Как говаривал капитан Жеглов, с нее бы картины писать! Это о главе Нацбанка Валерии Гонтаревой, которая 5 февраля 2016 года в своей неповторимой манере выступила в Верховной Раде.
В ходе своего бенефиса она проникновенно поведала, что стабильность курса гривны, оказывается, не является задачей Национального банка. Оный, по глубокому мнению Гонтаревой, должен отвечать за финансовую и ценовую стабильность. В том же, что с финансовой и ценовой стабильностью в 2015 году дела тоже обстояли крайне отвратительно, поскольку инфляция составила 48%, а банки валились один за другим, Гонтарева ничтоже сумняшеся обвинила кого угодно, но только не себя любимую и не свое ведомство. Зато с присущим ей колоритом она заявила, что достойна медали за возврат ранее выданного рефинансирования. Декольте для прикрепления означенной медали наличествовало, в отличие от зрителей феерического «Шоу Леры Гонтаревой»…
И действительно, зрители-депутаты были под стать этой артистке оригинального жанра. Точнее, зрителей почти не было, что лишний раз наглядно демонстрирует ментальный уровень депутатского корпуса. Еще не так давно депутаты многих фракций чуть ли не крови Гонтаревой жаждали по результатам недавней очередной девальвации гривны. Но во время выступления главного банкира страны в зале насчитывалось что-то около полусотни «голов депутатского скота». Остальные куда-то «хутко зникли», очевидно, будучи перевозбужденными скандалом вокруг демарша министра экономразвития Абромавичуса и разборками с правительством, предшествовавшими выступлению Гонтаревой.
Вместе с тем, наряду с заявлениями в стиле Василия Теркина о медали, Гонтарева озвучила ряд серьезных проблем. А главное, она, наконец, заговорила о настоящих причинах валютно-курсовой нестабильности, хотя ранее давала на сей счет, мягко говоря, весьма сомнительные комментарии. Напомним, что, говоря о причинах противоречащего многолетней традиции новогоднего падения гривны, Гонтарева сначала обвиняла отдыхающих, которые на новогодние вакации выехали за рубеж и потратили много валюты, а потом «перевела стрелки» на пенсионеров, которые после Нового года побежали скупать валюту. От этой позиции банкирша не отказалась и сейчас, но, выступая 3 февраля на заседании профильного парламентского комитета, говорила об указанных факторах уже в умеренном тоне, называя их наукообразно «сезонными факторами». Выразив удовлетворение тем, Нацбанк «наконец-то перестал быть ответственным за курс гривны» и призвав граждан не воспринимать колебания курса доллара «как нечто экстраординарное», главный банкир заявила, что на курс национальной валюты в 2016 году будет оказывать давление политическая нестабильность и война на Донбассе, а также неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.
Говоря на свою излюбленную тему о настоящих – по ее мнению – задачах центрального банка, Валерия Гонтарева поведала о том, что одним из ключевых решений Нацбанка следует считать сохранение режима гибкого курсообразования и отказ от практиковавшейся ранее фиксации обменного курса. По мнению главного банкира, Национальный банк, наконец-то, стал регулятором денежно-кредитного рынка, а не ответственным за курс гривни, каким его сделали за время фиксированного обменного курса, и отныне Нацбанк отвечает за ценовую и финансовую стабильность в государстве, а не за курс.
Очевидно, норму Конституции о том, что Нацбанк отвечает, в том числе, и за стабильность гривны, очевидно, Гонтарева отменила своей властью.
Признавая, что переход к гибкому курсообразованию произошел очень болезненно, Гонтарева напомнила, что Нацбанк предупреждал о колебаниях при переходе на гибкий курс. По ее словам, переход этот совпал с эскалацией конфликта на Донбассе, а потому «сопровождался стремительной девальвацией гривны». Тот факт, что «стремительная девальвация гривны» сопровождалась еще и стремительной накачкой экономики рефинансированием и прямой эмиссией Нацбанка, что и взорвало курс, Гонтарева решила не упоминать.
Зато она не преминула в очередной раз выставить граждан страны этакими «лохами», которые не способны постичь высоту и широту полета банковской фантазии. «Сегодня, к сожалению, украинцы еще не привыкли думать категориями цен, потому что еще думают категориями курса и беспокоятся о курсе. Призываю – не нужно воспринимать колебания курса, которые наблюдаются в последние месяцы, как нечто экстраординарное», – заявила Гонтарева.
Если верить Гонтаревой, падение курса за два года более чем в 3 раза – это такие себе «колебания». Не говоря уже о том, что главным двигателем цен, которые только в 2015 году и только по данным официальной статистики выросли почти в полтора раза, был и остается катастрофический рост курса доллара. В нынешней ситуации рост цен неотделим от девальвации гривны, и Гонтаревой это хорошо известно, но она делает хорошую мину при плохой игре, а в парламентском зале не нашлось никого, кто мог бы поставить ее на место потому, что депутаты увлеклись коррупционными разборками.
Нынешнюю ситуацию на валютном рынке Гонтарева назвала «более-менее стабильной». С этим можно было бы даже где-то согласиться, поскольку нынешнее медленное сползание гривны пока нельзя назвать критическим. Но если вспомнить, что, повторимся, гривна за 2 года обвалилась втрое, а также вспомнить начало 2015 года, когда национальная валюта упала до 40 с лишним гривен за 1 доллар, то возникает вопрос: не является ли нынешнее сползание предвестником скорого стремительного падения?
К тому же, причин для дальнейшего падения гривны имеется достаточное количество. Гонтарева не преминула выдвинуть в адрес правительства обвинения, кстати, вполне обоснованные, в том, что в конце декабря с единого казначейского счета было выплачено 30 млрд гривен, прежде всего на возмещение НДС, что дало бизнесу дополнительную ликвидность, которую сразу направили на покупку валюты на межбанке. «Именно поэтому НБУ выступает за то, чтобы все денежные потоки в экономике были прогнозируемыми и распределены во времени», – справедливо подчеркнула Гонтарева.
Причинами снижения курса гривны в последние дни Гонтарева также совершенно справедливо назвала политическую нестабильность, связанную с громкими отставками в Кабмине и переговорами о его переформатировании. Она выразила опасение, что это может стать еще одним фактором для дальнейшего обострения ситуации на валютном рынке и в целом в экономике. «В последние дни, к сожалению, добавился еще один ситуативный фактор – это политическая нестабильность, которая создает неопределенность относительно будущего страны и может послужить основанием для ажиотажного спроса на валюту», – сказала глава Нацбанка, подчеркнув, что чем скорее наладится ситуация в политической жизни, тем меньше будет раскачиваться курс гривны.
Гонтарева обратила внимание на то, что под влиянием политической нестабильности в Украине, держатели украинских суверенных еврооблигаций начали распродажу государственного долга, опасаясь ухудшения краткосрочной платежеспособности страны. Точно так же политическая нестабильность раскачивает, по справедливому мнению Гонтаревой, и курс национальной валюты. Эти ситуативные факторы, в свою очередь, накладываются на фундаментальные причины в виде плохой внешнеэкономической конъюнктуры, которая продолжает ухудшаться. Имеется в виду падение мировых цен на металл и зерновые культуры, являющиеся главными статьями украинского экспорта.
Гонтарева констатировала снижение курса гривны на межбанке в последние дни до уровня 26 гривен за 1 доллар.
Но от своего желания получить медаль она не отказалась…
Источник: www.ua-banker.com