Украинский премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что примером для Украины является «соседняя и братская Польша».
Свое мнение глава украинского правительства обосновал тем, что Польша 14 лет проводила такие же сложные реформы, какие Украина реализовала за 22 месяца, поэтому именно пример поляков служит для украинцев образцом евроинтеграции.
Кроме того, Яценюк отметил, что Польша в результате реформ стала одним из самых сильных и развитых членов Европейского союза и что такая же задача на сегодня стоит перед Украиной.
Председатель Украинского аналитического центра Александр Охрименкоотмечает, что, если кого-то в Польше можно признать в качестве аналога современного украинского правительства, так это Лешека Бальцеровича.
Этот политик, в свою бытность вице-премьером и министром финансов Польши, являлся организатором и вдохновителем «шоковой терапии» и «плана Бальцеровича», которые представляли собой ускоренный переход польского народного хозяйства с плановой экономики на рыночный уклад.
Отметим, что Бальцерович прошел обучение в США еще во времена существования социалистического лагеря в Европе, а после окончания работы в польском правительстве, был принят на службу в американский университет. Поэтому неудивительно, что его идеи были реализованы как в плане 500 дней Григория Явлинского, так и в так называемых либеральных экономических реформах, которые провело в России в начале девяностых правительство Егора Гайдара.
В результате, по словам Охрименко, польская экономика начала расти только после того, как Бальцерович был отодвинут от принятия решений и выведен из состава правительства, а его место заняли настоящие экономисты.
Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов отмечает, что на Украине могут смотреть на интеграционный пример Польши, как на удачный из-за стечения ряда объективных обстоятельств.
«Политическая и экономическая элита Польши, несмотря на все перетрубации, связанные со вступлением в Евросоюз, сохранила рычаги управления у себя, из-за чего Польша входит с редкую когорту стран-членов Евросоюза, где политической элите удалось сохранить в значительной степени свой национально-государственный суверенитет в условиях евроинтеграции», — резюмирует Воронов.
По словам Воронова, в частности это выражается в том, что Польша сохранила свою национальную валюту, отказавшись присоединяться к зоне евро, оставив у себя этот финансовый инструмент, который полякам здорово помог, когда они девальвировали злоту.
«Все это не смогли реализовать те же страны Балтии или Восточной Европы при присоединении к Евросоюзу, поэтому Польша вместе с Венгрией являются удачными примерами собственного интеграционного курса в рамках ЕС», — отмечает Воронов.
На этом фоне Украина смотрится очень невыгодно, и здесь, по словам Воронова, достаточно вспомнить, что на всех последних переговорах с европейскими и западными структурами украинцы не смогли для себя чего-либо выторговывать и сдали все свои позиции. Поэтому, несмотря даже на то, что включение Украины в Евросоюз на сегодня выглядит абсолютно нереальным, любые украинские попытки пойти польским путем не выдерживают критики – для этого нужно иметь национальную, а не компрадорскую элиту.
«Украины сдали все без боя Евросоюзу, без выторговывания, без каких-то оговорок и преференций для своей национальной экономики, что ставит под большое сомнение саму возможность выбранного Яценюком «польского» курса в контексте евроинтеграции», — считает Воронов.
В этих вопросах, по мнению Воронова, большую роль помимо масштабов страны и экономики играет национальная элита.
«Как она может управлять, как она может осознавать ситуацию и как она может эффективно действовать, но пока украинская элита не соответствует этим требованиям», — заключает Воронов.
Другой вопрос, что ремарка Яценюка про «братскую» Польшу также вызывает слезы умиления, учитывая тот факт, что польское правительство уже заикнулось о «польских» территориях, которые сейчас входят в состав Украины, чем фактически высказалось о пересмотре итогов Второй мировой войны, в контексте которой поляки и украинские националисты не только не действовали сообща, а постоянно враждовали и уничтожали друг друга.
Источник: rueconomics