Геннадий Труханов, которого международные расследователи называют соратником мафии и обладателем российского и греческого паспортов, а украинские борцы с коррупцией — создателем схем по личному обогащению, третий год управляет Одессой. И киевские власти это устраивает
Одесса — это не только море, солнце, пляжи, но и палатки протестующих против местных властей в центре: редкое заседание горсовета в нынешнюю каденцию мэра Геннадия Труханова проходит спокойно, пишет НВ.
Ключевой причиной, регулярно выводящей активистов на одесские улицы, является сам градоначальник, экс-регионал, избранный мэром в мае 2014 года и переизбранный осенью 2015‑го.
Если судить по странице Труханова в Фейсбуке, он ведет жизнь честного и ответственного чиновника: вручает памятные часы с символикой города талантливым одиннадцатиклассникам, выделяет квартиры многодетным семьям.
Но стоит покинуть “виртуального Труханова” и пообщаться с одесскими активистами, как те расскажут: мэр зарабатывает на парковках и бесконечных ремонтах через фирмы-“прокладки”.
А если начать говорить о мэре с командами международных журналистов-расследователей, то окажется, что Труханов в прошлом был причастен к международной торговле наркотиками и оружием. А недавно еще и стал фигурантом глобального расследования о панамских офшорах, причем в обнародованных документах указано, что одесский мэр имеет российский паспорт.
Всей этой информации было бы достаточно, чтобы отправить Труханова не только в отставку, но и под суд. Однако компромат никак не повлиял на его положение — он, как и прежде, надежно сидит в кресле градоначальника.
“Труханов получил карт-бланш на управление в обмен на то, что он не допустит в Одессе сепаратизма”,— считает одессит Аркадий Топов, член партии Демократический альянс, который занимается мониторингом коррупционных рисков. С ним согласны и другие оппоненты одесского мэра.
30 июня, в день очередной сессии горсовета, НВ наблюдало, как около 200 активистов с флагами партий Демальянс, Сила людей и Свобода громко выражали под мэрией свое несогласие с политикой Труханова. Сотня правоохранителей — полиция, нацгвардейцы — оцепили здание. Активисты под песни Антона Мухарского, звучащие из динамиков, скандируя “Гену геть!”, попытались прорваться на заседание, в результате чего произошла стычка с силовиками. Без жертв.
Днем ранее Труханов провел внеочередную и необъявленную сессию. На ней подавляющим большинством голосов — 51 из 64 возможных — депутаты снизили параметры оценки арендных ставок городских земель: с 600 грн до 403 грн за кв. м. Антикоррупционные активисты уверены: на самом деле земля не подешевела, просто теперь больше денег от ее аренды и продажи будет в виде откатов уходить в карманы чиновников во главе с мэром.
Но 30 июня, когда под его окнами собрались возмущенные борцы с коррупцией, Труханов начал с того, что поставил перед горсоветом нейтральный вопрос — о теплосетях. Мол, на их ремонт городские власти два года искали инвесторов, но так и не нашли.
Наверное, не там искали, считают оппоненты мэра: уже через полчаса горсовет по команде градоначальника отправил 300 млн грн бюджетного профицита на банковский депозит. В целом у города 600 млн грн свободных средств от перевыполнения бюджета, но Труханов продолжает искать кредиторов.
В горсовете мэр чувствует себя как рыба в воде — если на улице протестуют сотни его оппонентов, в зале заседаний ему почти никто не перечит. Его собственная фракция Доверяй делам имеет 27 мандатов. Еще 12 — у дружественного Труханову Оппозиционного блока. Ровно столько же — у одесского Блока Петра Порошенко (БПП), практика голосований которого в один только день 30 июня свидетельствует: он лишь в одном случае из 86 не поддержал мэра. И это притом что десятки решений о продаже и аренде земли принимаются в горсовете пакетом.
Так же быстро депутаты принимают документы по теме ремонта дорог. А она для мэра важна: после его прихода к власти расходы города на эту статью увеличились резко и непропорционально росту бюджета. Подавляющее большинство тендеров на модернизацию улиц выигрывает группа Рост. Ею владеет сам Труханов через виргинские компании Macon Assets Limited, Corderoy Trading Limited и ряд других офшоров. Эта информация стала известна благодаря утечке документов панамского регистратора офшоров Mossack Fonseca, которую обнародовала международная группа журналистов-расследователей в апреле 2016‑го.
При этом Юрий Шумахер, депутат трухановской фракции, до своего избрания в горсовет, где он активно занимается бюджетными вопросами, возглавлял Рост. У него тоже есть доля в виргинских офшорах. В акционерах Роста числится и легенда криминального мира Одессы Александр Жуков, ныне житель Лондона и тесть российского миллиардера Романа Абрамовича.
В прошлом году Рост выиграл тендеры на 150 млн грн, в этом — уже на 370 млн грн. Конкуренцию этой фирме на аукционах составляют компании, которыми руководят ее бывшие сотрудники и люди, близкие к Труханову. Так, приличный кусок закупок получает компания Автострой, во главе которой стоит Виктор Гнездилов, бывший тренер по тайскому боксу. Он близок к мэру Одессы через федерацию этого вида спорта, самим мэром и возглавляемую.
Песок для строительства мэрия закупает у компании Скво, ее контролирует дочь Труханова — Екатерина.
Прямой конкурент Роста — принадлежащий государству Одесский облавтодор — в тендерах почти не участвует, а когда и побеждает, то закупает работы у того же Роста.
И это не все. Так, Труханов начал заставлять предпринимателей, которые арендуют фасадные здания в городе или владеют ими, примыкающую часть улицы выкладывать плиткой. И сам показывает пример, отделывая плиткой уличные участки подле муниципальных зданий. Но мэрия, по данным Антикоррупционного офиса в Одессе, закупает эти работы по цене 600, 800 и даже 2.000 грн за кв. м, тогда как рыночная цена не превышает 200 грн.
Кроме того, большинство одесских парковок горсовет сдает в аренду со скидкой 60–90%, а среди арендаторов заметны спортивные клубы, которые сам Труханов и контролирует. Об этом НВ рассказал Алексей Черный, глава местного Антикоррупционного офиса.
К нему обращаются предприниматели, говоря о таксе на различные услуги от мэрии: поставить автокофейню на улице — 500 грн в год в виде взятки, столики от ресторана на пешеходной части — около 50 тыс. грн за сезон. “Если бы все сборы — а это почти 5 млрд грн — шли в одесский бюджет, то он мог бы быть в три-четыре раза больше”,— делает вывод Черный.
Бизнесмены с большой опаской комментируют дела Труханова. У них есть на то причины.
Ирина Соловьева, владеющая в Одессе шестью киосками по ремонту одежды и изготовлению ключей, протестовала против агрессивного отношения мэрии к бизнесу. В итоге неизвестные сожгли ее автомобиль Volkswagen Passat CC. Не спасло даже то, что стоянка была охраняемой. Получала она и прямые угрозы жизни.
Соловьеву больше всего возмущало то, что горсовет обязал тех, кто хочет поставить киоск, получить спецразрешение от Управления развития потребительского рынка. Хотя Кабмин требует только два документа: паспорт от Управления архитектуры и договор с балансодержателем земли.
Честно получить разрешение в Управлении потребрынка невозможно, говорит Соловьева. “Человек заходил туда и на месте рассчитывался, чтобы получить документ,— рассказывает она.— Чиновники ничего не боялись, а просто набирали на калькуляторе сумму”.
Соловьева собрала вокруг себя группу предпринимателей и провела несколько брифингов для прессы. После этого вице-мэр Олесь Янчук, курирующий направление киосков, открыл отдельное консалтинговое агентство на улице Пушкинской, которое уже за официальную плату получало в мэрии нужное разрешение. Напрямую мэрия такие документы не выдает, находя для этого множество причин.
Прошлое Труханова выглядит еще более захватывающим, чем его настоящее.
Во внутреннем отчете итальянской полиции за 1998 год, который опубликовал американский расследовательский проект Organized Crime and Corruption Reporting Project, Труханов указан как член криминальной группы Александра Ангерта по кличке Ангел и Леонида Минина. Группа, по данным полиции, занималась сбором податей с торговли нефтью, была вовлечена в кокаиновый бизнес. Что касается Минина, то он зарабатывал на нелегальной продаже российского оружия в Африку, о чем писала даже авторитетная британская газета The Guardian.
Труханов был телохранителем Минина, рассказывает Александр Сибирцев, одесский журналист, специализирующийся на криминальной тематике. В 1992 году 27‑летний Труханов уволился из армии в звании капитана и сошелся с Ангертом и Жуковым. Они поставили его во главе охранной фирмы Капитан, говорит Сибирцев, так и началась карьера будущего мэра. “Если ты когда‑то серьезно занимался криминалом, то уже не можешь просто так выйти из этого круга,— подчеркивает журналист.— Однако Ангел и Жуков давно не занимаются преступными делами, они легализировались как бизнесмены. А Труханов продолжает их слушать как старших”.
В панамских документах всплыл и российский паспорт Труханова. В ответ на это одесский мэр разместил в соцсетях справку, полученную в российском консульстве в Одессе, о том, что гражданства РФ у него нет. Позже и СБУ отчиталась, что не нашла подтверждения наличия у градоначальника российского паспорта.
Однако в отчете итальянской полиции указан еще и греческий паспорт Труханова на имя Геннадиоса Озопулоса, с которым тот путешествовал по Европе.
Проверить информацию о прошлом и настоящем одесского мэра у самого градоначальника НВ не смогло: неоднократные просьбы об интервью Труханов проигнорировал, а на телефонные звонки не отвечал.
Несмотря на скандальную репутацию, мэр Одессы имеет надежную поддержку двух ключевых сил — городского электората и киевской власти.
Став в 2012‑м депутатом Верховной рады с поддержкой жителей крупнейшего и беднейшего одесского района — поселка Котовского, он через два года уверенно победил на выборах мэра. А еще через год повторил успех, взяв 51,3% голосов.
Сейчас, после череды обличительных материалов, рейтинг Труханова находится на уровне 30%, отмечает Геннадий Чижов, политический эксперт, который отслеживает ситуацию в Одессе. Этого вполне достаточно для победы и на следующих выборах, которые благодаря принятым Радой в первом чтении поправкам о децентрализации могут состояться уже в 2017‑м.
В Одессе наблюдается кризис лидеров, этим и объясняется успех Труханова, поясняет Анатолий Бойко, глава одесского отделения Комитета избирателей Украины. “Он понятен и комфортен для одесситов, которые хотели быть уверенными, что мэр не будет руководствоваться требованиями киевского Майдана”,— говорит эксперт.
Свалить одесского мэра можно было бы, если бы верховные власти решились расследовать его прошлые и нынешние грехи, говорят в Антикоррупционном офисе. Например, дело по одному из экономических преступлений в сфере городских закупок.
В бытность Давида Сакварелидзе прокурором Одесской области в прокуратуре лежало несколько дел по Труханову. Но как только генпрокурор, подконтрольный президенту страны, убрал Сакварелидзе из области, все расследования в отношении мэра застопорились.
Бездеятельность официального Киева в одесском вопросе заставляет Черного из Антикоррупционного офиса предполагать: у президента и мэра есть негласный пакт о ненападении. “Труханов договорился с Порошенко в 2015‑м через нардепа БПП [одессита Алексея] Гончаренко, что его не будут убирать, а сам, вероятно, пообещал, что здесь не будет ОНР [Одесской Народной Республики]»,— считает эксперт. Порошенко, мол, увидел, что альтернативы Труханову нет, и потому сделал ставку на него, заключает Черный.
Материал опубликован в НВ №24 от 8 июля 2016 года