Президент выступил с инициативой по снятию депутатской неприкосновенности, якобы повторив норму из «диктаторских законов».
Эксперты отмечают, что уже введены заочное судопроизводство и видеофиксация нарушений на дорогах из того же пакета. А некоторые законодательные инициативы при новой власти превосходят «диктаторские».
«Прикрываются мандатом»
Президент Петр Порошенко выступил за упрощение процедуры снятия депутатской неприкосновенности. «Я бы внес изменения в закон о регламенте ВР, который бы дал возможность задерживать преступников, которые прикрываются депутатским мандатом», — заявил Глава государства в интервью украинским телеканалам.
Напомним, 17 сентября генпрокурор Виктор Шокин обратился к депутатам с просьбой дать разрешение на привлечение к уголовной ответственности нардепа от Радикальной партии Игоря Мосийчука. Он показал видео, якобы подтверждающее коррупционные действия со стороны нардепа, и тотчас получил разрешение на его арест. Заседания Регламентного комитета, предусмотренного законодательством, по этому вопросу не было.
«Это — не дело депутатов»
Президент заявил, что нарушение регламента Верховной Рады во время снятия неприкосновенности с Игоря Мосийчука, а также разрешение парламента в обход Регламентного комитета на арест было мерой, которая предотвратила возможность его уклонения от ответственности.
«Это не дело депутатов — членов регламентного комитета — подменять собой правоохранительные органы и суды. Это не их дело», — заявил Президент Порошенко. «Если кто-то считает, что есть нарушения — у нас демократическое государство, может обратиться в суд», — заключил он.
«Пальма первенства»
Экс-заместитель главы Администрации президента (2010-2014) Андрей Портнов напомнил в Facebook, что норма о снятии неприкосновенности с народных депутатов без выводов регламентного комитета содержалась в пакете законов, принятых 16 января 2014 года.
«Именно так и выглядел закон, являющийся сейчас фундаментом репрессий для бывших членов украинского парламента и именно это предложение было проголосовано в период прошлогодних массовых беспорядков», — написал он, подчеркнув, что «этой инициативой Петр Порошенко окончательно захватил пальму первенства в копировании диктаторских законов 16 января 2014 года, принятых при прошлой власти».
«Хорошо усвоив опыт»
«Учитывая, что все остальные элементы диктаторских законов или уже предложены новой властью или проголосованы, эта президентская инициатива практически завершает комплект законодательного плагиата от 16 января 2014 года», — отметил Андрей Портнов: «Хорошо усвоив опыт работы в команде Виктора Януковича, Петр Порошенко решил копировать предшественника без каких-то изменений и дополнений и предложил немедленно задерживать депутатов, прикрывающихся мандатом».
«Законодательный плагиат»
После принятия пакета законов 16 января 2014 года фракция «Батькивщина» выступила с заявлением, в котором впервые было использовано словосочетание «диктаторские законы». Через две недели эти законы были отменены. А с декабря 2014 года начаты уголовные производства по организации голосования. 14 мая 2015 года, депутатам, голосовавшим за «диктаторские законы», запретили баллотироваться в ректоры вузов.
Однако, ряд положений законов 16 января нашел продолжение в законодательных инициативах власти.
Запрет на балаклавы и езду больше пяти авто
Законы 16 января предлагали ряд ограничений и усиливали ответственность за уже предусмотренные законодательством нарушения, часть которых относилась к участникам акций протеста. Например, вводился штраф (до 850 грн.) за движение в колоннах более пяти автомобилей, вводился запрет на ношение масок во время митингов.
Примечательно, что в действующих Правилах дорожного движения (п. 25.4) указывается, что автоколонна должна быть разделена на группы не более пяти транспортных средств, чтобы обеспечивать возможность обгона. А запрет на маски-балаклавы уже дважды был озвучен Президентом Порошенко.
Международный опыт
Первый раз Президент объявил о запрете на маски-балаклавы во время визита в Одессу 23 октября 2014 года. Тогда он сообщил, что скрывать лица можно будет только тем силовикам, которые действуют в зоне АТО. Президент анонсировал, что новые правила 24 октября 2014 года сообщит министр внутренних дел Арсен Аваков.
Во второй раз о запрете балаклав Петр Порошенко заговорил 2 июля 2015 года на совещании с силовиками во Львове. «Я намерен внести в Раду представление о запрете ношения балаклав в мирных местах», — заявил Президент, подчеркнув, что в два раза возросло количество преступлений, совершенных в масках-балкалавах. Отметим, что маски на митингах запрещено носить во Франции, Швеции, Германии, Испании, Австрии, Канаде, Швейцарии (в 6 кантонах из 20), в США (в 15 штатах из 50).
Как у них?
Ряд законов 16 января, признанных в Украине «диктаторскими», повторял зарубежные нормы. Например, закон, предусматривающий наказание за блокирование зданий, которые обеспечивают деятельность органов власти, (предлагалось ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на такой же срок). В Чехии за блокирование работы государственных учреждений полагается от 3 до 10 лет тюрьмы. А в Германии попытка захвата власти и изменения порядка наказываются пожизненным лишением свободы (или не менее 10 лет).
Законы, предусматривающие наказание за распространение клеветы (в Украине предлагалось наказание в виде штрафа до 850 гривен) введены в 21 европейской стране, в том числе в Великобритании, Германии, Швейцарии. Ответственность за распространение порочащих сведений (диффамацию) введена в 19 штатах США.
Более европейские
Директор аналитического центра «третий сектор» Андрей Золотарев отмечает , что пакет законов, принятых ВР 16 января, был более европейским, чем многие инициативы новой власти. «Если говорить о «законах 16 января», то целый ряд их норм присутствует в европейских законах», — сказал он.
Эксперт отметил, что «диктаторские» законы предусматривали штрафы (за движение в автоколонне более 5 машин), админаресты (за присутствие на митингах в масках, с оружием, газовыми балончиками, взрывчаткой). Уголовная ответственность в виде штрафов и ограничения свободы наступала лишь за блокирование государственных зданий, незаконную слежку за работниками правоохранительных органов, клевету, разглашение секретной информации, призывы к нарушению территориальной целостности страны.
Перешагнули «диктаторские» законы.
В октябре 2014 г. экс-пресс-секретарь Президента Петра Порошенко Ириной Фриз регистрировала закон о тюремных сроках (до 10 лет) лишь за призывы к неповиновению. В феврале 2015 в депутат Константин Матейченко («Народный фронт») предложили сажать в тюрьму на три года за подрыв авторитета власти.
«Такие законопроекты демонстрируют крайне низкий уровень правовой культуры, отсутствие понимания демократии и знания элементарных статей Конституции Украины некоторыми народными депутатами. Но по числу таких предложений нынешняя власть уже перешагнула уровень «диктаторских законов 16 января», которые были приняты и отменены во время Майдана», — отметил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
«Монополия на истину»
Кроме инициатив, не нашедших воплощение в законах, эксперты отмечают новые нормы законодательства, которые превзошли «диктаторские». Так, Андрей Золотароев упоминает Закон «об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов», который по его мнению, уничтожает возможность появления левых сил, которые захотят принять на вооружение общепринятую у европейских «левых» символику.
«То, что продуцирует этот закон, это монополия на истину. Это, по сути, новый диктаторский закон. Закон, который неоправданно криминализирует пропаганду», — отмечает эксперт.
Напомним, что закон о декоммунизации предусматривает до пяти лет тюрьмы за использование советской символики. А «диктаторские законы» от 16 января 2014 года предусматривали наказания за надругательство над памятниками борцам с фашизмом, за оправдание преступлений фашизма.
Источник: ru.golos.ua