Первый. Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал новые списки лиц, имеющие отношение к зарегистрированным через Mossack Fonseca офшорам.
На запрос об Украине в базе ICIJ можно найти информацию о 469 офшорных компаниях, 643 лицах или компаниях, причастных к этим офшорам, 20 посредниках и 558 адресах.
Второй. Теоретически главный борец с оттоком капитала попал в офшорный скандал.
Сразу же после назначения на должность министра финансов Александра Данылюка в СМИ появились документы о том, что он до сих пор формально остается директором трех компаний — двух на Кипре и одной на Каймановых островах.
Данылюк все публично объяснил и обещал задекларировать полученный доход. Однако появления в парламенте проекта постановления о его отставке избежать не удалось.
Третий. В Украине официально стартовал процесс борьбы с офшорами. 28 апреля президент создал рабочую группу для подготовки законопроектов в рамках деофшоризации. Возглавила ее глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
Первое заседание группы состоялось в пятницу, 6 мая. Следующее запланировано на 13 мая. Планируется обсуждение правил валютной либерализации и нулевого декларирования.
Однако сейчас она превратилась из обычного законотворческого процесса в шанс Украины улучшить деловую репутацию и продемонстрировать миру свою готовность отойти от коррупционных схем. Главное при этом — не скатиться в плоскость популистских обещаний при отсутствии политической воли что-либо менять.
Рабочая группа предлагает
На первом заседании участники рабочей группы обсуждали концепцию внедрения основных рекомендаций BEBS в Украине. В документе 70 страниц с основными этапами, по которым в стране возможна деофшоризация. В частности, речь о следующем.
О налогообложении прибыли иностранных компаний, которые контролируются резидентами Украины — правила КИК.
Контролируемыми иностранными компаниями — КИК — предлагается признать всех юрлиц, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях.
Отчитываться о своих иностранных компаниях и полученной от них прибыли плательщик будет в специальной декларации. Не исключено, что компании, зарегистрированные в высоконалоговых юрисдикциях, будут освобождения от уплаты налогов.
Пока рассматривается два варианта налогообложения.
Плательщиком налога по правилам КИК может быть резидент с долей в иностранной компании свыше 20%, либо свыше 10% при условии, что более 50% этой компании принадлежит другим резидентам Украины, либо же резидент, который фактически контролирует компанию.
Второй вариант — плательщиком может быть резидент с долей в иностранной компании свыше 50% или же резидент, который фактически контролирует компанию.
Порог 50% — слишком высокий, признают эксперты рабочей группы. В Польше и России он составляет 25%, в Египте и Китае — 10%.
О признании иностранных компаний резидентами Украины.
Если компания управляется из Украины, она признается налоговым резидентом Украины и плательщиком налога на прибыль.
Об ограничении расходов по финансовым операциям со связанными лицами.
Получение украинскими компаниями валютных кредитов от связанных иностранных партнеров — популярная практика.
На этом этапе происходит размытие налоговой базы. Из-за 300-процентной девальвации гривни заемщики получили убытки, которые уменьшают базу налогообложения. При этом у иностранного кредитора соответствующий налогооблагаемый доход не возник.
Предлагается ввести ограничения на максимальную сумму процентов, которые уплачиваются в пользу нерезидентов. Например, на уровне 10-30% от операционной прибыли плательщика.
Ограничения могут применяться к процентам, выплаченным в пользу нерезидентов — связанных лиц по гарантированным или обеспеченным ими долгам или же в пользу несвязанных лиц — при условии, что конечный выгодополучатель является нерезидентом — связанным лицом.
О противодействии злоупотреблениям в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения.
Введение дополнительных требований к резидентам союзных стран, которые вправе использовать соглашение.
Всего у Украины 70 двусторонних соглашений. В 2015 году замминистра финансов Елена Макеева начала процесс переговоров по пересмотру конвенций. Процесс их пересмотра сложный и длительный.
Смысл его в том, чтобы пересмотреть низкие ставки налогообложения пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти) и привести конвенции в соответствие с модельной конвенцией ОЭСР.
В 2015 году удалось парафировать новую конвенцию с Люксембургом, ратифицировать конвенцию с Ирландией. Проделана работа также над согласованием изменений в конвенции с Кипром и Голландией.
В 2016 году, по информации источников ЭП, среди приоритетов своей деятельности Минфин обозначил продолжение этого процесса.
К концу 2016 года планируется инициировать проведение переговоров с Австрией, Бельгией, Германией и Великобританией. С этими странами ставки самые низкие. С Австрией, Бельгией и Германией — проценты 2,5%, роялти — 0,5%. С Великобританией действуют нулевые ставки.
Об ограничении возможности нерезидента избегать регистрации постоянного представительства.
По закону постоянное представительство возникает при наличии постоянного места деятельности. Однако в НК есть исключения. Представительство не возникает, если нерезидент занимается в Украине закупкой и сохранением товаров, сбором информации.
Эти исключения — лазейки для манипуляций. На практике происходит дробление операций, чтобы не дать повода для появления постоянного представительства. Каков выход?
При его регистрации предлагается учитывать все операции и договора нерезидента. На постоянные представительства предлагается распространить правила контроля за ТЦО.
О внедрении отчетности для международных групп компаний.
Подача международными компаниями с годовой выручкой свыше 50 млн евро отдельного отчета, который раскрывает информацию о деятельности группы в разных странах.
О присоединении к автоматическому обмену финансовой информацией.
Идея проста и сложна одновременно. Ее суть в том, что профильные органы будут обмениваться информацией о состоянии счетов в банках и других финансовых учреждениях.
Украина примет закон, который обяжет банки и другие фининституты проводить процедуры due diligence относительно существующих и новых счетов юрлиц и физлиц, накапливать информацию по операциям по этим счетам и предоставлять ее Государственной финансовой службе.
Более подробно с положениями концепции можно ознакомиться здесь.
Нажмите для просмотра |
Спорные вопросы
Реализация этой концепции предполагает два шага, которые наверняка вызовут массу дискуссий.
Первый — запуск всеобщего нулевого декларирования.
Сама идея не нова. Последний раз в законодательную инициативу правительство оформило ее в декабре 2014 года, когда проводило налоговую реформу.
Идея в том, чтобы создать для граждан возможность легализировать все доходы и имущество, которые они накопили за свою жизнь. Тогда декларирование предлагалось сделать добровольным.
Если граждане не подали декларацию, считалось бы, что они задекларировали активы на 200 тыс грн. Тогда инициативу жестко раскритиковали эксперты. На этапе подготовки поправок в НК ко второму чтению ее из законопроекта исключили. Сейчас она опять обсуждается.
По мнению главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, смысл нулевого декларирования — в получении информации о активах граждан в Украине и за рубежом.
Для госслужащих порог декларирования составит 50 минимальных зарплат — 77,5 тыс грн. Для обычных граждан такой порог очень низок. В законодательстве при расчете некоторых налогов фигурирует порог 750 минимальных зарплат — 1,162 млн грн.
«Мы привязались к нему. Речь о наличных деньгах и сбережениях на банковских счетах, с которых не были уплачены налоги, или которые раньше не были задекларированы», — рассказывает Южанина.
Декларирование предлагается сделать платным: 10% налога при декларировании наличных средств и 5% — для средств на банковских счетах. Эти ставки не окончательны и подлежат обсуждению.
«Рано или поздно будет запущен процесс обмена информацией. Мы должны дать физлицам возможность декларировать средства за рубежом», — говорит народный депутат.
Если они не хотят заводить средства в Украину, значит, будут платить пониженную ставку НДФЛ — 10% со средств, которые лежат на банковских счетах. Лица, которые переведут деньги на банковские счета в Украину, автоматически подпадают под ставку 5%.
По словам Южаниной, проблема в том, что есть счета, открытые как с разрешения Нацбанка, так и без такового. Этот вопрос должен регулироваться отдельным пакетом законопроектов, касающихся либерализации валютного законодательства.
«Если мы снимем ответственность за любую предоставленную информацию, нулевое декларирование будет более эффективным», — отмечает Южанина.
Второй спорный вопрос — отмена банковской тайны.
Это необходимый шаг после запуска процедуры обмена информацией между фискальными ведомствами. Сейчас любое расширение круга ведомств, имеющих допуск к банковской тайне, вызывает мгновенную реакцию в банковской и экспертной среде.
«Обмениваться информацией можно и нужно. Безусловно, эта идея встретит противодействие. У нас слишком многие привыкли быть «серыми кардиналами», подавать декларации с нулями и жить на миллиарды. Если они не могут платить налоги по-честному, хорошо, пускай платят их через обмен информацией», — говорит руководитель налогово-юридической практики EY Владимир Котенко.
Минфин не прочь
В 2015 году законотворческая деятельность парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики сопровождалась жестким противостоянием с Минфином. Сейчас накал страстей поутих.
На заседании рабочей группы присутствовала первый замминистра финансов Оксана Маркарова, которая пока поладила с депутатами. Тем не менее, взгляды Минфина и депутатов разнятся.
Во-первых, говорит источник ЭП в Минфине, это ведомство пока не отказалось от принципа «кто не задекларировал, тот владеет имуществом свыше 200 тыс грн».
Во-вторых, Минфин за обязательное вложение «кэша» в банк.
«Не нужно допускать декларирования «налички». Это приведет к тому, что начнут декларировать наперед — в расчете заработать эти деньги, в том числе незаконным путем. Появится услуга «чемодан с миллионом» — чтобы принести, задекларировать и унести», — прогнозирует источник.
Также, по его мнению, всеобщее декларирование должно быть бесплатным. «Любой компромисс с фискалами не нужно воспринимать как метод пополнения бюджета», — говорит он.
Есть еще загвоздка с МВФ. «Фонд настаивает, чтобы мы воздерживались от каких-либо налоговых амнистий. По его мнению, в мире эта практика особо ничего не дала», — подчеркнул собеседник ЭП из министерства.
Дело времени
По мнению Южаниной, необходимые законы, в том числе по поводу нулевого декларирования, можно принять уже в 2016 году, а декларирование провести в четвертом квартале, чтобы граждане смогли показать все в 2016 году, а 2017 год начать с чистого листа.
Минфин же спешить не склонен.
«С одной стороны, нужно ковать, пока есть шанс что-то выковать. С другой — в этом вопросе не должно быть спешки. Если поспешить и написать некачественные законопроекты, придется к ним возвращаться.
Мы скованы концом июня (потом парламент уходит на каникулы. — ЭП). Это очень большой вызов. На качественную подготовку подобных законопроектов необходимо месяца три», — отмечает Котенко.
Это если не пытаться угодить всем и не тратить время на то, чтобы отбиваться от попыток выхолостить документы. В противном случае этот процесс может длиться бесконечно.
По словам главы Союза налоговых консультантов Леонида Рубаненко, за это время точно можно успеть подготовить поправки к отдельным разделам Налогового кодекса.
«Нужно шлифовать раздел о налоге на прибыль относительно ТЦО. До сих пор у нас происходила некая фикция с подачей отчетности по ТЦО. Механизм выписан коряво», — сказал эксперт. По его мнению, на подготовку поправок в Налоговый кодекс времени может хватить.