Некоторый откат курса доллара после нескольких недель сползания гривны коренным образом проблему не решил. Ситуацию не особо разрядила долгожданная интервенция Нацбанка, который долгое время, начиная еще с декабря 2015 года, безучастно взирал на неуклонный рост доллара. Только 21 января, после того, как вокруг нового витка девальвации национальной валюты разгорелся скандал, а в СМИ появились сообщения о том, что против главного банкира Валерии Гонтаревой якобы возбуждено антикоррупционное дело, Национальный банк, наконец-то, вышел на валютный рынок с интервенцией, которая несколько притормозила рост «зеленого». Едва ли Нацбанк сможет серьезно сдержать курс, если он опять стремительно пойдет вверх. Для этого просто не хватит валютных резервов, а проблема курса в данном случае вообще не решается сугубо монетарными манипуляциями, поскольку она обусловлена более глубокими экономическими, политическими и даже морально-психологическими причинами.
Прежде всего, это проблема экспорта и платежного баланса. С одной стороны, на фоне огромных дефицитов времен Януковича, нынешнее состояние платежного баланса является относительно удовлетворительным, конечно, если можно считать удовлетворительным резкий обвал как экспорта, так и импорта. По итогам 10 месяцев 2015 года, экспорт сократился на 31,8% до 31,34 млрд долларов, а импорт – на 32,2% до 30,96 млрд долларов. Таким образом, налицо небольшой профицит платежного баланса, но в условиях катастрофического падения экспорта даже по сравнению с 2014 годом, который тоже был, мягко говоря, не самым удачным.
Обращает на себя внимание тот вопиющий факт, что резкая девальвация гривны в 2014-2015 годах должна была дать мощный толчок экспорту при падении подорожавшего импорта и существенном росте профицита платежного баланса. Но как видим экспорт обвалился вместе с гривней, что с точки зрения экономической науки есть парадокс.
Но если учесть уродливый олигархо-компрадорский характер экономики и экспорта страны, то ничего неожиданного нет. Экспорт и вообще экономика Украина как сформировалась в виде, так сказать, «агрометаллургического» комплекса еще со времен Кучмы, так и остаются таковыми. За два года нынешняя «демократическая» власть ничего в этом направлении не сделала и не собиралась. «Реформы» сводятся к перекладыванию тягот и лишений войны и кризиса на плечи рядовых граждан, а олигархическая система остается незыблемой «священной коровой», поскольку она является социально-экономической базой нынешней власти, сколько бы эта власть не болтала о разным там «ценностях».
Итак, экономика остается сырьевой. Более того, ее сырьевой характер все более упрочивается. С утратой российского рынка, экспорт технологичной продукции с глубокой степенью переработки и высокой добавленной стоимостью резко сократился.
Экспорт является аграрно-металлургическим. Экспорт металла дает 26% валютной выручки, продукция минерального происхождения, прежде всего, железорудное сырье – 8,5%. Экспорт продукции растениеводства, преимущественно зерновые культуры – 26%, жиры и масла – 8,2%, пищевые продукты – 6,4%. В сумме около 75% экспорта – сырье и полуфабрикаты так называемого агрометаллургического комплекса.
В то же время в мире наблюдается перепроизводство зерна, поэтому цены на аграрную продукцию падают. Что же касается металлургии, то здесь имеет место полный провал. Мировые цены катятся вниз, опустившись практически ниже себестоимости производства на украинских заводах. Главным конкурентом является Китай, который в «нулевых» годах выстраивал современную металлургическую промышленность, пока наши олигархи добывали старые заводы конца ХIX века – начала ХХ века, тратили барыши на футбол, а также на оплату услуг разного рода проституток, как политических, так и самых обычных. Теперь же Китай демпингует на мировом рынке металлопродукции, чтобы выбить с рынка конкурентов, сохранить и увеличить рыночную долю.
К общему упадку металлургии добавляются еще и разборки между властью и олигархами, контролирующими металлургические предприятия. Напомним, что Порошенко объявил так называемую деолигархизацию, которая оказалась банальным переделом собственности.
Таким образом, объемы валютной выручки от сырьевого экспорта существенно сократились, рентабельность экспортных производств упала чуть ли не до отрицательных величин, а экспортная выручка далеко не в полном объеме возвращается в страну. Результатом всего этого стала прогрессирующая нехватка валюты.
Важнейшей причиной дальнейшего падения гривны является длительная пауза в отношениях с МВФ, который вот уже пять месяцев не выделяет Украине очередной кредит на сравнительно небольшую сумму в 1,7 млрд долларов. Можно сколько угодно и совершенно справедливо говорить о том, что фонд часто выдвигает неприемлемые социальные условия, но одной из важнейших причин затягивания с траншем является коррупция в Украине, и здесь МВФ понять можно.
Бодрые заявления Порошенко, который после беседы в Давосе с главой МВФ Кристин Лагард радостно заявил, что транш будет получен в феврале, вызывают сомнения уже хотя бы потому, что Лагард ничего конкретного на эту тему не сказала, хоть и стояла во время заявления Порошенко рядом с ним.
Отсутствие финансирования МВФ, кроме чисто финансовых проблем, создает также нервозность и негативные ожидания, что ведет к дальнейшему падению гривны, взвинчиванию цен и тарифов на фоне почти неизменных доходов населения.
Ситуация обостряется войной, которая, как все более очевидно, становится все более выгодной для определенных кругов, наживающихся на смертях и разрушениях. Кроме того, все беды, несостоятельность, бездарность, шкурничество и ошибки власти очень удобно списывать на войну. В любом случае, прогрессирующая политическая нестабильность неуклонно ослабляет гривну.
Сильнейшим фактором, оказывающим давление на национальную валюту, являются разного рода спекуляции и манипуляции, происходящие при соучастии или, как минимум, невмешательстве со стороны власти и Нацбанка.
Проведение в декабре 2015 года ряда январских бюджетных платежей резко подогрело страсти на валютном рынке, что привело к росту курса доллара даже в период новогодних праздников, хотя в это время курс, наоборот, обычно падает. С казначейских счетов в короткий период были вброшены в оборот более 30 млрд гривен. Значительная часть этой суммы оказалась на валютном рынке, что и привело к росту «зеленого», чем тут же воспользовались коммерческие банки, принявшиеся, как всегда в таких случаях, «шакалить», играя на повышение курса.
Реакция Нацбанка была, как всегда, запоздалой и неадекватной. Или наоборот, слишком уж адекватной, если руководствоваться жаждой наживы. На четырех аукционах Нацбанк продал почти 100 млн долларов, но курс продолжил рост. В то же время, активизировались давние схемы, по которым валюта продается «нужным» банкам, а те, в свою очередь, перепродают ее дороже остальным. Разница, надо полагать, расползается по «нужным» карманам, а курс доллара растет.
Ситуацию подогрел некто Дмитрий Сологуб, замглавы Нацбанка, который через СМИ заявил, что курс 30 гривен за 1 доллар США является вполне ожидаемым. За одно подобное заявление этого субъекта следовало уволить с должности, а также в уголовном порядке проверить, не преследовал ли он своими заявлениями каких-либо корыстных целей.
На российский след вполне обоснованно указал бывший замглавы Нацбанка Александр Савченко в интервью интернет-изданию «Главком». По словам Савченко, значительные объемы валюты скупают российские банки в связи с падением рубля в России и для подрыва экономики Украины. Савченко заявил, что за 3-5 кризисных дней филиалы российских банков перечисляют из Украины своим материнским структурам до 100 млн долларов, что еще больше давит на гривну.
Савченко справедливо предлагает ограничить действия иностранных банков, особенно банков страны-агрессора с государственным капиталом. Правда, можно возразить, что в России существует значительное число формально частных компаний, собственниками которых являются «лучшие друзья Путина». Словом, ограничивать следует деятельность всех, а не только Сбербанка России и ВТБ.
В связи с этим возникает вопрос. Почему власть не предпринимает соответствующие меры против российского капитала. Или это еще один «договорняк» Порошенко с Путиным, наподобие так называемых Минских соглашений.
Более того, финансово-банковская составляющая нынешнего падения гривны – это «косяк» уже не Яценюка, а именно Порошенко, поскольку Гонтарева является ставленницей последнего.
Кстати, после длительного оглушительного молчания на фоне падающей гривны, Гонтарева, наконец, выступила с очередным, как и водится, дурашливым заявлением. В росте курса доллара она обвинила граждан, которые потратили слишком много денег на праздники, а также пенсионеров, которые, получив перед новым годом свои копеечные пенсии, помчались скупать доллары и тем самым подорвали национальную денежную единицу. Как говорится, no comments…
Александр КАРПЕЦ, специально для издания МИР