У коалиции нет компромиссного и согласованного с внешними партнерами кандидата на должность главы правительства. Кроме того, есть много факторов, которые сдерживают партию президента от смены премьера
Понедельник должен был стать подготовительным днем к разгрому Арсения Яценюка и его правительства «камикадзе». Однако утренние маневры фракций на согласительном совете Верховной Рады в понедельник, 15 февраля, и дневные консультации в расширенных форматах (с президентом, с министрами и т. д.) мало были похожи на собирание сил перед штурмом Кабмина. Скорее, это напоминало желание увильнуть от острого вопроса, всплывшего в самый неподходящий момент. Шансы Арсения Яценюка остаться в премьерском кресле растут. В буквальном смысле, сейчас все зависит от него.
Много не мало
На момент написания материала физически проектов постановлений парламента о выражении вотума недоверия правительству было полтора: один зарегистрированный и один виртуальный. Зарегистрированный в парламент внесли 14 депутатов, большинство — из межфракционного объединения «Еврооптимисты». О втором, якобы от фракции БПП, заявили в «Самопомочи», но лидер фракции БПП Юрий Луценко опроверг: Олег Барна, который ранее озвучивал намерение внести такой проект, является внефракционным.
Для того чтобы постановление о вотуме недоверия правительству было рассмотрено, необходимо 150 подписей народных депутатов. Подписные листы, в соответствии с регламентом работы ВР, как сообщил Владимир Гройсман, получила фракция «Самопомич». Эта фракция в содружестве с «Батькивщиной» заявила о старте сбора подписей. Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман, со своей стороны, дал протокольное поручение вице-спикеру Оксане Сыроид организовать процедурно вопрос о рассмотрении вотума недоверия правительству. Иными словами, со стороны парламента приверженцам отставки Арсения Яценюка –полное содействие.
Найдутся ли 150 подписей? Заместитель Генерального директора по аналитической работе Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова, директор политико-правовых программ Юрий Якименко в комментарии 112.ua выразил сомнение, что столько голосов будет собрано в коалиции, так как, в частности, сложно будет получить голоса у «Нарфронта». А подписи представителей «Оппозиционного блока» и депутатских групп дадут основания говорить об антиправительственном альянсе.
Итак, первый барьер – 150 подписей. Будут подписи – будет рассмотрение. Нет – значит, нет. Именно поэтому Владимир Гройсман не исключал, что проект постановления о вотуме недоверия может быть рассмотрен. А может и не быть.
«Думаю, вопрос вообще не будет поставлен на голосование или будет поставлен, но не проголосован», — допускает Юрий Якименко.
Проектов постановлений может к утру вторника насчитываться уже два и более. Если фракции соберут 150 подписей, во вторник все проекты постановлений будут рассмотрены залом. И чем их больше, тем ниже вероятность собрать 266 «за» хотя бы под одним из них.
Отложить нельзя голосовать
Однако не факт, что именно во вторник, 16 февраля, состоится отставка правительства, потому что предварительно известно только о вероятности заслушивания отчета Кабмина, да и то после полудня. Первым же должен пойти президентский «безвизовый пакет», о котором Петр Порошенко говорил несколько дней тому назад.
О таких коррективах в предполагаемой очередности вопросов повестки дня 16 февраля заявил лидер фракции БПП Юрий Луценко на согласительном совете в понедельник, 15 февраля. Это означает, что отчет правительства откладывается во времени. После голосования по «безвизовому пакету» у фракций, не исключено, настроение будет мягче. И они могут либо не захотеть, либо отложить отчет Кабмина. Скажем, до четверга, 18 февраля.
Маневры БПП вдохновили «Нарфронт» на очередную порцию панегириков правительству и премьеру и очень насторожили «Самопомич», «Батькивщину» и особенно Радикальную партию. Юлия Тимошенко быстро переложила всю ответственность за дальнейший развал страны, если это правительство останется, на «две фракции коалиции», а Олег Березюк философски порассуждал о субординации, которая сводится к тому, что не коалиция виновата перед правительством, а правительство – перед коалицией, так как парламент есть избранный представитель народа. Олег Ляшко взял шире и возложил ответственность на всех и вся, включая Генпрокурора, президента и главу НБУ.
Довершением первой половины информационного понедельника стали слухи о том, что Владимиру Гройсману предлагают премьерство. Спикер все категорически опроверг, но был грустен и заговорил о депрессии. Со второй половины дня едва ли не центральной в этой связи стала новость о заседании фракции БПП с участием президента.
В совокупности все эти сигналы говорят о нежелании части фракций коалиции сейчас выносить вопрос об отставке правительства. В то же время другая часть коалиции и внекоалиционные фракции и группы усиливают нажим, поскольку именно на данный момент Верховная Рада максимально близко подошла к выражению вотума недоверия Кабмину.
Лучше, конечно, помучиться
Если отвлечься от событийного ряда, на данный момент выгоды сторон таковы, что вероятность отставки Арсения Яценюка относительно невысока. Почему?
Инициатором вопроса о вотуме недоверия правительству является ныне внефракционный Олег Барна (экс-БПП), но ранее неоднократно критиковали премьера и другие политики. Олег Ляшко и Олег Березюк неоднократно публично подвергали деятельность премьера и министров резко негативной оценке. Юлия Тимошенко последовательно разбивала в пух и прах отдельные инициативы «камикадзе». Но ни они, ни их политические силы не предложили (по крайней мере публично) реально кандидата в премьеры, которого бы поддержала вся коалиция.
«В течение последних месяцев мы видели достаточно кандидатур (в премьеры, — авт.), но проблема в том, что сложно найти претендента, за которого бы после отставки своего премьера проголосовала бы фракция «Народный фронт». На данный момент, полагаю, такой кандидатуры нет», — замечает Юрий Якименко.
Возможно, если бы околоправительственные и околокоалиционные торги благодаря Айварасу Абрамавичусу не вышли за пределы украинского политикума, технический переходной премьер был бы все-таки найден. Но к процессу открыто и активно подключились внешние партнеры. Соответственно, новым премьером должен стать человек, устраивающий и их. В ситуации подвешенности с кредитом МВФ такую кандидатуру должна предложить коалиция цельно, дабы продемонстрировать свое единство. Однако в силу естественных причин действующая коалиция этого сделать не может. И не хочет. И не захочет. Потому что кто бы ни был проведен в премьеры, найти незаангажированную персону, даже среди «варягов», у нас невозможно. А если таковая и будет найдена, придется долго и нудно собирать голоса.
«В принципе, в ситуации отставки коалиция формально прекратит свое существование. И при условии, что нет другой фигуры от фракций на пост премьера и нужно формировать новую коалицию, это может вызвать дестабилизацию со всеми производными в течение довольно длительного периода», — отмечает эксперт.
Не исключено, для Петра Порошенко лично и для всего БПП неплохой заменой Арсению Яценюку была бы Наталья Яресько. Альянс «Яресько — Саакашвили» многообещающ в плане борьбы с коррупцией. Но отставка Виктора Касько с поста замгенпрокурора стала еще одним тревожным сигналом для президента: если начнутся торги, в них будет вовлечена и Генпрокуратура. Тогда прощай, Виктор Шокин. И Яресько-премьер по весомости его вряд ли заменит.
В данной ситуации намного выгоднее оставить в премьерах Арсения Яценюка, объяснив внешним партнерам, что он молодой, не сразу находит общий язык с фракциями коалиции, а фракции не всегда адекватно понимают госинтерес и т. п. По сути, серьезных претензий к премьеру нет, но правильно расставить акценты и сделать Арсения Яценюка более чувствительным к сигналам и с Банковой, и с Грушевского стоит. В том числе, и чтобы он не вел свою игру с внешними партнерами за спиной президента или отдельных фракций коалиции.
Есть и еще одно соображение. Новый договор с МВФ жестче прежнего. Рост цен, тарифов и т. п. неизбежны. Новый премьер, даже технократ, сконцентрирует на себе негатив от ухудшения экономической ситуации. Если это будет Арсений Яценюк, то еще одно темное пятно не слишком его отяготит, — насобирал в премьерстве таковых достаточно. А пока страна пообвыкнет, спокойно, не суетясь и не слишком привлекая внимание внешних партнеров, найти компромиссного премьера.
Кроме того, если президент инициирует масштабную приватизацию, лучше, чтобы этим процессом руководил знакомый человек. Но для этого премьер и Кабмин должны прочувствовать, что были на волосок от отставок.
Время решает не все, но многое
Впрочем, возможность отставки Арсения Яценюка остается.
Во-первых, после громких заявлений стыдно будет не собрать 150 или хотя бы 100 голосов. Во-вторых, части фракций коалиции необходим скандал, чтобы продолжить околокабминовские торги. И вотум недоверия правительству – отличный повод продолжить консультации, вышибая из Кабмина по министру и рассуждая об ответственности.
Правда, ранее Арсений Яценюк заявил, что если кто-то из его министров уйдет в отставку, уйдут все, и он в том числе. Но сказать – это одно, сделать – совсем другое. Если же предположить, что премьер уйдет сам и уведет весь Кабмин реформаторов, обвинив парламент в политической коррупции, удар ощутят все без исключения фракции коалиции. А Арсений Яценюк, смыв большинство премьерских пятен, опять станет белым и пушистым. Особенно для внешних партнеров.
Так что у премьера есть шанс, нажимая на этот аргумент, добиться для себя и своей команды вотума доверия от парламента. И время для него сейчас, без преувеличения, на вес золота.
Однако вероятность ротации в правительстве по министру, по мнению Юрия Якименко, все же остается, так как «процесс замены отдельных министров возможен, и вряд ли в данной ситуации премьер его будет блокировать».
В таком случае роли поменяются: не коалиция будет при случае шпынять премьера, дескать, это наши министры, а глава правительства будет козырять своей коалиционной командой, которую он собрал. В качестве приманки, скорее всего, задействуют приватизацию. Клюнут ли депутаты? Единственный вариант – разбор правительства по министрам. Этот способ гарантирует, помимо прочего, демонстрацию единства коалиции для внешних партнеров Украины и оттяжку во времени для самих партий коалиции.
Лилия Брудницкая
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику «Мнение», ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.