«ДС» проанализировала наиболее спорные нормы принятого в первом чтении законопроекта
Верховная Рада приняла в первом чтении проект Трудового кодекса (законопроект №1658). Многострадальный документ поступил в парламент еще в декабре прошлого года, а в мае нынешнего был заменен подкорректированным вариантом. То, что предложенная версия Трудового кодекса не является идеальной, признали сами парламентарии. Они решили основательно доработать его ко второму чтению, отведя на это три недели, а не две, как обычно.
Рабство или аутсорсинг?
Законопроект предлагает расширить права работодателей. Например, предоставить им право без согласия работника перевести его на другое рабочее место или оправить в другое структурное подразделение компании (ст. 65 Трудового кодекса). Если новая работа находится далеко от прежней (к примеру, в другом районе города), потребуется письменное согласие работника. Но если тот откажется ездить «за тридевять земель», то будет уволен.
Согласно ст. 68, работодатели также смогут «обмениваться» работниками, правда, если последние не будут возражать против этого. «Но в украинских реалиях такой перевод будет принудительным, потому работнику придется дать согласие, чтобы не потерять работу. По сути, это возврат в рабство. Срок перевода может быть бесконечным, ведь его сроков проект Трудовой кодекс не устанавливает», — заявил «ДС» глава Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец. Защитники нового ТК с такой трактовкой положений не согласны. «Какое может быть рабство? У рабов ничего не спрашивают, а тут надо письменное согласие», — заявил спикер ВР Владимир Гройсман, выступивший в качестве соавтора законопроекта.
Аутсорсинг (то есть предоставление персонала в аренду) распространен во многих странах. Однако в Украине такая конструкция трудовых отношений в новинку, на законодательном уровне все нюансы передачи не урегулированы. Поэтому не исключено, что работодатели будут злоупотреблять этим правом, тем более что добиться письменного согласия работника при нынешнем уровне безработицы будет очень просто — достаточно пригрозить ему увольнением.
Работать заставят больше
Если сотрудник не сделал вовремя профилактическую прививку или не прошел медосмотр, он может быть уволен с работы без предупреждения
Как бы ни уверяли приверженцы нового ТК, что не будут заставлять украинцев больше работать, это верно лишь отчасти. Согласно ст. 130 продолжительность рабочего времени составит 40 часов в неделю, как и по действующему КЗоТ. Но в положениях законопроекта есть хитрость: работа на условиях ненормированного рабочего времени предусматривает, что сотрудник эпизодически обязан работать более 40-часов в неделю (ст. 153). Но это будет считаться сверхурочной работой только если человек привлекается работодателем к работе сверх нормы систематически (дважды в течение месяца). Проще говоря, работодатель сможет раз в месяц заставлять работника трудиться более 40 часов в неделю без дополнительной оплаты. Однако такая работа объективно подпадает под категорию принудительного труда.
Кроме того, согласно ст. 37, работодатель может возложить на работника выполнение дополнительных обязанностей, если объем работы, по его мнению, не обеспечивает полной занятости. За эти дополнительные обязанности предлагается только доплата по договоренности сторон и то, если дополнительная работа окажется выше оплачиваемой основной. То есть, руководитель предприятия сможет на законных основаниях не только «повесить» на человека дополнительно задание, но и раз в месяц оставить его на работе на пару-тройку часов, а то и больше.
Под электронным «колпаком»
Противоречиво с точки зрения соблюдения прав человека выглядит и ст. 30 Трудового кодекса. Она позволяет работодателю контролировать выполнение работниками трудовых обязанностей с использованием технических средств (аудиозаписей, видеонаблюдения и т. п.), если это обусловлено «особенностями производства». По словам Людмилы Денисовой, под этим термином авторы законопроекта подразумевали торговлю и производство драгметаллов. Правда, в тексте документа это не указано. Ничего не сказано и о том, как будут храниться записи, смогут ли работники с ними ознакомиться, не будет ли обнародована конфиденциальная информация и т. д.
Профсоюзы не спросят
Нынешний вариант Трудового кодекса значительно сужает сферу влияния профсоюзов. Согласие профобъединения на увольнение работника понадобится только в случае его сокращения (ст. 86), состояния здоровья и недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (ст. 93). Во всех других случаях, предусмотренных ст. 92-97 (в т.ч. ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, неявка на работу вследствие временной нетрудоспособности, несоответствие занимаемой должности и пр), согласие профсоюза вообще не нужно. Кроме того, расширяется перечень оснований для увольнения работников. К примеру, за разглашение коммерческой тайны. А если сотрудник не сделал вовремя профилактическую прививку или не прошел медосмотр, то он вообще может быть уволен с работы без предупреждения.
На самом же деле работодатели и раньше, а уж тем более в кризис, знали множество способов решить кадровые проблемы без волокиты с привлечением профсоюзов. Сейчас сложно организовать массовые увольнения лишь для бюджетных организаций и отчасти производственников. С помощью нового ТК им будет гораздо проще избавиться от лишних людей.
Гулять так гулять
Приятное новшество Трудового кодекса — увеличение продолжительности ежегодного основного отпуска с 24 до 28 дней (ст. 170). Но и тут не обошлось без «ложки дегтя». Ст. 199 предусматривает, что по семейным обстоятельствам и по другим причинам работнику может предоставляться отпуск без сохранения зарплаты на срок до трех месяцев (согласно ст. 84 действующего КЗоТ срок такого отпуска не должен превышать 15 календарных дней в году). Очевидно, что установление такого длительного неоплачиваемого отпуска развяжет руки работодателям и узаконит широко используемую практику отправлять сотрудников «по домам», чтобы сэкономить на выплате им зарплаты и снизить расходы предприятия.
Источник: dsnews.ua