Бизнес-интересы окружения президента и премьера могут погубить совместные политпроекты — от объединения фракций до единой игры на местных выборах
Военная угроза и давление внешних кредиторов кое-чему научили украинские постреволюционные власти с 2005 года. Десять лет назад после оранжевой революции публичная и неприкрытая борьба за власть и бизнес между людьми президента Виктора Ющенко и премьер-министра Юлии Тимошенко закончилась дискредитацией обоих в глазах избирателей, что, в конечном счете, привело к власти Виктора Януковича и второму, уже кровавому Майдану.
В 2014 году в Украине после второй революции и к власти снова пришли евроинтеграторы с обещаниями радикальных изменений в обществе. Но, как и в 2005 году, основная борьба между людьми президента и премьера, Петра Порошенко Арсения Яценюка, развернулась не за эффективные экономические реформы, а за контроль над государственными активами и денежными потоками, пишет ЛIГАБiзнесIнформ.
Правда, в отличие от Ющенко-Тимошенко, нынешний дуэт главных лиц страны старается не выносить сор из избы. Взаимных обвинений премьера и президента не слышно ни на пресс-конференциях, ни в выпусках новостей на ТВ. Более того, политические группы, ориентированные на Порошенко, Яценюка и их партнеров, инициируют совместные политические проекты: единую игру местных выборах и возможное объединение парламентских фракций БПП и НФ. Будущее этих проектов во многом зависит от того, как лидеры утрясут бизнес-конфликты своих партнеров и друзей.
Пока группы влияния обеих политиков предпочитают вести подковерные игры, подальше от лишних глаз и ушей. Но это не означает, что противостояние людей Порошенко и Яценюка менее ожесточенно, чем их предшественников. Борьба окружений и новых кураторов напрямую влияет на целые отрасли и наносит убытки государству. Как репутационные, так и финансовые.
ЛІГАБізнесІнформ выбрала наиболее явные конфликты в бизнесе окружения премьера и президента.
УГОЛЬ И ЦЕНТРЭНЕРГО
Почти год назад разразился скандал вокруг поставок якобы некачественного угля из ЮАР, который изменил баланс игроков в энергетической отрасли.
4 ноября прошлого года неожиданно для всех президент Петр Порошенко поручил подконтрольным ему силовым ведомствам проверить на предмет коррупции операции по закупке импортного угля.
Спустя несколько дней руководители государственных компаний Укринтерэнерго и Центрэнерго были допрошены в здании Генпрокуратуры. Было возбуждено уголовное дело, на имущество подозреваемых суд наложил арест, экс-глава Укринтерэнерго Владимир Зиневич стал не выездным из страны.
С тех пор государство не покупает уголь из ЮАР. Но активно вывозит топливо из неподконтрольных территорий. По сути, налажен большой бизнес на покупке топлива у боевиков ДНР/ЛНР.
Скандал привел к смене министра энергетики и угольной промышленности. Новым главой энергетического ведомства стал ставленник президента Владимир Демчишин, сменивший в кресле назначенного по квоте Яценюка Юрия Продана. Как следствие, в сферу влияния Банковой перешла компания Центрэнерго, отвечающая за вывоз дефицитного угля из зоны АТО.
Сейчас конфликт по линии Яценюк-Порошенко четко прослеживается на фоне ситуации с Центрэнерго. Кабинет Министров планирует приватизировать компанию в конце этого года. Для этого правительство еще 17 июня поручило Минэнерго передать Фонду государственного имущества акции Центрэнерго. Спустя два месяца Демчишин так и не подписал приказ о передаче акций. Министр озвучил около десятка причин, почему не стоит спешить с приватизацией Центрэнерго.
Реальная причина с промедлением продажи намного банальней. ЛІГАБізнесІнформ уже писала, что угольные потоки на Центрэнерго курирует первый заместитель руководителя фракции блока Порошенко Игорь Кононенко. Смена владельца акций Центрэнерго может означать потерю выгодного бизнеса в пользу других интересантов.
«Передаче акций Центрэнерго я действительно противодействую, — объяснял свое поведение Демчишин журналистам 21 июля после заседания правительства. — Просто забрать у меня акции и назначить новых людей, которые будут управлять этим активом, — это корпоративная война».
ЗАПОРОЖЬЕОБЛЭНЕРГО
Запорожьеоблэнерго — одна из крупнейших в Украине энергоснабжающих компаний с годовым оборотом более 4 млрд гривен. С конца апреля компания находится в состоянии корпоративного конфликта, сторонами которого являются, в том числе, бизнесмены близкие к премьер-министру и президенту.
Государству принадлежит 60,2% запорожской компании, которые и планируется продать в конце этого года. Много лет Зпорожьоблэнерго контролируют братья Григорий и Игорь Суркисы через лояльный менеджмент. Другими миноритарными акционерами компании являются Константин Григоришин и Игорь Коломойский.
После того, как правительство объявило о планах приватизации Запорожьоблэнерго, из компании начали вымывать деньги.
В конце 2014 года облэнерго подписала с малоизвестной Холдинговой компанией Энергомережа (Киев) несколько договор об уступке прав требования долга за электроэнергию на сумму около 350 млн гривен. В менеджмент ХК Энергомережа входят представители как Суркисов, так и компаний Григоришина. Такие же договора с ХК Энергомережа подписала другая энергоснабжающая компания — Черкассыоблэнерго. Эта компания контролируется Григоришиным.
21 апреля Фонд государственного имущества решил сменить главу Запорожьоблэнерго Игоря Корниленкова, близкого к Суркисам. Вместо него был избран Виталий Цадо. Правда, новый руководитель на рабочее место так и не был допущен.
Цадо было принято было считать человеком Григоришина (в 2008-2009 он возглавлял Луганское энергетическое объединение, которым владеет российский олигарх. — ред). Впрочем, это не совсем так. Один из руководителей Запорожьеоблэнерго сообщил ЛІГАБізнесІнформ, что инициатором назначение Цадо был давний соратник Яценюка бизнесмен Николай Мартыненко.
О том, что депутат от Народного фронта пытается взять под контроль Запорожское облэнерго говорил в одном из интервью Геннадий Корбан, давний бизнес-партнер Коломойского.
Именно Министерство внутренних дел, подконтрольное Яценюку, открыло уголовное производство по факту хищения 950 млн гривен служебными лицами запорожской компании. Несмотря на это, ФГИ передумал менять нынешний менеджмент Запорожьоблэнерго.
В конце июля фонд подал несколько исков с требованием отменить результаты собрания акционеров, на котором Цадо был избран главой компании. Борьба за актив закончилась в пользу нынешних миноритарных акционеров. 10 августа один из исков был удовлетворен.
21 августа пресс-служба Запорожьоблэнерго сообщила, что Генеральная прокуратура, подочетная президенту, уже закрыла дело по факту хищению средств из компании.
«Сейчас на госпредприятиях наживаются олигархи, которые не несут никакой ответственности за происходящее и зачастую формально вообще не имеют отношения к компании, — рассказывал в интервью ЛІГАБізнесІнформ глава ФГИ Игорь Белоус. — Но при этом всю прибыль тем или иным способом получают именно они, а не государство».
ОДЕССКИЙ ПРИПОРТОВЫЙ ЗАВОД
Многие годы находящийся в госсобственности Одесский припортовый завод входил в сферу влияния Дмитрия Фирташа. Структуры бизнесмена в 2012-2013 годах были основными поставщиками природного газа для ОПЗ, за который предприятие до сих пор не рассчиталось.
После смены власти между новыми бизнес-элитами началась борьба за контроль над денежными потоками ОПЗ. В конце марта завод подписал контракт на отгрузку аммиака с гонконгской компанией ExpoTrade Global Limited, зарегистрированной за несколько дней до сделки.
От ExpoTrade контракт подписала Ольга Ткаченко, которая до последнего времени являлась директором торгового центра Sky Mall, принадлежащего бизнесмену Андрею Адамовскому. Сама Ткаченко, кроме работы в Sky Mall, являлась помощником народного депутата от Блока Порошенко Александра Грановского, давнего партнера Адамовского. Правда, этот контракт так и не вступил в силу.
Спустя месяц за контроль над ОПЗ включились люди из окружения премьер-министра. 28 апреля по инициативе ФГИ и по согласованию с Кабинетом министров в состав наблюдательного совета Одесского припортового завода был избран Сергей Перелома.
Сейчас он занимает должность первого заместителя главы НАК Нафтогаз Украины. Но известен Перелома, в первую очередь, как давний бизнес-партер Николая Мартыненко и Давида Жвании, людей из окружения премьера.
Решение о назначении нового набсовета в суде оспаривал депутат от БПП Сергей Хлань. В итоге в июне ОПЗ меняет покупателей продукции. Завод подписывает два новых договора. Первый — на поставку аммиака с малоизвестной Newscope Esates Limited (Лондон). Второй — на давальческую переработку природного газа с киевской компанией Газтранспроект со счетами в Диамантбанке, одним из совладельцев которого является Давид Жвания.
Эти контракты стали известны благодаря депутату от блока Порошенко Сергею Каплину, который прямо обвинил Яценюка в контроле над экспортом продукции Одесского припортового завода. Крупный предприниматель, знакомый с ситуацией вокруг ОПЗ, рассказал что контракт с Газтранспроектом так и остался на бумаге. А вот экспорт продукции через Newscope Esates Limited осуществляется.
С августа к борьбе за денежные потоки ОПЗ подключилась группа Приват Игоря Коломойского. Подконтрольная днепропетровцам Компания Энергоальянс начала поставлять природный газа на завод. Это совпало с решением правительства отложить приватизацию 5% акций ОПЗ, которая планировалась на 26 августа.
«Сегодня завод контролируют олигархи и правительство обязано поменять наблюдательный совет и директора, — считает губернатор Одесской области Михаил Ссаакашвили. — Только тогда можно будет поверить, что олигархи утратили влияние, и завод вернулся народу Украины».
ТОПЛИВО КУРЧЕНКО
Во времена президентства Виктора Януковича компании бизнесмена Сергея Курченко были крупнейшими игроками на рынке нефтепродуктов. В феврале 2014 года способный олигарх спешно покинул страну, оставив после себя тысячи тонн нефтепродуктов, которые так и не успел продать.
Новая власть по инициативе МВД арестовала топливо беглого бизнесмена и пообещала провести открытый конкурс по реализации нефтепродуктов. Конкурса не было. Основной объем бензина и дизтоплива Курченко были проданы государственным предприятием Укртранснефтепродукт через компанию Укройлпродукт. Последняя входит в группу Фактор бизнесмена Сергея Тищенко, близкого знакомого депутата от Народного фронта Сергея Пашинского.
В свою очередь ГП Укртранснефтепродукт, согласно расследованию Украинской правды, контролируется Пашинским и Тищенко.
Нефтепродукты компаний Курченко, хранились в резервуарах Одесского НПЗ, Херсонского нефтеперевалочного комплекса и нефтебазе в Василькове. Речь идет как минимум о 28 тыс. тонн, которые были реализованы с октября прошлого по февраль этого года без конкурсных торгов.
Уже в мае этого года по этому факту было открыто уголовное производство. Но если в ситуации с вымыванием средств Запорожьеоблэнерго следствие ведет МВД, подконтрольное Арсению Яценюку, то в деле о «нефтепродуктах Курченко» ситуация зеркальная — этой темой занимаются Генеральная прокуратура и СБУ, подотчетные Петру Порошенко.
Согласно материалам дела, обнародованного 30 июля в реестре судебных решений, должностные лица ГП Укртранснафтепродукт без проведения обязательной конкурентной процедуры заключили с ООО Укройлпродукт договор поставки и реализовали 27 946,1 тонн нефтепродуктов. «В результате нарушения порядка реализации нефтепродуктов, и продажи их по заниженной цене, а также безосновательном использовании средств, полученных от реализации, служебными лицами Укртранснефтепродукта государству нанесен материальный ущерб на общую сумму 341,151 млн гривен», — говорится в документе.
Согласно служебной записке Минэнерго, Укройлпродукт до сих пор не перечислил государству за отпущенные нефтепродукты 249,4 млн гривен в связи с отсрочкой платежей до двух лет.
«Средства от реализации арестованых нефтепродуктов в государственный бюджет не перечислялись, несмотря на требования постановления Кабинете Министров», — говорится в служебной записке Минэнерго.