«На базе Дельты создадут переходной банк, куда передадут обязательства, гарантированные государством, а также обязательства перед НБУ и перед кредиторами, обязательства перед которыми обеспечены залогом.
Гарантированные государством вклады (до 200 тыс.грн. — «ДС»), которые еще не выплачены, будут заморожены. Предварительно — на три года. Вкладчики, чьи депозиты превышают 200 тыс. грн, вообще останутся ни с чем», — рассказал собеседник «ДС». По данным Фонда гарантирования, по состоянию на 7 августа вкладчикам Дельта Банка выплатили гарантированные государством депозиты на сумму 8 млрд грн. (из 16 млрд грн.). Что касается крупных вкладчиков, то на момент введения временной администрации финучреждение задолжало им свыше 15,13 млрд грн. Если переходный банк будет создан, ему отойдут права требования по кредитным договорам физлиц и предприятий (на сумму свыше 18 млрд грн), а также ценные бумаги, недвижимость и основные средства.
Официально ни Фонд гарантирования вкладов, ни ГИУ не комментируют результаты инвестконкурса. Как заявлял раньше заместитель директора-распорядителя Фонда Андрей Оленчик, еще летом заявки на Дельту подавали восемь квалифицированных инвесторов, пять из которых предлагали создать на его базе переходной банк, еще три претендовали на покупку части активов. Кроме ГИУ покупкой активов интересовалась компания МТС, у которой в банке завис депозит на 1,4 млрд грн. К незадачливому детищу Лагуна также присматривались в ПриватБанке Игоря Коломойского и государственном Ощадбанке. Фонд дважды сдвигал сроки подачи документов, чтобы претенденты на покупку смогли провести оценку активов. «Но по завершению оценки желающих стало намного меньше. Документы на участие в конкурсе подало только ГИУ», — рассказывает источник.
Впрочем, далеко не факт что ГИУ все же получит добро на создание переходного банка. Собственных денег для этого у ипотечного учреждения нет. И даже если Нацбанк согласует покупку, ГИУ придется обращаться за финансированием в Минфин. Поэтому итог сделки будет зависеть от ведомства Наталии Яресько и его согласия выделить ГИУ миллиарды. Только гарантированных государством депозитов в Дельта Банке — больше 16 млрд грн. Еще 9 млрд грн — рефинансирование от НБУ, и еще почти столько же — средства госучреждений: 3,5 млрд грн — самого ГИУ, 1,6 млрд грн — Укрэксимбанка, 3,3 млрд грн — Ощадбанка.
Средства на покупку банка в госказне есть. В этом году Минфин заложил в бюджет 36,5 млрд грн для рефинансирования банков, из которых 20 млрд грн — на поддержку финансовых возможностей Фонда гарантирования вкладов. Но возникает вопрос — нужна ли в принципе такая сделка? Предыдущий опыт национализации проблемных банков оказался неудачным. В 2009 году Минфин сделал попытку спасти Родовид Банк, банк «Киев» и Укргазбанк. Но из этой троицы выжил только Укргазбанк. Санационный банк, созданный на базе Родовид Банка, так и не заработал, а в этом году Нацбанк признал неплатежеспособным государственный банк «Киев». Оставшиеся на рынке три действующих госбанка конкурируют между собой, поэтому их работу хотят переформатировать. Согласно планам Минфина, Ощадбанк будет специализироваться на работе с розничными клиентами, Укргазбанк — с малым и средним бизнесом, а Укрэксимбанк сосредоточится на работе с экспортерами и импортерами. Какая роль достанется еще одному госбанку — неизвестно.
Если Минфин все-таки даст добро ГИУ, то порядка 35 тыс. вкладчиков, у которых в банке зависли депозиты на сумму свыше 200 тыс. грн, останутся ни с чем. Тем более, что по утверждению клиентов Дельты, сейчас с активами банка происходят всевозможные манипуляции. «Планируем обращаться в Генпрокуратуру. В частности, хотим, чтобы ГПУ проверила законность действий, которые дали возможность внеочередного удовлетворения требований кредиторов-юрлиц, чьи требования обеспечены залогом», — заявил один из клиентов банка. Активисты утверждают, что в последнее время кредиторы Дельта Банка — юрлица находят способы, чтобы перевести свои требования в разряд обеспеченных (для этого задним числом в отчетности «рисуют» залоги). Таким образом, их обязательства вместе с активами будут переданы в переходной банк и они получат шанс вернуть свои средства. А вот шансы крупных вкладчиков вернуть деньги резко упадут: активов, которые фонд смог бы продать и рассчитаться с клиентами, не останется.
Источник: dsnews.ua