украины о нарушениях при ликвидации завода и направлении дела на новое рассмотрение
Постановлением Хозяйственного суда Винницкой области (январь 2004 года) ОАО становится банкротом, и его ликвидация поручается арбитражному управляющему.
В аудиторских документах, свидетельствующих об умышленном доведении до банкротства, содержится информация о том, что на момент этой ликвидации на самом деле ОАО было платежеспособным, а процедура ликвидации, следовательно, поспешна и необоснованна. И, тем не менее, губительный процесс тронулся: не проронили ни слова, ни налоговая администрация с пенсионным фондом, которые могли бы вернуть образовавшуюся задолженность по налогам и отчислениям, ни прокуратура, надзирающая за правильным исполнением законов.
Грамм золота с завода ушел за 20 копеек
К моменту ликвидации в активе ОАО было около 80 кг драгоценных металлов, которые входили в состав различных деталей, и вот каким незамысловатым образом их оценили: серебро – 5 копеек за 1 грамм, золото — 20 копеек, платина — 64, палладий — 48. Притом, что официальная стоимость драгоценных металлов в то время составляла в сотни раз больше: серебра – 72 копейки, золота — 51 гривна, платины – 111 гривен.
Собственно территория завода – это семь гектаров, на которых расположены здания и сооружения основного производства. Так вот, по ликвидационному балансу, корпус общей площадью 2 га был продан за 160 тысяч гривен, 4-этажное здание (площадью 1 га) – за 19 тысяч. Действующий железнодорожный путь длиной 500 метров оценен всего в 1,5 тысячи гривен. То есть, метр пути массой в 60 кг стоит меньше трех гривен! Для сопоставления: сейчас для укладки 1 километра колеи вместе с материалом нужно заплатить 1 миллион гривен.
При уставном фонде завода в 6,5 миллиона гривен он был продан за 600 тысяч. А около трех тысяч людей остались без работы.
Куда только люди не обращались: везде нагло кидают
Эти и другие детали нечистоплотной схемы легли в основу множественных обращений трудящихся в самые высокие инстанции. Абсолютно все – руководство страны, местная и генеральная прокуратура — знали о происходящем, но при этом ничего не делали, водили за нос, затягивали время, назначая все новые экспертизы, новых следователей и судей, отвечая формальными отписками.
— Если кто назовет любой государственный орган, который может помочь трудовому коллективу, я скажу, когда мы туда обращались или когда были там на приеме, — говорит бывший директор ДП «Радиосервис» Иван Резник. — Письменные обращения направлялись в министерства финансов, экономики, внутренних дел, СБУ, Генеральную прокуратуры, в Фонд госимущества, президенту, многим народным депутатам. По большому счету, ничего эти обращения не изменили, ведь все возвращалось в прокуратуру, как всегда в нашей стране: жалуешься наверх, спускают вниз, поручая снова «проверить» внизу. А областная милиция неоднократно отказывала в возбуждении уголовного дела в отношении тех лиц, которые получили колоссальные деньги от незаконной продажи имущества.
Под натиском акционеров все-таки возбужденное уголовное дело по факту заниженной оценки имущества было передано в следственное управление областной милиции. Но с 2008 года, в нарушение всех установленных сроков, оно так и не было передано в суд.
Хотя нарушения очевидны: к уголовному делу прикреплены и рецензии экспертных оценок научно-исследовательского экспертно-криминалистического Центра МВД Украины в Винницкой области. В выводах Центра черным по белому подтверждено, что стоимость объектов оценки имущества завода была занижена на сумму от 20 до 50%.
А вот в истории с оценкой драгоценных металлов, как выяснила RIA, ниточка тянется к должностному лицу частного предприятия «Профит» из Херсонской области. Так вот, эта фирма провела заниженную оценку… вообще не имея лицензии на проведение оценки лома драгоценных металлов и драгоценных камней.
Как рассказывают бывшие рабочие «Сектора», поведение прокуратуры вызывает дикое недоумение. Генеральная прокуратура запросто позволяет себе не отвечать на информационные запросы. И это было одной из многих точек кипения заводчан, которые обратились с иском в суд на бездействие прокурорских сотрудников. К чести Высшего административного суда (решение от 31 мая этого года) уличенную в бездеятельности Генпрокуратуру обязали выполнить требования акционеров «Сектора» и ответить на информзапросы относительно того, каким образом драгоценные металлы были проданы за копейки. И сейчас Генеральная прокуратура не выполняет решения суда (!).
— Уже не говорю об отношении к нам местной прокуратуры, — добавляет Иван Резник. — В официальный день приема в областной прокуратуре (при экс-прокуроре Александре Шморгуне – авт.) мы до вечера пробыли в приемной, нас не приняли, и нам даже пришлось составить акт по этому поводу.
И все же люди добились решения Верховного суда Украины относительно того, что процедура ликвидации ОАО «Жмеринский завод «Сектор» проведена с нарушениями и требует нового судебного рассмотрения.
— Это решение в Украине сейчас не выполняется, — говорит Иван Резник. — Поэтому мы обратились в Европейский суд по правам человека. Недавно пришел ответ о принятии нескольких наших обращений к рассмотрению. Надеемся, что таким образом справедливость будет восстановлена. И вот что интересно: недавно, 25 июля, коллегия судей хозсуда в Виннице своим решением утвердила незаконную ликвидацию предприятия. Продолжая борьбу за свои права на утраченную собственность в Украине, мы подали апелляцию в суд апелляционной инстанции в городе Ровно.
СПРАВКА
Когда можно обратиться в Евросуд?
Европейский суд по правам человека рассматривает споры между государствами и гражданами, а не между гражданами и юридическими лицами, поэтому если все суды отказали вам, например, в иске о взыскании заработной платы с вашего предприятия, то вы не можете предъявить такой же иск в Европейский суд. В этом случае вы можете обратиться туда с претензиями к Украине, которая не защитила ваши трудовые права в национальных судах.
Евросуд рассматривает не любые нарушения наших с вами прав, а только те, которые предусмотрены Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Т.е. жаловаться на Украину можно только в том случае, если она нарушила какое-то ваше право. Подать жалобу в Европейский суд можно только тогда, когда будут исчерпаны все внутренние средства защиты.
Артем Фляжников, для RIA, 3.08.11
Просмотреть PDF можно по этой ссылке: