Сегодня, 9 декабря, в мире отмечают Международный день по борьбе с коррупцией.

В 2014 году, спустя год после Майдана, Украина заняла 142 место из 175 в рейтинге стран по уровню коррупции, составленном Transparency International. Украина оказалась на одной строчке в рейтинге с Угандой и Коморскими островами, набрав 26 из 100 возможных баллов. Россия в этом рейтинге оказалась на три строчки выше Украины — на 136 месте, пишет Сегодня.

О необходимости бороться с коррупцией в Украине говорят и международные партнеры страны, в том числе США, Евросоюз и МВФ. К примеру, выступая с трибуны Верховной Рады, вице-президент США Джо Байден вчера сделал особый акцент на том, что именно коррупция мешает Украине двигаться по пути демократии и свободы.

Корреспондент «Сегодня.ua» расспросила пятерых народных депутатов, в чем они видят корень коррупции в Украине и как с ней бороться.

_01_309

Фото со страницы депутата в Facebook

Егор Соболев, председатель парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией:

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, когда человек обогащается за счет своих полномочий, когда фактически делает бизнес на власти.

У коррупции в Украине есть две причины. Первая – у нас долго не было государства, и когда оно возникло в результате распада Советского Союза, много людей, которые пошли управлять государством, особенно после 90-х, они пошли с целью обогащения, не с целью управления. И вторая причина: именно из-за того, что мы не были государством, очень много людей использовали коррупцию, чтобы приспосабливаться к диктату, к давлению других государств, в составе которых украинцы жили. И поэтому коррупция исторически стала приемлемой для многих людей.

Чтобы исправить это, нужно, чтобы простые люди сказали: «Я больше не хочу. Я живу в своем государстве – я не хочу, чтобы тут была коррупция. Я сам не буду принимать в этом участия». И чтобы к управлению государством пришли люди, которые будут управлять, которым интересно быть лидерами государства, а не собственниками своих бизнесов.

Да, таких людей в каждом обществе дефицит. Это и называется государственной элитой. Но мне кажется, она рождается в Украине.

Очень многое на самом деле зависит от самих людей. Знаете, это как вырастить цветы. Если есть хороший грунт, если он поливается, если там удобрения, то и цветы быстро растут и становятся красивыми. Поэтому тут от каждого из нас зависит. Каждый себе должен сказать: «Может, я и есть государственная элита?», – и в меру своих сил принять участие в управлении государством, начиная с того, чтобы быть ответственным жителем многоквартирного дома, ответственным профессионалом, ответственным соседом, ответственным гражданином, заканчивая тем, чтобы быть ответственным президентом.

11142417_871246496295532_2428774370314232484_n

Фото со страницы депутата в Facebook

Антон Геращенко, нардеп (фракция Народный фронт), советник министра внутренних дел:

Причиной расцвета коррупции в Украине стало то, что мы постсоветское государство: значительная часть собственности была распределена между приближенными к бывшей власти, а остальной народ нищенствовал. А правоохранительные органы были предоставлены сами себе: у милиционеров и прокуроров были зарплаты, которые не могли позволить им достойно существовать. Кроме того, до сих пор существует институт правовой поруки: если даже взяточника поймают, он расплачивается с судьями и прокурорами.

Этот институт правовой поруки мы постепенно разрушаем. У нас полностью сегодня открыты реестры собственности. Сегодня, возможно, по указу Кабмина будут открыты реестры по автомобильному транспорту. Открытость – это один из путей по борьбе с коррупцией. Сейчас любой журналист может зайти и посмотреть декларации чиновников, что у них есть в реестре.

Создано Антикоррупционное бюро, антикоррупционная прокуратура. У нас большая надежда на то, что эти независимые органы смогут привлекать к ответственности коррупционеров вне зависимости от их партийной окраски, должностей и связей.

Неотвратимость наказания – это важный принцип, без которого невозможна борьба с коррупцией. Второе – это прозрачность и открытость.

Борьба с коррупцией – это постоянный процесс. Нельзя искоренить коррупцию полностью. Надо помнить, что сами граждане, вместо того чтобы жаловаться, дают взятку. Человек знает, что он неправ, но идет давать взятку продажному судье, и потом не жалуется на судью, если решение принимается в его пользу, хотя это вредит всей системе государства. Поэтому нужно привлекать к ответственности не только судью, берущего взятку, но и того, кто ему ее дает.

Есть такое понятие – терпимость к коррупции. Она должна стремиться к нулю. Сами граждане должны помогать бороться с коррупцией, жалуясь и заявляя, что с них требуют денег.

berezyk9

Фото: samopomich.ua

Олег Березюк, лидер фракции «Самопомощь»:

Корень коррупции не только в Украине, но и в мире – это аморальность. Воровать – это аморально. Это человеческая слабость. Силу противостоять этой слабости нивелируют или усиливают качественные законы и управленческие процессы. Если есть качественные законы и управленческие процессы, у человеческой слабости нет шансов проявляться так часто. А если их нет, аморальность цветёт. Вчера вице-президент дружественного нам государства сказал, что у нас не то что коррупция, у нас раковая опухоль коррупции, которая разъедает вас изнутри, а вы этого не замечаете, да ещё и наслаждается этим.

Чтобы побороть коррупцию, необходима управленческая ответственность и воспитание общества. Надо воспитывать детей. Потому что если они видят, что их родители крадут, они тоже будут красть. Должна быть культура управления и заботы об обществе.

22_61

Фото со страницы депутата в Facebook

Борислав Берёза, внефракционный депутат:

Коррупция разъедает украинское общество по двум причинам. Во-первых, традиция коррупции зародилась лет 25 назад, ещё в «совке», А сейчас прогрессирует. Во-вторых, у нас абсолютно нулевое отрицание коррупции. Коррупция – это уже образ жизни.

Бороться нужно с двумя вещами: самой коррупцией и восприятием коррупции. До тех пор, пока люди не будут испытывать негатив ко взяткам, подкупам должностных лиц, и к тому ,что чтобы они получили что-то по закону, они должны дать на лапу, до тех пор коррупция будет непобедима. И воспитывать отвращение к коррупции надо с детства, с 5-6 лет. Рассказывать в садиках, школах. Сформировавшимся личностям очень тяжело привить непринятие коррупции. Закладывать это надо начинать как можно раньше. Побороть коррупцию окончательно не удалось еще ни одному государству. Но начать эту работу надо. Дорогу осилит идущий.

Еще одна вещь, которая может помочь победить коррупцию – знание того, что за каждое преступление следует наказание. Вот когда мы увидим первые несколько сотен севших на скамью подсудимых, а затем очутившихся в камерах преступников, тогда в обществе возникнет страх. Страх станет сдерживающим фактором.

1452307_597574620310489_1158121331_n

Фото со страницы депутата в Facebook

Игорь Луценко, народный депутат (фракция «Батькивщина»), член парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией

Безусловно, коррупционным фактором являются низкие зарплаты тех людей, которые работают на ответственных позициях. На волне популизма у нас сейчас очень мало возможностей бороться за то, чтобы повышать зарплаты. Хотя секторально я вижу, что есть консенсус среди политиков, среди экспертов, гражданского общества, что некоторые позиции заслуживают высокой зарплаты. Но тут говоря «А», нужно говорить и «Б». Потому что все государство – это целостный организм. И правоохранительная система – тоже целостный организм. Если, например, полиция получает 8 тысяч, то милиционеры по 2-3 тысячи не могут получать рядом с ними. Так же и со всем государственным аппаратом. Так же министры себе сделали по 6 тысяч зарплаты – это 100% популизм, должно быть в 10-15 раз больше. Тогда мы получим хотя бы какое-то моральное право требовать: «Извините, давайте ограничивать себя в потреблении сверх этой суммы, отчитывайтесь о своих расходах».

То, что мы сейчас видим в Украине, – это не коррупция, это феодализм. У нас просто феодальное устройство. То, что мы называем с точки зрения законодательства коррупцией, это всего лишь вид общественных общепринятых отношений. И все понимают, что это основа нашей жизни.

Если мы создаем другую концепцию – то, что называется демократическим обществом, с разделением ветвей власти, с независимым судом и так далее, – тогда у нас не будет коррупции. К сожалению, у нас сейчас просто феодальная система, когда есть одна вертикаль власти, монархическая, по сути. Соответственно, нужно разделять ветви власти. Это конституционная работа. Любые эксперименты с отделением каких-то отдельных кусков власти, как мы сейчас экспериментируем с Антикоррупционным бюро и Антикоррупционной прокуратурой, – они приведут к тому, что система начнет сопротивляться. Это все видимость борьбы с коррупцией. В принципе, борьба с коррупцией должна была происходить в рамках Генеральной прокуратуры.

Я думаю, как только у нас появится независимое правосудие, независимые от определенной феодальной вертикали следственные органы, тогда у нас будет борьба с коррупцией. Проблема в том, что сейчас у коррупционеров вообще нет страха, потому что нет прецедентов наказания.

 

Предыдущая статьяРоссия будет добиваться дефолта Украины — Медведев
Следующая статьяРаде предлагают запретить поставки воды и электричества в Крым и оккупированные районы Донбасса