Мандаты новичков-мажоритарщиков в Верховной раде распределились следующим образом: Батькивщина пополнится двумя депутатами (Руслан Богдан с Полтавщины 21,9% и Юрий Одарченко из Херсона 25%), группа УКРОП также двумя (Ирина Констанкевич с Волыни 57% и Виктор Шевченко из Ивано-Франковска 21,2%), на Черниговщине и в Днепре победили самовыдвиженцы Максим Микитась (31,5%) и Татьяна Рычкова (44,5%) – обоих на выборах поддерживала Банковая, а на Луганщине по результатам подсчета половины голосов пока побеждает Сергей Шахов из партии Наш край – этот бренд был создан президентской командой, усилиями заместителя главы АП Виталия Ковальчука, под парламентские выборы 2014 года. Под ним в Раду зашли те, кого в составе БПП в парламент заводить было не комильфо, в частности бывшие регионалы, пишет НВ.
Главным отличием голосования стала критическая пассивность избирателей. Наименее активными оказались жители Херсонской (16,3%) и Днепропетровской (26%) областей. Если Констанкевич на Волыни для победы понадобилось более 43 тыс. голосов, то кандидату от Батькивщины на Херсонщине понадобилось всего 6,4 тыс.
На всех семи округах, где проходили выборы, Комитет избирателей Украины зафиксировал подкуп избирателей и выдвижения большого количества технических кандидатов. «Самой большой проблемой была технология косвенного выбора – подкупали товарами или услугами. Если в Чернигове раздавали сертификаты на лекарства, в Полтаве и на Луганщине избирателям предлагали деньги и продуктовые наборы. К сожалению, даже прямая раздача денег из благотворительного фонда – это не нарушение, и расследование по таким фактам ни к чему не приведет», — говорит НВ руководитель КИУ Алексей Кошель.
Интригой довыборов было противостояние Блока Петра Порошенко и Батькивщины. Батькивщина – единственная партия, которая выдвинула кандидатов во всех семи округах. Усилия лидера БЮТ, лично объездившей регионы за неделю до выборов, дали результат: на Херсонщине и Полтавщине ее кандидаты победили, в Чернигове и на Волыни пришли вторыми. Впрочем, в условиях нищего политического ландшафта такой результат – заслуга не только Тимошенко, но и самих кандидатов.
«Вследствие бедности политического процесса люди выбирают давно знакомых личностей, нежели новых-молодых-умных», — говорит политолог Алексей Голобуцкий.
Таким образом фракция «Батькивщины» в Раде вырастет с 19 до 21 мандатов. На переговорные позиции Тимошенко два дополнительных штыка не повлияют, но для нее это важная эмоциональная и стратегическая победа, считают эксперты.
«Для Тимошенко – это незначительное увеличение места в шкафу, ее сила все одно останется одной из самых маленьких фракций в парламенте», — говорит политолог Владимир Фесенко.
Самым скандальным округом снова стал Чернигов, где победил самовыдвиженец миллионер-застройщик и протеже БПП Максим Микитась. По словам черниговских журналистов, эти выборы во многом были повторением прошлых, когда команды Банковой и Корбана наперегонки засевали Чернигов гречкой и социальной помощью. В результате тогда мандат получил Сергей Березенко, который теперь занимается в БПП такими важными вопросами, как обеспечением голосов под конкретные голосования и опять же избирательными кампаниями.
Несмотря на то, что черниговские выборы прошли по уже проверенному сценарию, а занимался ими лично Березенко, отрыв Микитася от кандидата Батькивщины составил лишь 2 тыс. голосов. Вторым пришел бютовец Юрий Власенко, третьим – радикал Дмитрий Блауш. На этом же округе боролся за кресло в Раде бывший депутат БПП, которого лишили мандата после выхода из фракции Егор Фирсов. Он пришел четвертым, набрав почти 2 тыс. голосов. Интересно, что неизвестный широкой общественности кандидат от БПП Сергей Гарус набрал на Черниговщине каких-то 234 голоса.
Аналогичная картина наблюдалась на большинстве округов, где проводились довыборы. На половине округов от БПП шли откровенно слабые кандидаты, которые играли техническую роль. Например, Денис Денищенко от БПП на 114-м округе на Луганщине взял чуть больше 200 голосов. Сейчас там побеждает кандидат от проекта Банковой Наш край Шахов. Помощником Шахова начинал свою политическую карьеру действующий представитель президента в Верховной раде, их и сейчас называют друзьями.
Несмотря на три новых лояльных мандата, которые может получить БПП после довыборов, в целом результаты кампании для президентской команды политологи называют провальными. При наличии административной, организационной и денежной поддержки БПП не дотянул тысячи голосов до победы брат действующего министра энергетики Сергея Насалика в Ивано-Франковске. А в Херсоне председатель ОГА Андрей Путилов, которого конкуренты обвиняли в активном использовании административного и медийного ресурса, проиграл почти 2 тыс. голосов конкуренту от «Батькивщины» Одарченко.
Все это свидетельствует о том, что на Банковой бросили ресурсы не на победу именно кандидатов от президентской партии, а на договоренности с влиятельными региональными политиками и поставили на «обмен округов» с другими политическими силами.
«Играться в такие игры – это пощечина президентской команде и очередное свидетельство, что в регионах такой партии, как БПП, нет. Региональные ячейки работали по собственному усмотрению, а президентская команда договаривалась о распределении округов по принципу «отдайте Днепр, забирайте Волынь», — объясняет кухню выборов Фесенко.
Политологи утверждают: Волынь в БПП обменяли с Коломойским на Днепр. На Волыни кандидат от Укропа, которого связывают с Коломойским, Ирина Констанкевич – филолог и руководитель благотворительного фонда Игоря Палыци – получила наиболее впечатляющую победу этих довыборов: более 42 тыс. голосов и 57%. Второй кандидат набрал в четыре раза меньше (Людмила Кирда от Батькивщины), а официальный выдвиженец БПП Юрий Кулачек финишировал только 4%.
В Днепре БПП кандидата не выдвигала вообще, а победу одержала бывшая волонтер и советник министра обороны Татьяна Рычкова. Ее биография – особая: отстояла вместе с мужем Майдан, засновала днепропетровское отделение известного фонда Крылья Феникса, в августе 2014-го похоронила мужа, который погиб в АТО под Енакиево, после чего не только продолжила волонтерскую деятельность, но и взялась помогать реформировать армию.
«Рычкова формально была самовыдвиженкой, но на самом деле шла при полной поддержке БПП и одержала там уверенную победу. Это подтверждение сотрудничества Укропа и БПП, потому что у нее была полная и официальная поддержка Филатова, который был вместе с ней на бордах по городу», — говорит политолог Тарас Березовец.
По Днепру Рычкова победила местного бизнесмена Загида Краснова, которого поддерживал Опоблок и лично семья Вилкулов.
Таким образом, по словам политолога Руслана Бортника, в результате довыборов партия власти неформально получит пять дополнительных мандатов в Раде – три самовыдвиженца, а также два мандата Укропа. «УКРОП возведен на одну группу в Администрации президента, Наш край – на другую, такая схема управления государством на сегодняшний день», — говорит он.
В тактической перспективе довыборы дают БПП преимущество, в стратегической – свидетельствуют о том, что партия разрушается.
«Депутаты Рады поймут, что БПП больше не паровоз в политику. Это повторение ситуации с Народным фронтом», — говорит Бортник. Депутаты, которые имеют политические амбиции, будут выходить из партии и создавать собственные политические силы, а в стенах самой Рады БПП будет все труднее собирать голоса под голосование за законопроекты – чем дальше, тем дороже это будет.