В 2014 году ему удалось сделать то, чего не удавалось ни одному из четырех его предшественников. Он выиграл выборы в первом туре с результатом в 54,7% голосов. Оправдывает ли Петр Порошенко такой колоссальный кредит доверия украинцев?

«КП» в Украине» совместно с экспертами проанализировала итоги двухгодичной деятельности Петра Порошенко в новой ипостаси и изучила, чем отличается его первый год у руля государства от второго.

Свои, но не лучшие

Если говорить о кадровой политике президента Петра Порошенко под углом государственных интересов, то она желает лучшего.

— Порошенко в первые дни президентства совершил ошибку, выбрав неправильную кадровую политику. Он назначал людей по принципу приближенности к себе, а не профессиональности. Усугубило ситуацию и то, что приближенные люди, как и Петр Алексеевич, были склонны к популизму. Вспомните только министра обороны Валерия Гелетея и его заявление о проведении через год парада победы в освобожденном Крыму, — говорит директор Института украинской политики Константин Бондаренко.

Если сравнивать кадровую политику Порошенко с кадровой политикой его предшественников, то ПАПа пошел по пути Виктора Ющенко.

— У Порошенко появились свои «люби друзи». И эти друзья постоянно перетягивают между собой государственное одеяло. Возникают скандалы и склоки. Во многом повторяется история 2005 года: украинцы разочаровываются в президенте и его окружении, — анализирует директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Потерпел фиаско и эксперимент с привлечением на высшие государственные должности иностранцев. Варяги-реформаторы быстро сдулись. Многие из них говорят, что не смогли работать в Украине, так как их отторгала сложившаяся в нашей стране коррупционная система и они не чувствовали поддержку и защиту со стороны главы государства.

А вот если рассматривать кадровую политику Петра Порошенко с точки зрения его персональных интересов, то она выигрышная.

— Порошенко удалось заявить о себе как о ключевой фигуре в политической системе. У нас хоть и парламентско-президентская форма правления, но президент играет ключевую роль в этой системе. Это его личное достижение, — отмечает глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

А представители так называемой демократической оппозиции в парламенте в лице «Батькивщины», Радикальной партии и «Самопомощи» в один голос твердят: Порошенко наследует Януковича и взял курс на сосредоточение власти в одних руках — своих руках. И для достижения этой цели он готов менять правила игры по ходу самой игры. Свидетельство тому — назначение генпрокурором Юрия Луценко.

Петр Порошенко. 2015 год.

От политики авансов до политики требований

В первый год президентства Петр Порошенко демонстрировал активную международную деятельность. Были подписаны политическая и экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Страна приблизилась к безвизовому режиму с ЕС. Регулярно Украина получала сигналы поддержки от многих стран. В нашу страну часто приезжали

высокие гости. Но к 2016 году в риторике международных партнеров Украины все чаще стали появляться ультиматумы. Политика авансов по отношению к нашей стране начинает уходить в небытие, на первый план выходит политика требований.

— Война не остановлена, и это основной очевидный результат дипломатии Петра Порошенко. К тому же Украина как не имела, так и не имеет союзников с формальными обязательствами нам помочь. А благосклонно настроенные к нам правительства вынуждают нас к действиям и в политике, и в экономике, которые вызывают внутреннее неудовлетворение в Украине, составляют угрозу будущему страны, — говорит глава правления фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко.

Эксперты отмечают, что проводить международную политику Петру Порошенко было бы проще, если бы он мог опереться на главу МИД с волевым характером и железной дипломатической хваткой.

— Порошенко сейчас демонстрирует полный провал в международной сфере. И главная его ошибка — назначение очень слабого человека на должность главы МИД. Павел Климкин — неплохой посол, но он очень слабый министр, — говорит Константин Бондаренко.

В унисон с политологами говорят и парламентарии. Они указывают только за последний месяц на два серьезных прокола украинской дипломатии. Первый — ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС сказали «нет» на референдуме в Нидерландах. Более того, количество противников украинской евроассоциации оказалось намного выше, нежели прогнозировали социологи. Вывод — недоработали наши дипломаты, в частности, глава МИД, да и сам президент. Второй — принятие нижней палатой парламента Франции резолюции об отмене санкций против России. Если Франция откажется от санкций, то существует риск, что в Европе постепенно последует парад аналогичных решений.

— Для меня огорчением стал тот факт, что если в 2014 — начале 2015 года Петр Порошенко пытался бороться за возвращение Крыма, то уже в 2016 году оккупированный полуостров практически исчез из дипломатической повестки дня президента. Глава государства все реже упоминает о Крыме на международной арене, — обращает внимание эксперт Украинской политконсалтинговой группы Василий Мокан.

Зеленый свет для патрульных, желтый — для коррупционеров

В предвыборной программе Петра Порошенко было зафиксировано проведение около десяти реформ. Уже став президентом, Петр Алексеевич расширил перечень запланированных реформ. «Стратегия-2020» включает в себя 60 реформ и специальных программ. По словам Порошенко, если они реализуются, то Украина имеет шанс войти в топ-20 стран в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса, увеличить ВВП на душу населения до $16 тысяч (сейчас $3,9 тысячи по версии рейтингового агентства Standard & Poor’s), а также увеличить за пять лет в десять раз приток прямых иностранных инвестиций (до $40 млрд). Звучит солидно, но кто чувствует старт этих реформ?

— Если в первый год президентства главным вызовом была война и, к чести президента, ее удалось приостановить, то сейчас основной вызов для президента — внутреннеполитические проблемы. В 2015-м оживились реформы: заработала бюджетная децентрализация, идет активное создание патрульной полиции. Мы получили качественно новую армию. Стартовала реформа госслужбы, Украина переходит на новую электронную систему госзакупок, — перечисляет Владимир Фесенко, подчеркивая, что прогресс все-таки есть, хоть и не такой, как бы этого многим хотелось.

Одна из главных инициированных Петром Порошенко реформ и едва ли не основное требование международных партнеров Украины — борьба с коррупцией — по-прежнему находится на низком старте. Казалось бы, что мешает бороться с коррупцией, если в стране за два года создано три ключевых антикоррупционных органа: Антикоррупционное бюро, Антикоррупционное агентство, Специализированная антикоррупционная прокуратура.

— Чем больше создается таких органов, тем больше размываются их функции и полномочия и тем меньше раскрытых громких дел, — озвучивает мнение Константин Бондаренко. — Была бы команда бороться с коррупцией — побороть ее сложно, но можно.

В то же время утверждать, что коррупционное болото в Украине вообще не шевелится, нельзя. Каждый день украинцам сообщают о том, что в таком-то регионе пойман на взятке такой-то чиновник. Но все ожидают от антикоррупционеров «крупного улова».

— Если арестовывать ключевые фигуры, можно разрушить все политические балансы, — называет причину отсутствия громких арестов и громких судебных вердиктов Фесенко.

Тестом для Порошенко на третьем году президентства, по мнению экспертов, станет проведение судебной реформы. Сможет перезагрузить украинскую Фемиду — может задумывать о втором президентском сроке, отделается только косметическими правками в сфере правосудия — на президентских амбициях придется поставить жирный крест.

Не все гладко с экономикой. Несмотря на то что чиновники декларируют рост экономики на 0,1% в первом квартале 2016 года и прогнозируют рост в 2017 году на 4%, рядовые граждане улучшения благосостояния не замечают. Инфляции 43,3% на конец 2015 года, повышение цен на газ на 91%, «дыра» в Пенсионном фонде размером 145 миллиардов гривен, «банкопад» и жизнь в ожидании очередного кредита от МВФ — показатель проводимых экономических реформ.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Второй год Порошенко оценили в 4,5 балла*

Ежегодно «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива интересуются экспертной оценкой деятельности главы государства. В 2015 году подводя итоги первого года на должности президента, эксперты поставили Петру Порошенко 5,3 балла по десятибалльной шкале оценивания.

— Деятельность президента Петра Порошенко в течение второго года пребывания на посту президента эксперты оценили в 4,5 балла, — сообщил аналитик Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Алексей Сидорчук.

В президентском дневнике Петра Порошенко оценки распределились следующим образом. За предмет «внешняя политика» ему поставили 6,1 балла. Кадровые назначения оценили на троечку. Взаимодействие с парламентом потянуло на 5,1 балла, взаимодействие с правительством — 4,5 балла. Урегулирование вооруженного конфликта в Донбассе и выполнение роли гаранта Конституции и прав человека — 4,3 балла. За проведение реформ эксперты поставили Петру Порошенко 3,7 балла, за выполнение предвыборных обещаний — 3,2 балла.

* Экспертный опрос, проведенный Фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» 18-23 мая 2016 года, в ходе которого было опрошено 57 человек.

В канун второй годовщины досрочных президентских выборов «КП» в Украине» решила изучить, как менялась президентская риторика в течение двух лет.

Пятый президент Украины Петр Порошенко в карман за словом не полезет. Он умеет красиво говорить и убеждать. Возможно, именно благодаря дару красноречия и умелой предвыборной кампании ему удалось 26 мая 2014 выиграть президентские выборы в первом туре, тем самым повысив свой личный рейтинг практически в десять раз (если сравнивать электоральные симпатии граждан в 2013 и 2014 гг.)

Предыдущая статьяМихаила Горбачёва объявили на Украине персоной нон грата
Следующая статьяКличко будет возрождать «Удар», — источник