«Страна» разбиралась в чем суть судебной реформы, которую на этой неделе намерены провести через парламент
Нынешняя парламентская неделя обещает поставить точку в двухлетней эпопее с подготовкой многострадальной реформы судебной системы. Инициатор этих изменений — Администрация президента, заявляет, что данные изменения необходимы, чтобы очистить судебную ветвь власти от коррупции.
Но критики говорят, что реальным последствием данной реформы будет усиление полномочий президента и хаос в судебной системе.
Крайний срок
«Мы рассчитываем на голосование за изменения в Конституции уже в четверг, 2 июня. Если хотим запустить судебную реформу до осени, 2 июня – это крайний срок, когда можно собрать необходимые 300 голосов», — заявил заместитель главы Администрации президента Алексей Филатов, который возглавляет процесс подготовки судебной реформы, во время презентации президентского законопроекта «О судопроизводстве и статусе судей».
Замглавы АП запамятовал, что буквально двумя месяцами ранее Конституционный суд разрешил депутатам принимать изменения к Конституции не только в двух сессиях подряд, но и во время одной и любой последующей за ней сессии. 2 февраля, во время второй сессии, парламент проголосовал в первом чтении за изменения к Конституции в части судебной реформы. Но принимать целиком эти изменения в количестве 300 голосов депутаты имеют право не только на нынешней, третьей, сессии, но и на любой другой.
Но, как говорит источник «Страны» на Банковой, хочет избежать обвинений в том, что был нарушен регламент принятия судебной реформы, этим и объясняется такая спешка с принятием закона. Кроме того, пока, по мнению президента, у него есть возможность обеспечить 300 голосов за реформу Конституции и принятие законопроекта о судебной реформе. Будут ли они осенью — вопрос.
Судебный пакет
Что интересно, предмет обсуждения — не столько сами изменения к Конституции, как связанный с ними законопроект по судопроизводству. Как рассказали «Стране» в Раде, скорее всего, будут голосовать пакетом — и Конституцию, и законы.
При этом, по состоянию на вечер понедельника, никто из депутатов законопроект о судебной реформе в глаза не видел. Хотя, довольно подробные сведения о нем к депутатам и экспертам уже просочились. И они в целом свидетельствуют об одном — президент пытается резко усилить свое влияние на судебную систему страны.
Приручение строптивых судей
После Майдана судебная система в определенной степени вырвалась из под контроля президента. Борьба за власть в верхах, хаос и анархия первых послереволюционных месяцев позволило судьям занять круговую оборону и добиться значительной самостоятельности.
Петру Порошенко эта ситуация не нравилась буквально с первых дней его президентства. Однако задачу поставить судей по стойке смирно так и не смогли до конца выполнить ни Алексей Филатов — официальный куратор судебной системы от Администрации президента, ни нардеп Александр Грановский (соратник друга президента Игоря Кононенко) — куратор теневой.
Да, судьи стали соотносить свои решения с пожеланиями АП, но далеко не всегда. История последних двух лет полна примеров того, как судьи выносили вердикты против воли президента. Мешали установить полный контроль над судебной системой три фактора.
Первый — круговая порука судей, которые уже долгие годы занимали свои должности. Второй — сложная система назначения, увольнения и привлечения к уголовной ответственности судей в которой задействован не только президент, но и парламент, и Высший совет юстиции. Третий — система высших специализированных судов, каждый из которых в своей сфере является последней (кассационной) инстанцией обжалования решений. Этих судов сразу три (административный, хозяйственный, по гражданским и уголовным делам), их состав формировался долгие годы (в том числе, особенно активно и системно во времена Януковича) и потому трудноуправляем по звонку из Администрации президента.
Так вот, предлагаемый президентом законопроект должен системно решить эти проблемы и установить контроль Порошенко над судами.
Во-первых, реформа предполагает ликвидацию Высших специализированных судов как класса. Все работающие в них судьи увольняются. А роль кассационной инстанции переходит к Верховному суду. Последний будет состоять из 4 подразделений – административного, хозяйственного, уголовного и гражданского, а также Большой Палаты Верховного Суда, которая будет рассматривать, в частности, так называемые юрисдикционные споры. Появится две новые судебные инстанции — Высший патентный и Высший антикоррупционный суд. Последний будет рассматривать дела от Национального антикоррупционного бюро. К слову, в понедельник в Высших судах уже прошли собрания коллективов, где судьям в общих чертах руководство обрисовало положения судебной реформы и посоветовало всем искать себе новую работу.
Во-вторых, Верховный суд также формируется полностью заново на основе конкурса. Причем в нем могут принимать участие не только судьи, но и адвокаты, и ученые (люди с научным стажем).
В-третьих, из процесса назначения судей исключается парламент. Теперь судей будет отбирать Высший совет правосудия (так назовут Высший совет юстиции). А утверждать — президент. В АП утверждают, что процедура будет формальностью — мол, глава государства просто автоматически будет подписывать представления от Высшего совета. Однако, всем известно, что как только у чиновника появляется право подписи на каком-то документе, то это уже не формальность. Глава государства, может, например, поставить в долгую очередь на подпись кандидатов в судьи, если они с нем реально не согласованы. И без росчерка президента они судьями не станут.
В-четвертых, сам принцип формирования ВСП будет таковым, что на него определяющее влияние будет оказывать глава государства.
«При назначении членов Совета возникнет замкнутый круг, — сказал «Стране» один из экспертов, который подробно ознакомился с текстом законопроекта. — Чтобы стать судьей, Высший совет правосудия будет подавать кандидатуры на утверждение президенту, а президент будет назначать судей. Потом же съезд судей (которые прошли через утверждение президентом) будет выбирать из своих членов почти половину Совета – 10 человек. Двоих членов Совета правосудия будет назначать сам президент. Еще двоих – парламент, который сейчас контролируется главой государства. Остальных членов назначают съезд адвокатов, конференция работников прокуратуры (тоже подконтрольная президенту) и съезд представителей юридических вузов. Таким образом, фактически 15 из 21 судей ВСП будут людьми президента. А для работы Совета достаточно 15 присутствующих».
Кроме того, Высший совет правосудия получит неограниченные права. Например, если сегодня для уголовного преследования судьи нужно согласие Верховной рады, то после реформы такое согласие должен будет дать только ВСП. Кроме того, он будет принимать решения по увольнению или переводу судей на должности, вносить представления президенту по назначению судей, осуществлять дисциплинарное производство по судьям Верховного суда и высших спецсудов.
Главный эксперт по судебной реформе Реанимационного пакета реформ Михаил Жернаков также видит в новом законопроекте рост влияния президента.
«За президентом частично остаются полномочия организовывать суды, или переводить судей, — сказал в комментарии «Стране» Жернаков. — Есть и другие моменты, которые могут сохранить зависимость судов от президента. Мы в РПР неоднократно высказывались за то, что изменения к Конституции необходимо принимать только в пакете с законопроектами, которые не только урегулируют судопроизводство и статус судей, но и разъяснят положения относительно адвокатуры, доступа к образованию и профессии в правовой сфере, вопросы прокуратуры».
В президентской администрации отрицают, что судебная реформа усилит влияние Порошенко.
«Более открытого процесса подготовки в изменений в Конституцию в Украине еще не было. Автором изменений является Конституционная комиссия, куда входят 63 эксперта-конституционалиста, юристы, практикующие адвокаты, представители Верховной Рады. Эта комиссия является органом профессиональной общественности, это не политический орган. Например, у президента в этой комиссии один представитель, ваш покорный слуга», — сказал Алексей Филатов во время круглого стола, посвященного судебной реформе.
Зреет хаос
Впрочем, часть экспертов считает, что планы президента могут быть нарушены тем, что реформа породит хаос в судебной системе и она станет вовсе неуправляемой.
«Это будет похоже на тот бардак, который сейчас учинили в МВД, фактически развалив этот орган, — сказал «Стране» один из известных украинских адвокатов. — Вместо того, чтобы сделать судебную систему некоррумпированной и ориентированной на людей, этот закон разрушит всю вертикаль и горизонталь судебной власти. В итоге на улице окажутся 450 судей. А поскольку процесс ликвидации будет длиться не меньше года, все это время судебные дела будут просто продаваться их участникам. Начнется такой беспредел, что и не снилось. Каждый подлежащий увольнению судья постарается на этом заработать. А по истечению реформирования все эти уволенные судьи пойдут в ЕСПЧ. Таким образом, сперва от реформы пострадают люди, которые окажутся один на один с беспределом судебной системы. А потом и вся Украина, когда ЕСПЧ будут массово завалены жалобами на несправедливое увольнение. Спустя какое-то время, возможно (но не факт), президент сможет взять ситуацию под контроль. Но это тоже никак не поборет коррупцию. Просто заработает принцип одного окна, когда взятки за назначения будут нести только в Администрацию президента. Снова расцветет телефонное право и судебная система будет отброшена на годы назад».
Судьям пропишут добродетель и высокие зарплаты
Из других положений законопроекта следует отметить новые требования к судьям. Например, судьей теперь сможет стать гражданин Украины не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет (для ВСУ – 10 лет), владеющий государственным языком и обладающим таким качеством, как добродетель.
Кроме того, планируется существенно увеличить оклад и надбавки судьям.
Например, для реорганизованного ВСУ он будет установлен на уровне 75 минимальных заработных плат (на сегодня это 108 750 грн). Плюс – надбавки за выслугу, ученую степень и прочее. Судья местного суда будет получать 30 минимальных заработных плат – 43 500 грн (сейчас около 16 тысяч). Судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда – 50 минимальных зарплат – 72 500 грн. Однако, если для судей Верховного Суда оклады возрастут сразу, то для судей апелляционных и первых инстанций — поэтапно.
А будет ли 300 голосов?
Во время первого чтения за судебную реформу отдали свои голоса 244 депутата. Это 122 из 138 членов БПП, 65 из 81 — члены НФ, 14 внефракционных депутата, 2 представителя Оппозиционного блока, 9 из 23 членов Видродження, 18 из 20 членов группы Воля народа и 13 из 19 депутатов от Батькивщины.
Сейчас же в президентской фракции Стране сообщили, что рассчитывают на полную явку депутатов коалиции и депутатских групп, которые поддержали проект в 1 чтении. Плюс — на голоса фракции «Самопомощь» (всего 26 депутатов).
«Самопомощь» готова голосовать за пакет изменений в Конституцию только в случае рассмотрения законопроекта судоустройстве и статусе судей. Мы согласны на это предложение», — говорит источник в президентской партии.
Правда, опрос представителей разных фракций показал довольно неоднозначное мнение депутатов относительно перспективы установления контроля Порошенко над судами, что может ударить по всем его политическим конкурентам. При новой системе, например, крайне маловероятно повторение случая с нардепом от Радикальной партии Игорем Мосийчуком, который сумел через суды вернуть себе неприкосновенность, несмотря на усилия прокуратуры.
Депутат от «Самопомощи» Елена Сотник сообщила Стране, что фракция еще не приняла такое решение, потому что не было заседания, на котором бы поднимался этот вопрос.
Член Комитета ВР по вопросам правовой политики Андрей Помазанов (Народный фронт) говорит Стране, что последние две недели в коалиции шли серьезные обсуждения, есть ли 300 голосов.
«Уже две недели обсуждали, будут ли голоса. У меня есть серьезные сомнения, есть ли они… Мы готовы голосовать за судебную реформу, но до того момента, как мы будем голосовать за изменения к Конституции, нужно рассмотреть новую редакцию закона о судопроизводстве и статусе судей. Мы должны иметь на столе проанализированный, согласованный фракциями коалиции законопроект о судопроизводстве и статусе судей. Без этого закона мы будем иметь абсолютно сухие изменения в Конституции», — говорит депутат «Стране».
Во фракции Радикальной партии пока не дали четкого ответа, дадут ли они голоса за конституционные поправки. «Законопроект о судоустройстве и статусе судей еще не подан. Так что, будем читать. К проекту поправок у нас еще есть вопросы, которые мы не можем оставить без внимания, в частности, о роли адвокатуры. Авторы этого законопроекта пообещали нам предоставить разъяснение. Мы не голосовали в первом чтении за поправки и скорее всего, снова не будем голосовать», — сообщил Стране «радикал» Игорь Попов.
«Батькивщина» также еще не приняла решения, хотя в целом настроена к изменениям негативно. Сергей Власенко сообщил «Стране», что инициированные президентом изменения в части судебной реформы абсолютно не отвечают задекларированным целям, но потом добавил, что фракция еще не приняла решение.
«Законопроект точно не создает более легкую процедуру для граждан с точки зрения обращения в суд и получения справедливого решения, — считает Власенко. — Наоборот он направлен на усиления контроля президент над судебной ветвью власти через подконтрольный ему Высший совет юстиции. Полное повторение той схемы, которую создал Янукович. Он сначала назначили своих людей в высший совет юстиции, и потом якобы предоставили ему полномочия… У президента одна цель касательно судебной реформы — такая же, как была у Януковича: поставить себе под контроль судебную систему через якобы демократические механизмы. Типа ВСЮ. Но его же мальчики и девочки в ВСЮ голосуют также, как им говорят. Но фракция еще не принимала своей решение, только завтра будем обсуждать это».
Судя по всему, торги продолжатся до четверга, на который назначено голосование. В этот день мы и увидим — готовы ли депутаты передать судьбу судебной системы (а вместе с ней, соответственно, и свою судьбу) в крепкие руки Петра Порошенко и его «команды реформаторов» в лице Филатова, Грановского и Кононенко.