Завтра исполняется ровно два года, как на Донбассе начались бои: 15 апреля 2014 года СНБО заявило о начале боевых действий, которую сейчас бойцы называют не иначе как войной. «Сегодня«, проанализировав данные, выяснила, в какие суммы конфликт обходится стране в целом и каждому украинцу в частности, и сколько денег было собрано волонтерами за это время (см. инфографику).
Но кроме материальных затрат мы несем невосполнимые потери — человеческие. Бои уже забрали более 2 тыс. жизней украинских военных, более 7 тыс. военных были ранены. Мирных жителей погибло более 2 тысяч. В целом, по оценкам экспертов, за 730 дней боев украинских военных, мирных жителей и боевиков вместе взятых погибло около 9 тысяч человек, а ранения получили 20 тыс. человек. Кроме того, по неофициальным данным, в ходе боев было уничтожено минимум 500 единиц украинской техники.
За два года мы столкнулись с трагедиями, которые навсегда останутся в истории: Иловайский и Дебальцевский котлы, катастрофа самолета Ил-76 с украинскими десантниками, крушение малайзийского «Боинга». Но были и успешные операции — по освобождению Славянска, Краматорска и Мариуполя, задержание «заблудившихся» российских десантников и ГРУшников, а также сотен боевиков. Что касается последних, то часть из них были обменяны на бойцов ВСУ, попавших в плен.
Война также стала причиной того, что почти 2 млн жителей Донбасса были вынуждены покинуть свои дома, превратившись во временных переселенцев.
ТРАТЫ: НА КАСКИ, ЛЕЧЕНИЕ И ТЕХНИКУ
«Весной 2014 года многие добровольцы шли на войну, вооружившись одними лишь ножами, — оружия на всех не хватало. Например, у нас ситуация была такая, что на группу из восьми человек выдавали три автомата, которыми с нами поделились тогда военные», — говорит один из бойцов, недавно вернувшийся из нынешней самой горячей точки Донбасса (промзоны в Авдеевки), Дмитрий Клушин. И по его оценкам, и по данным военных, армия возрождалась практически с нуля — благодаря, в том числе, колоссальной помощи волонтеров и прочих неравнодушных украинцев.
СЕРВИС. Одним из первых способов сбора денег на нужды армии стал смс-сервис «565», с помощью которого Минобороны призывало украинцев помочь воинам. Отправка одного сообщения или звонок на этот номер стоила 5 грн — они уходили на счета Минобороны. «Акция публичного сбора благотворительных пожертвований на нужды ВСУ с помощью телефонных звонков и текстовых сообщений на номер 565 была завершена в октябре 2015-го. На счета Минобороны от мобильных операторов за период 2014—2015 годов поступило 38,8 млн грн. Деньги были использованы на материально-техническое обеспечение ВСУ (закупка дефицитных на то время бронежилетов, усовершенствованных касок, оснащение формой и пр. — Авт.)», — рассказал «Сегодня» замначальника управления коммуникаций и прессы Минобороны Александр Мотузяник.
СБОР. Гораздо больше денег принес армии введенный в прошлом году так называемый налог на войну (1,5% от зарплаты), который ежемесячно платят все украинцы со своих зарплат. Как рассказали нам в Минфине, с военного сбора, за период с августа 2014-го по апрель 2016-го, собрали почти 14 млрд грн! «Эти средства, согласно Бюджетному кодексу, были потрачены, в том числе, на нужды национальной обороны (кроме работ по мобилизационной подготовке), соцобеспечение, правоохранительную деятельность (обеспечение безопасности государства и гражданской защиты населения)», — ответили на наш официальный запрос в Минфине.
Как разъяснили нам военные, нужды национальной обороны подразумевают затраты не только на бойцов ВСУ, но и на оснащение сотрудников других ведомств (например, полицейских), которые задействованы в зоне боевых действий, бронежилетами, касками, аптечками и т. д. Под соцобеспечением, по словам экспертов, имеется в виду реабилитация военных после травм и боев. А правоохранительная деятельность — это поддержание в порядке и ремонт бомбоубежищ, их оснащение средствами защиты и техникой.
ВОЛОНТЕРЫ. По оценкам известного волонтера Виталия Дейнеги, за два года боев крупные волонтерские фонды собрали в целом около 300 млн грн. «Мелкие фонды, думаю, собрали в целом больше. Таким образом, общая сумма, собранная обычными украинцами для армии, — больше миллиарда гривен, — говорит Дейнега. — В числе первых, кто помогал, был парень Евгений: он создал компьютерную игру «Симулятор Януковича». Заработал на этом 200 евро и передал их для армии. В числе первых помощников была и девушка Дина с трогательной историей: у ее была онкоболезнь, девушки уже нет в живых. Несмотря на болезнь жены, муж Дины приносил деньги для помощи армии — на этом настаивала сама девушка. Немало помощников и среди пенсионеров — некоторые, как по расписанию, каждый месяц приносят по 200—500 гривен».
К сбору средств для помощи за это время подходили очень креативно. На мини-распродажах торговали самодельными украшениями и книгами, а ближе к 2015 году благодаря бойцам доставляли в Киев пустые ящики из-под снарядов и гильзы. Активисты-художники разрисовывали такое военное имущество, после чего волонтеры выставляли его на продажу. Например, за картину на ящике от снарядов просили в среднем от 1 тыс. до 1,5 тыс. грн, за чайник из гильзы пушечного снаряда — 750 грн.
Устраивали даже «аукционы свиданий»: девушки и парни предлагали свидания (прогулки по городу, катание на велосипедах) за небольшую плату. Вырученные деньги также направляли на нужды армии, например на покупку тепловизоров. Как показала практика, организаторы одного из таких аукционов смогли собрать около 60 тыс. грн, после чего купили одному из батальонов тепловизор.
ЧТО НУЖНО. Но бойцы до сих пор обеспечены не всем. «Актуальны по-прежнему тепловизоры, ремонт техники, оптика. Проще говоря, бойцам есть из чего стрелять, а с приборами прицеливания и тепловизорами — проблемы. На данный момент мы поставили 550 тепловизоров, из них треть сгорела либо была украдена. В пересчете на бойцов выходит, что сейчас есть один тепловизор на 100 человек. И это без учета украденных», — говорит Дейнега.
Помощь армии. Война на Донбассе обошлась стране более чем в 50 млрд грн.
ЭКСПЕРТЫ: «ОБНОВЛЕНИЕ ИДЕТ, НО МЕДЛЕННО»
Военные эксперты согласны с позицией оборонщиков, что за последние два года в армии произошли кардинальные изменения. Кроме того, назвали направления, где в ближайшие годы при должном финансировании могут произойти определенные достижения. «По разным причинам некоторые статьи военных расходов засекречены. Поэтому сложно сказать, насколько рационально расходуются военные деньги. Но можно констатировать, что армию переодели, солдаты защищают Украину в касках и бронежилетах. Появилось много новой техники. Другими словами, тенденция благоприятная. Есть, конечно, отдельные недочеты, но армия движется в правильном направлении», — говорит военный эксперт Алексей Арестович. По его словам, сейчас важно оснащать армию вооружением, созданному по современным технологиям. «Это средства радиоэлектронной разведки, — говорит эксперт. — Кроме того, важно создавать управляемое ракетное оружие, силы специальных операций». По его словам, вполне реально создавать и боевые беспилотники. «В последних военных конфликтах за рубежом иностранная практика показывает, что применение дронов-камикадзе очень эффективно», — считает Арестович. Впрочем, стоимость мощных военных беспилотников сейчас составляет от $170 тыс. и выше. Некоторые из дронов способны в режиме онлайн корректировать огонь.
Другой эксперт, Антон Михненко, говорит, что в нынешнем году из-за повышения денежного довольствия военных на его выплату может уйти 50% военного бюджета. «Из-за этого могут быть урезаны затраты на покупку нового вооружения, — говорит Михненко. — Дисбаланс может привести к тому, что больше будем заниматься модернизацией существующей техники. Обновление происходит, но медленно». По данным самих же оборонщиков, большая часть парка бронетехники была построена в 1980-х. «Это касается БТРов, БМП, танков. Но над созданием новых работа ведется, за время проведения боевых действий были представлены, например, новые модификации БТР. В перспективе — создание бронетехники, которой военные смогут управлять дистанционно. Это сбережет жизни в условиях боя», — рассказали нам в Минобороны.
Нужны дроны и модернизация.
«ВОЕВАЛ НЕ ЗА ДЕНЬГИ»
Минобороны отрапортовало, что бойцам, которые в боях уничтожили вражескую технику (20 единиц), в целом выплачено почти 800 тыс. грн. Некоторые бойцы, с которыми пообщалась «Сегодня», нам рассказали, что о выплатах знают и знают людей, которые получили вознаграждения за подбитые танки боевиков.
Напомним, в феврале прошлого года военное руководство страны объявило вознаграждение за уничтоженную технику врага: за военный автомобиль — 12 тыс. грн, танк — 48 тыс. грн, реактивную систему залпового огня — 60 тыс. грн. Сами бойцы нам рассказали, что из-за отвода украинской артиллерии (предусмотренного Минскими соглашениями. — Авт.) уничтожать броню боевиков стало намного сложнее. Мы разыскали бойца, 50-летнего Алексея Чабана, который за один день, в самом начале 2015-го, вместе с однополчанами отличился трижды! Во-первых, принял бой на поломанном танке, во-вторых, несмотря на поломку дула своего танка, сумел захватить в качестве трофеев сначала вражеский танк, а спустя час — и БМП боевиков. Алексей денежного вознаграждения не получил — трофеи захватил до вступления нормы в силу. Но он не расстраивается — говорит, что воевал не из-за денег. «Этот бой был в конце января 2015-го, стоял сильнейший туман. Мы находились в районе поселка Троицкое. Нам позвонили местные и рассказали, что в нашу сторону движется колонна из 15 танков и БТР. Мы испугались, ведь у нас было всего два танка, из которых боеспособным был один. У моего танка не работал механизм заряжания — снаряд нужно было закладывать вручную. Услышав гул колонны, мы выждали время, и пошли на них двумя танками. К тому времени туман рассеялся, часть колонны прошла, в поле видимости остался один их танк и БМП. Мы подбили их танк, его экипаж разбежался. Теперь их танк служит в ВСУ как тягач, БМП тоже при деле. Ее экипаж, кстати, тогда тоже разбежался».
Чабан с экипажем подбил танк.