19 сентября завершился период регистрации политических партий для участия в местных выборах. Центральная избирательная комиссия зафиксировала решение об участии в местных выборах 132 партий. Еще 10 партий не смогли выполнить требования закона о местных выборах.

Такое большое число участников местных выборов у многих вызывает недоумение и критическое отношение. Но следует учитывать, что в данном случае проявляется специфика украинской политики и особенности местных выборов. Как говорится, все познается в сравнении.

На конец августа 2015 г. Министерством юстиции Украины было зарегистрировано 290 политических партий. То есть в местных выборах принимает участие менее половины зарегистрированных в Украине партий. Возникает вопрос, а зачем создают партии, если они не участвуют в выборах? Это давняя тема для острых дискуссий. Не вдаваясь в детали, отметим одно важное обстоятельство – в абсолютном большинстве случаев регистрируют не реально созданную партию, а фактически лишь ее юридический ярлык, которым затем торгуют на рынке политических услуг. Так или иначе, выбор на рынке политических услуг очень богатый. При этом не особо заморачиваются с названиями. Даже среди партий, зарегистрированных для участия в нынешних выборах, можно найти партии с почти идентичными названиями. Например, партия «За конкретные дела» и «Партия конкретных дел». И этот список можно продолжить. В ряде случаев речь идет об откровенных клонах. Политическая партия «Объединение «Самопомощь» (во главе с А.Садовым) возмутилась тем, что в списке партий, зарегистрированных для участия в местных выборах, есть политическая партия «Самопомощь». Я уж не говорю о целых группах «народных», «демократических», «зеленых», «гражданских», «национальных» партий, и т.д., и т.п. Нет никаких проблем с переименованием партии. Поэтому в зависимости от политической конъюнктуры, связанной, в том числе и со спецификой местных выборов, могут появляться именные блоки, политические объединения «черкассчан», «херсонцев» и др.

Необходимо также принимать во внимание тот факт, что в местных выборах традиционно участвуют гораздо больше партий, чем, например, в парламентских выборах. На местных выборах 2010 г. в одномандатних округах депутатами были избраны представители 118 партий, а в многомандатных округах – 98 партий. Приведенные данные также показывают, что на местных выборах решающую роль играет популярность и влияние кандидата, а не известность партийного бренда. К тому же местные элиты на местных же выборах очень часто используют малоизвестные партийные проекты как свою собственную партийную платформу, для того, чтобы не зависеть от больших партий, их вождей и спонсоров.

В этой связи есть смысл отреагировать на дискуссию о так называемых «технических проектах» на местных выборах. Использование ярлыка «технический проект» в некоторых публикациях, посвященных нынешним местным выборам, является либо чрезмерным упрощением ситуации, либо откровенной политтехнологической манипуляцией. На мой взгляд, техническими проектами можно считать партии-клоны, а также партии, которые делегируют своих представителей в избирательные комиссии, но при этом почти не участвуют в выборах, выдвигая всего несколько кандидатов по всей стране. Если же партия принимает масштабное участие в выборах, выдвигая тысячи кандидатов по всей стране, претендуя на выигрыш выборов мэров городов и преодоление пятипроцентного избирательного барьера в целом ряде регионов, то такую партию некорректно считать техническим проектом.

Конечно же, Администрации Президента Украины выгодно, чтобы у «Оппозиционного блока» были реальные электоральные конкуренты в русскоязычных регионах страны. Но искусственный «технический проект» реальным конкурентом не станет. Почему «Оппозиционный блок» так истерично реагирует на активность партий «Наш край» и «Возрождение»? Да потому, что видит в них реальных и опасных конкурентов. Кандидаты в мэры и депутаты от партий «Наш край» и «Возрождение», а также от ряда партий с локальной поддержкой в русскоязычных регионах, идут на выборы не потому, что это выгодно Администрации Президента, а потому, что это отвечает их собственным интересам. На нынешних выборах местным элитам выгодно дистанцироваться как от новой власти, так и от прежней (в лице «Оппозиционного блока»). Идеология местного патриотизма представляется им более оптимальным политическим позиционированием, чем оголтелая и агрессивная оппозиционность, свойственная «Оппозиционному блоку».

Особое значение имеет и то обстоятельство, что на нынешних местных выборах региональные элиты проявили склонность к объединению на общенациональном уровне. Такие попытки предпринимались и ранее (в частности, в 2007 и 2010 гг.), но не имели особого успеха и не получили поддержки влиятельных представителей местных элит. В этот раз запрос на объединение проявился гораздо более последовательно и системно, что наверняка обусловлено и нынешней политической ситуацией. В этой связи очень показательно, что масштабы участия в местных выборах-2010 партии «Наш край» сопоставимы с масштабами участия некоторых парламентских партий. Партия, объединившая в своих рядах более 60 действующих и бывших мэров, априори станет одним из электоральных лидеров во многих регионах Украины. Одним из фаворитов в целом ряде регионов будет и вышеупомянутая партия «Возрождение», которая, к тому же, имеет и собственную депутатскую группу в парламенте. В этой связи очень показательны данные социологического исследования по Харькову (аналитический центр Pollex, 7-13.09.2015). Лидирует партия «Возрождение» – 15,9%. Очевидно, что это лидерство обусловлено тем, что именно от партии «Возрождение» будет баллотироваться на пост мэра Харькова нынешний харьковский градоначальник Г.Кернес. На втором месте «Солидарность – Блок Петра Порошенко» – 15,6%. Только на третьем месте «Оппозиционный блок» – 13,1%. На четвертом месте партия «Наш край» – 7,8%. Хорошие шансы преодолеть пятипроцентный барьер имеют также «Батькивщина» (5,6%) и «Самопомощь» (4,3%). Думаю, что похожую картину (хотя и с различной комбинацией лидирующих партий) мы увидим в большинстве других областей и городов страны. Серьезную конкуренцию парламентским партиям составят политические силы, опирающиеся на влияние и популярность местных лидеров.

b87f4-fes60

 Володимир ФесенкоПолітолог, керівник Центру політичного аналізу «Пента»  УП

 

Предыдущая статьяУ Порошенко занялись плагиатом «диктаторских законов 16 января»? (ИНФОГРАФИКА)
Следующая статьяБеженцы в Европе: вопросы, которые стыдно задавать Главное, что требуется знать про мигрантов в ЕС