В Украине наметилась занятная тенденция: из года в год количество крупных налогоплательщиков сокращается, а их удельный вес в доходах госбюджета остается на прежнем уровне или же растет.

Взнос крупного бизнеса в госбюджет заметен по поступлениям от НДС, акцизов, налога на прибыль.

Подоходный налог — основная строка доходов местных бюджетов.

В 2013 году в Украине было 2,1 тыс больших плательщиков, в 2014 году их стало 1,9 тыс, сейчас их насчитывается 1,7 тыс.

Так происходит из-за совпадения нескольких экономических факторов, и ни один из них не является признаком улучшения бизнес-климата.

Первый фактор, который позволил удержать поступления на высоком уровне, — девальвация 2014-2015 годов. В первую очередь, она отразилась на поступлениях от НДС и акцизов.

Второй — рост уровня тенизации. В 2013 году, по официальным данным, он составлял 35%, сейчас, по расчетам МЭРТ, — 47%. Мелкий и средний бизнес уходит, оставляя право платить налоги крупному.

Третий фактор — технический. Критерии, по которым компании считаются крупными, все это время не менялись. Девальвация привела к номинальному росту налоговых отчислений в бюджет и, как результат, большим налоговым отчислениям крупных компаний.

Готовятся перемены

Как стало известно ЭП, ГФС рассматривает четыре варианта смены критериев для крупных налогоплательщиков. Сейчас к таковым относятся плательщики с годовым доходом свыше 500 млн грн, или же сумма уплаченных в бюджет налогов превышает 12 млн грн.

Причин для пересмотра критериев две: гривня девальвировала, и нынешние критерии не соответствуют экономическим реалиям.

«В связи с девальвацией гривны многие предприятия среднего размера стали соответствовать критериям крупных налогоплательщиков.

Переход многих средних предприятий в крупные налогоплательщики повлиял на доходы местных бюджетов. Эти предприятия перестали находиться на учете в местных налоговых», — говорит адвокат АО «Скляренко, Сидоренко и партнеры» Тимур Михайлов.

Другой мотив — привести в норму нагрузку на инспекторов и более равномерно распределить крупных налогоплательщиков по регионам.

Количество офисов для обслуживания крупных налогоплательщиков значительно меньше количества административно-территориальных единиц областного уровня, что означает для некоторых предприятий логистические неудобства и транспортные затраты.

«Смена критериев позволит крупным налогоплательщикам, которые находятся в областях, где нет специализированных офисов, обслуживаться в обычных налоговых инспекциях», — отмечает Скляренко.

Поступления от Центрального офиса по работе с крупными налогоплательщикам, млрд грн.

В распоряжении издания оказались расчеты ГФС о том, как повлияет на динамику поступлений в бюджет принятие каждого варианта.

Первый вариант, прописанный в законопроекте №3236 о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс, сводится к обычному повышению этих порогов. Остальные три предполагают переход от привязки по объему доходов к объему продаж.

Вариант 1. Годовой доход — свыше 1,25 млрд грн, объем уплаченных налогов — более 35 млн грн. В этом случае численность больших налогоплательщиков уменьшится до 945.

Вариант 2. Объем продаж с НДС — свыше 1,25 млрд грн, объем уплаченных налогов — более 35 млн грн. При этом варианте, согласно расчетам ГФС, крупных налогоплательщиков будет 966.

Вариант 3. Объем продаж с НДС — свыше 1,5 млрд грн, объем уплаченных налогов — более 50 млн грн. В этом случае количество крупных плательщиков сократится до 769.

Вариант 4. Объем продаж с НДС — свыше 2 млрд грн, объем уплаченных налогов — более 70 млн грн. При этом сценарии численность крупных плательщиков составит 573.

Смена критериев повлияет на лепту крупного бизнеса в доходах бюджета. В 2015 году планируется, что плательщики центрального офиса ГФС по работе с крупным бизнесом перечислят в казну свыше 141 млрд грн. Это на 24% или 27 млрд грн больше, чем в 2014 году. К тому же, это больше половины всех налоговых поступлений в бюджет.

Доля крупного бизнеса в налоговых поступлениях казны, %

Нерешенные вопросы

С одной стороны, у крупного бизнеса с государством те же проблемы, что и у малого: разница во взглядах на причины проверок и доначисления, меняющееся законодательство, сложности с возмещением НДС. В последние полтора года к этому добавилось ухудшение бизнес-климата из-за войны и аннексии Крыма.

С другой стороны, проблемы крупного бизнеса более болезненны для бюджета, поскольку чреваты крупными недопоступлениями.

В разговоре с ЭП глава офиса крупных налогоплательщиков Евгений Бамбизов рассказал о проблемных налогоплательщиках и некоторых изменениях, которые ждут большой бизнес.

— Недавно вы презентовали реформу офиса ГФС по работе с крупными налогоплательщиками. Вы заявили о планах упростить для крупных компаний таможенные процедуры. О чем речь?

— Для крупного бизнеса анонсировалось упрощение таможенных процедур, что включает в себя растаможку по первому методу, то есть по цене инвойса с последующим таможенным пост-аудитом в случае, если мы увидим риск занижения таможенной стоимости.

Мы понимаем что крупный плательщик никуда не исчезнет, и в случае необходимости мы сможем доначислить ему таможенную стоимость.

— Таможенный кодекс предполагает использование и других методов растаможки.

— Для крупных плательщиков этот будет приоритетным.

— Как вы это гарантируете? На таможню будут спущены определенные вводные?

— Как только мы с 1 января переведем всех плательщиков на учет в единый Центр по обслуживанию крупных плательщиков, появятся распоряжение или приказ ГФС, чтобы закрепить это документально.

— Как происходит перевод плательщиков?

— Мы выходим на финишную прямую. В целом по Украине критерию крупных налогоплательщиков соответствует 1 751 компания, 719 из которых обслуживаются в Центральном офисе.

590 компаний подали заявки на перевод с начала 2016 года. Осталось перевести еще 473. В итоге, в 2016 году на учете в Центральном офисе будут обслуживаться все 1 751 крупный плательщик.

— Есть сложности с переходом компаний на учет к вам?

— Некоторые плательщики выказывают опасения. Им кажется, что поскольку у нас меньше плательщиков, то мы более тщательно их контролируем. Это не так. Мы объясняем им, что у нас они получат лучший сервис по сравнению с районными налоговыми инспекциями.

Мы обеспечиваем индивидуальный подход. Нагрузка в офисе крупных плательщиков — два плательщика на инспектора. В районных инспекциях на учете стоят тысячи компаний при том же штате инспекторов.

— Одна из целей реформы офиса — автоматическое возмещение НДС. Сколько крупных компаний получают налог «автоматом»?

— 107. Мы можем повысить этот уровень до 100% при условии решения проблемы старых долгов. Для работы с крупными плательщиками возмещение налога в автоматическом режиме должно стать нормой. Если мы увидим риски — сможем взыскать эту сумму обратно в бюджет.

— ГФС взяла курс на увеличение количества крупных плательщиков. Планируется увеличить количество инспекторов?

— Нет. Концепция предусматривает создание единого юридического лица по работе с крупным бизнесом и его территориальных подразделений. За счет этого у нас сокращается ряд служб, которые дублируют функции друг друга. У нас будут единая бухгалтерия и отдел кадров.

За счет сокращения бэк-офиса штат уменьшится на 24%. Численность администраторов, которые общаются с плательщиками, не изменится.

— Есть несколько вариантов налоговой реформы. Вы просчитывали возможные поступления от крупного бизнеса в 2016 году в зависимости от того, какой из них будет реализован?

— Мы просчитывали в процентном соотношении к общей доле наполнения бюджета. Крупный бизнес дает около 50% платежей в бюджет. В 2016 году мы планируем увеличить его долю до 60%.

— У нас есть традиционно проблемные крупные налогоплательщики: «Укрнафта», «Укргаздобыча», «Энергоатом», DTEK. По тем или иным причинам они реструктуризируют свои налоговые обязательства перед ГФС. Какова сумма налоговых обязательств реструктуризируется, и каков ваш прогноз по возврату долгов?

— В целом сума реструктуризированных налоговых обязательств, которые администрирует Центральный офис, составляет 1 592 млн грн.

В случае с «Укргаздобычей» у нас есть понимание, что по системе НАК до конца 2015 года долги будут погашены, и компания выплатит налоги. Постановление №375 уже принято. Если говорить, о «Укрнафте», уже хорошо, что компания начала выплачивать текущие обязательства.

Судебные разбирательства с «Укрнафтой» малоэффективны, потому что судебная система в таких спорах поддерживает позицию предприятия.

— Ранее «Метинвест» заявил, что компании его группы отключили от системы автоматического возмещения НДС. Что произошло?

— «Метинвест» получил возмещение за октябрь в полном объеме. Тут все немного сложнее. У нас есть группа «Метинвест» и DTEK c одним и тем же бенефициаром, но «Метинвест» постоянно получает возмещение в неплохих объемах, а DTEK постоянно имеет долг перед бюджетом.

— Сколько DTEK должен?

— Он входит в пятерку самых крупных должников. Это связано и с тем, что у компании есть активы на неподконтрольной Украине территории. Они подписали рассрочку о выплате долга — 1 185 млн грн — и выплачивают его частями. Текущую задолженность они погашают.

— Есть риски срыва рассрочки?

— Пока компания проводит платежи по плану. Мы видим некоторые риски погашения и прорабатываем с предприятием различные варианты.

— Какие?

— НАК должен перечислить DTEK определенную сумму по постановлению №375. Если ее не хватит, рассматривается вариант продления рассрочки. Это решение требует согласования с Минфином.

— По итогам полугодия некоторые крупные плательщики из зоны АТО, например, Донецкая железная дорога и «Стирол», прекратили платить налоги в бюджет.

— С предприятием «Стирол» ситуация не изменилась, а по Донецкой железной дороге есть положительные изменения. Она подала декларации за несколько периодов и уплатила обязательства в бюджет.

Мы зафиксировали у них наличие средств на электронных НДС-счетах. У этих средств нет другого целевого назначения, кроме как уплата платежей в бюджет.

— Сколько они заплатили?

— Компания подала декларации за февраль, июль-август и октябрь 2015 года. Совокупно за четыре периода задекларировали 72,6 млн грн. В прошлом месяце они подали декларации за октябрь-декабрь 2014 года, а также за январь и июнь 2015 года, задекларировав 74 млн грн и 25,6 млн грн соответственно. По сути, процесс сдвинулся с мертвой точки.

— Как функционируют офисы в Донецке и Луганске?

— Донецкий офис находится в Мариуполе, на учете в нем стоит 176  плательщиков. Луганский переехал в Северодонецк, там обслуживается 95 крупных плательщиков.

Источник: epravda.com.ua

Предыдущая статьяОкупований Донбас вже «проїв» принаймні п’ять річних бюджетів Курська
Следующая статьяУ Цукерберга родилась дочь. Он отдает 99% своих акций Facebook ценой в $45 млрд на благотворительность