Игорь Коломойский спустя 11 лет рассказал о своих приватизационных взаимоотношениях только с одним президентом, Леонидом Кучмой. А о комерческой стороне отношений с Виктором Януковичем и Петром Порошенко он, видимо, расскажет еще через 11 лет…
Олигарх, губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский без купюр рассказал народным депутатам о договоренностях с Леонидом Кучмой и Виктором Пинчуком, назвал суммы взяток и настоял на необходимости пересмотра результатов приватизации бывшего госхолдинга «Укррудпром», утверждая о ее незаконности, пишет Зеркало Недели.
Об этом он рассказал на недавнем заседании Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации, стенограмму которого приводит»Украинская правда».
Как отмечает УП, визит Коломойского стал неожиданностью для большинства парламентариев – они узнали о нем за несколько часов до начала заседания. По их словам, днепропетровский губернатор сам вызвался рассказать нардепам о том, как нечестно проходила приватизация в прошлые годы.
В итоге главным лейтмотивом выступления Коломойского перед комиссией стала незаконная приватизация государственного холдинга «Укррудпром».
«В 2004 году состоялась приватизация «Укррудпрома». На мой взгляд, она состоялась незаконно» — сразу заявил Коломойский.
«Я утверждаю не просто как человек со стороны, а как непосредственный участник тех событий и один из бенефициаров этой приватизации» — добавил он.
По убеждению коломойского, приватизация «Укррудпрома» изначально задумывалась так, «чтобы ограничить круг участников будущей возможной приватизации, и для того, чтобы это попало в определенные руки».
Он заявил, что в результате подписания Кучмой закона об особенностях приватизации «Укррудпрома» государство лишилось контрольных пакетов, блокирующих пакетов Южный ГОК, Сухая балка и КЖРК.
«По нынешним оценкам предприятия, которые потеряло государство, сегодня при плохом рынке оцениваются в $ 10 млр» — заявил олигарх.
Суть закона состояла в том, что приобрести эти предприятия имели право только те, у кого на момент приватизации было 25% одного из предприятий, входящих в «Укррудпром». Коломойский сомневается в конституционности этого положения, поскольку оно было ограничением для желающих поучаствовать.
Коломойский даже вызвался подготовить для комиссии весь пакет документов «с подробностями и хронологией»: как законопроект принимали в первом и втором чтении, кто отвечал за это, «кто кому заносил деньги, ну и так далее».
Кроме приватизации «Укррудпрома», Коломойский считает «наиболее вопиющими примерами» также «Криворожсталь» и «Никопольский ферросплавный завод»
Он также вспомнил, как в 2013 году произошло «вопиющее событие» — бизнесмен Виктор Пинчук подал судебный иск в Лондонский суд на Коломойского и его бизнес-партнера Геннадия Боголюбова.
«В судебном иске Пинчук рассказывает, что приобрел у меня предприятие Криворожский Железорудный Комбинат (КЖРК). Якобы он заключил с нами сделку, и мы продали ему это предприятие.
«На самом деле, он трактовал в английском суде вымогательство взятки, которая полагалась для Кучмы за подписание закона об особенностях приватизации «Укррудпрома» – заявил Коломойский.
«Все события подробно описаны в моих с Боголюбовым показаниях в Лондонском суде. Трактуются не иначе, как Пинчук вымогает с нас возвращения той взятки. Но он не говорит, что это взятка, а что якобы деньги ему предложены за КЖРК» — рассказывал далее Коломойский.
«Я считаю, что у нас это будет процесс если не века, то показательный процесс времен Кучмы. В случае, если Пинчук не отзовет иск. А есть риск, что отзовет» — резюмировал он.
При этом на вопрос бывшего журналиста, а ныне депутата Сергея Лещенко о том, считает ли Коломойский взяткой «$ 5 млн в месяц, которые он платил Пинчуку в 2004 году за управление «Укрнафтой»» и является ли его выступление «явкой с повинной», олигарх ответил «Да».
При этом со смехом добавил: «Мы же знаем, что тот, кто дал взятку и первый пришел, сказал об этом – ему ничего за это не будет».
Кроме приватизации «Укррудпрома», Коломойский считает «наиболее вопиющими примерами» также «Криворожсталь» и «Никопольский ферросплавный завод».
Далее, процесс приватизации в период 2010-2014 годов, Коломойский описал так: «Они (режим Януковича) как начали в 2011 году приватизировать, так мы просто читали об этом как сводки из зоны АТО».
«Там Фирташ покупал по нескольку облгазов каждый день, больше никто не участвовал в конкурсе, — всмпомнил Коломойский, — а ДТЭК (Рината Ахметова – ред.) покупал облэнерго и генерации».
«То есть у нас играют в футбол все, а выигрывает Германия. В приватизации участвуют все, а покупает исключительно Ахметов» — добавил Коломойский к своему описанию процесса приватизации энергопредприятий.
«То есть нам четко было сказано, что Янукович конкретно вызывал потенциальных покупателей, и говорил, что тут у нас есть системные люди с системными интересами, поэтому особо не суйтесь – «Секир-башка, снег упадет, совсем мертвый будешь!» – рассказал Коломойский подробности активной приватизации в эти четыре года.