Глава ВО «Фортеця» предлагает предпринимателям объединиться и выйти в легальное поле деятельности
Почему сопротивляется система, с кого спрашивать за провалы налоговой реформы, и чем грозит выход из тени украинским предприятиям – об этом и многом другом читайте в интервью с народным депутатом Украины Оксаной Продан, пишет rating.net.ua.
Справка: Оксана Продан – народный депутат Украины, глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця». Автор ряда законопроектов по развитию бизнеса и налогообложению. Была ведущим экономическим экспертом Реанимационного пакета реформ (РПР). Один из соавторов экономического блока Коалиционного соглашения украинского парламента.
В рейтинге РПР вы в который раз на первом месте. Что дает сотрудничество с РПР, как можно ощутить его результаты нашим гражданам, предпринимателям? Какие есть критерии эффективности этой работы? Почему реформы не ощутимы в обществе?
– Начну с последнего вопроса, ответ на него является ключом к остальным. Что сейчас происходит? Если одной фразой – борьба нового со старым. Большая группа людей, бенефициариев коррупционной вертикали, пытается сохранить статус-кво. Максимум, на что они готовы – на небольшие уступки, «косметические» изменения, которые ничего не меняют по сути. При этом у них есть финансовые ресурсы, есть доступ к медиа. Очень часто они либо сами принимают решения, либо оказывают влияние на тех, кто это делает. На создание этой системы ушли годы, она держится на деньгах и власти, поэтому мы видим жесточайшее сопротивление всему новому. Преодолеть его можно лишь с помощью общественного давления. Любой из нас, будь-то учитель, врач, предприниматель или кто-то другой, должен спрашивать с политиков, контролировать их работу. Подход очень простой: справляешься – работай, нет – уступи место более ответственным и профессиональным людям.
Реанимационный пакет реформ – это коалиция общественных организаций, ее работа – одна из форм такого общественного давления. Я много лет занималась общественной деятельностью и в свое время была у истоков создания РПР, была ведущим экономическим экспертом организации. Сегодня у нас хорошие партнерские отношения. И я, и члены РПР понимаем, что в случае с Украиной молниеносные изменения, к сожалению, вряд ли возможны – слишком запущено состояние больного. Между тем, нам нужно шаг за шагом двигаться вперед, накапливать массу критических изменений, которые, в конце концов, приведут к качественному скачку в развитии страны.
Отмечу, что часть работы нам уже удалось сделать. Приняты такие законы, как «О технических регламентах и оценке соответствия» (ликвидация барьеров в торговле между Украиной и ЕС), «Об электронной коммерции» (создание европейских правил игры в онлайн-торговле), «О расширении полномочий органов местного самоуправления и оптимизации предоставления административных услуг» (ликвидация коррупционных и бюрократических барьеров в сфере админуслуг) и т.д. Кроме того, мы отстояли упрощенную систему налогообложения, добились снижения налогового давления на фонд заработной платы.
Что касается совместной работы с общественными организациями, профильными ассоциациями, ведущими экспертами, то она дает возможность, во-первых, улучшить качество документов, а во-вторых, создать дополнительное давление на тех, кто пытается сорвать реформы.
Расскажите подробнее, как вы отбираете нужные законодательные инициативы, как происходит работа над ними?
– Мой приоритет – экономика, предпринимательство, внедрение технологий и инноваций, образование и развитие местного самоуправления. Поэтому все, что касается этих сфер, автоматически попадает в поле моего зрения, является частью работы в парламенте. Кроме того, я возглавляю Всеукраинское объединение малого и среднего бизнеса «Фортеця». Объединение охватывает более 100 тыс. человек, это активные, инициативные люди, которые не ждут поддержки от государства, а каждый день создают новые производства, рабочие места, товары и услуги. Вместе с ними мы работаем над созданием условий для развития предпринимательства и экономики.
Также хочу напомнить о Коалиционном соглашении. Я – один из соавторов экономического блока соглашения, в нем детально прописаны ключевые законопроекты, которые необходимо принять, чтобы наша страна двигалась вперед. Часть из них зарегистрированы мной, некоторые из этих законопроектов уже приняты.
Помимо этого, я общаюсь с большим количеством людей из разных сфер. Многие из них знают о моей законодательной работе, слышали о «Фортеце», об РПР, поэтому обращаются с предложениями, проектами, которые я рассматриваю. Если я уверена в том, что они помогут стране и людям, мы совместно их дорабатываем, выносим на обсуждение в сессионный зал, убеждаем в необходимости принятия.
70 процентов бизнеса находится в тени. Что все-таки нужно сделать, чтобы все заработало? Чтобы предприниматели уплачивали налоги, за счет которых развивалось бы государство, и чтобы чиновники не разворовывали страну? Какой эффективный рецепт нужно прописать, чтобы вытянуть страну из пропасти?
– Есть разные оценки относительно того, какая часть экономики находится в тени. Согласно официальным данным Минэкономразвития и торговли, это около 42%. Европейские организации говорят о 45-50%. В любом случае, это очень много. Несколько причин, почему у нас такой высокий уровень тенизации экономики. Во-первых, отсутствие желания что-либо менять. Приведу пример с налоговой реформой. Было две попытки ее провести, обе неудачные. Правительство Арсения Яценюка в декабре 2014 года попыталось обмануть людей, «под елочку» внесли в зал налоговые изменения, которые во многом ухудшили условия ведения бизнеса. Хотя все это сопровождалось громкими выступлениями премьера о том, что всем станет удобнее и проще платить налоги. В 2015 году налоговая реформа была провалена теми, кто должен был её провести, из-за абсолютно разных позиций и отсутствия желания искать решение.
Может ли после такого возрасти уровень доверия? Конечно, нет. Люди видят, что происходит, поэтому не спешат выходить из тени. Для этого нет экономических условий. Многие из них попросту вынуждены будут закрыться после детенизации, из-за все ещё высокого коррупционного давления.
Если говорить об эффективных рецептах выведения страны из кризиса, то первое, что нам необходимо сделать – это провести институциональные реформы. Создать условия для развития предпринимательства и конкуренции, реформировать судебную систему и правоохранительные органы, гарантировать право частной собственности, сделать ставку на национальное производство с акцентом на товарах с высоким уровнем добавленной стоимости, инвестировать в технологии и образование.
Давайте посмотрим на рейтинг Doing Business 2016. Украина в нем на 88-м месте. В сравнении с прошлым годом мы достигли существенного прогресса только по показателю «регистрация предприятий». Все остальное или плохо, или очень плохо. Получение разрешений на строительство – на 140-м месте, налогообложение – на 107-м месте, защита миноритарных инвесторов – на 88-м месте и т.д. И дело даже не в рейтинге, а в том, что отображают эти данные.
Это – непрозрачные условия работы, дорогое администрирование, большие коррупционные риски и практически отсутствующая защита права собственности.
Вместе с тем, определенные качественные изменения все же есть. В прошлом году нам удалось добиться существенного снижения налогового давления на фонд заработной платы, ставка единого социального взноса сейчас составляет 22% вместо средней ставки в 41%. Таким образом, в этой части предпринимательской деятельности созданы условия для выхода из тени. Поэтому Всеукраинское объединение малого и среднего бизнеса «Фортеця» инициирует всеукраинскую кампанию по легализации рабочих мест. Предприниматели, работающие легально, понимают, как легко манипулировать теми, кто находится в тени. Они зависимы от чиновника, в любой момент их можно привлечь к ответственности. Чтобы избежать таких случаев и продолжить наращивать давление на чиновников и политиков, «Фортеця» призывает предпринимателей воспользоваться снижением налогов на зарплату, объединиться и выйти в легальное поле. Это позволит нам защитить упрощенную систему налогообложения, продолжить работу по изменению условий для ведения бизнеса, ликвидации коррупционных барьеров.
Каждый год, за месяц до принятия Налогового кодекса, у нас – протесты предпринимателей. Они протестуют против непрозрачности его принятия, непродуманных ставок налогов. Можно ли ожидать, что в этом году в процесс разработки правок наши предприниматели будут вовлечены за полгода, как этого требует законодательство? Как государство может гарантировать открытое и публичное обсуждение налоговых новшеств? Нужно ли это кому-то вообще?
– Если не будет открытого и прозрачного обсуждения при подготовке изменений, системной работы над проектом налоговой реформы, такая реформа просто не состоится. Уже много лет разные правительства наступали на одни и те же грабли, надеюсь, новый Кабмин сделает выводы.