Из основных требований Фонда Украина пока выполнила только одно — повысила внутренние цены на газ. Выполнения остальных условий нет даже в проекте
В правительстве не теряют оптимизма по поводу очередного транша от Международного валютного фонда, ожидая положительного решения о выделении в конце августа. Однако эксперты говорят: судьба денег МВФ под вопросом, а без них Кабинету министров придется сложно, пишет Страна.
Признание министра
Министр финансов Александр Данилюк наконец-то признал, что возобновление кредитования Украины МВФ затягивается. Собственно, это стало понятно уже после известия, что совет директоров МВФ не внес украинский вопрос в повестку дня своих заседаний. С учетом того, что директорат скоро уходит на трехнедельные каникулы, судьба следующего транша в размере 1 млрд. долларов для Киева решится, как говорят в самом МВФ, в сентябре или, как настаивает Данилюк, в августе. При этом министр рассчитывает на то, что решение будет позитивным.
Отвечая на вопрос «Страны», как повлияют на отношение МВФ не принятые Верховной Радой как минимум девять необходимых для продолжение сотрудничества законопроектов, Данилюк сказал, что эти документы по отдельности не являются «принципиальными» (для возобновления программы кредитования — Прим.Ред.), но МВФ может насторожить общее количество документов, которые украинский парламент отказался рассматривать. «Мы договорились о чем-то. Есть программа (сотрудничества с МВФ — Прим.Ред.), которую мы должны выполнять», — отметил Данилюк.
Впрочем, министр обещает, что ситуация на самочувствие гривны не повлияет, резервы НБУ позволяют держать курс стабильным.
МВФ не снимает требования
Эксперты, тем временем, не разделяют оптимизма Данилюка по поводу вероятного положительного решения МВФ насчет Украины осенью.
По мнению экономического эксперта Андрея Блинова, финансовый институт хочет увидеть в Украине подвижки по целому ряду вопросу, которые для него играют роль своего рода «лакмусовых бумажек» для возобновления кредитования. Об этом не говорится официально, что никак не влияет на их важность, как настаивает эксперт. Он выделяет как минимум три важных момента в этом плане. Во-первых, в МВФ хотят видеть существенные результаты работы новых антикоррупционных органов. «Директорам фонда важно увидеть реальные последствия работы антикоррупционных органов. Это может, например, снижение теневой экономики или же поступления взысканных сумм не важно с какой власти — сегодняшней или вчерашней», — говорит Блинов.
Во-вторых, МВФ заинтересован в продолжении налоговой реформы. Например, если взять снижение ставки Единого социального взноса (заложено в бюджет года еще министром финансов Натальей Яресько), то статистика пока не показала заметной детенизации заработных плат. Третий важный фактор для МВФ, по мнению Блинова — задержка с проведением приватизации государственных предприятий, в частности, неудавшийся конкурс по продаже Одесского припортового завода. «Правительство по сути не продало ничего серьезного», — отмечает Блинов.
При этом он говорит, что вопрос дефицита пенсионного фонда не актуален для выделение следующего транша, но эту проблему придется решать, все-таки возможно путем повышение пенсионного возраста, в дальнейшем.
Ряд СМИ добавляют в список требований к возобновлению кредитования вопрос будущего Приватбанка. Рефинансирование этого финансового учреждения обходится слишком дорого НБУ. При этом нет уверенности, что его нынешние владельцы (во главе с влиятельным олигархом Игорем Коломойским) выполнят самостоятельно программу его рекапитализации. Если не выполнят, то придется вливать деньги от НБУ, либо вообще национализировать банк (опять же — с последующим вливанием крупных сумм госсредств). Как говорят, ни то ни другое МВФ не одобряет. Четкого варианта, что государству стоит сделать с банком, пока нет. А когда будет, непонятно. Проблемы самого большого в стране банка стараются лишний раз не выносить на люди, так как это чревато политическими спекуляциями (тем более, с учетом фигуры владельца) и социальным потрясениями.
Ничего не сделано
Вместе с тем, источник издания в правительстве настаивает, что пауза с кредитованием произошла, прежде всего, по вине министра Данилюка, который не смог эффективно вести переговоры с МВФ. «Данилюк, как главный на переговорах, не смог объединить позиции всех министерств в единый пакет предложений, — заявил один из министров, пожелавший остаться анонимным. — И, порой, выходило так, что на переговорах МВФ слышал, например, две разные позиции, и для директоров было непонятно, почему в правительстве разные точки зрения на подходы к сбалансированию бюджета».
Однако министр Данилюк опровергает обвинения в свой адрес, заявив «Стране» о наличии «полного понимания министерства с МВФ». «Все оставшиеся технические вопросы вообще не касаются Министерства финансов», — сказал Данилюк, отказавшись уточнить о каких вопросах идет речь.
Другой чиновник правительства также подтверждает, что дело не в лично Данилюке.
«Было несколько ключевых требований Фонда к правительству, — говорит чиновник. — Пункт первый — повышение цен на газ. Он выполнен и даже перевыполнен. Но только он. Со всем остальным — плохо. Пункт второй — повышение пенсионного возраста, переход на солидарную систему. Ничего не сделано. Пункт третий — сокращение упрощенной системы налогообложения до уровня совсем мелких предпринимателей. Не выполнено. Пункт четвертый — окончательная отмена всех налоговых льгот для аграриев. Не сделано. Пункт пятый — прекращения вливания миллиардов в банки, очистка рынка от сомнительных банков. Есть проблемы, включая вопрос с Приватбанком. На подходе пункт шестой — сбалансированный бюджет по ориентирам, согласованным с МВФ. До сих пор правительство исходило из того, что в этом году у нас будет рост экономики. Но его, скорее всего, не будет. У нас нет ни серьезной инфляции, ни девальвации, при помощи которых в прошлом году правительство выполнило бюджет. Нет и роста экономики — в июне промышленность показала спад. Из-за сорванного конкурса по ОПЗ велика вероятность срыва плана по приватизации. А это еще одна дыра в бюджете. Почему в таких условиях МВФ должен давать кредит? Сейчас обсуждается возможность выделения какой-то небольшой суммы от МВФ, даже без выполнения основных условий, для покрытия текущих обязательств, но и по ней возникли какие-то непонятные технические сложности».
В тоже время вице-премьер Павел Розенко сказал «Стране», что предоставление транша МВФ вовсе не связано с тем, повысит ли Кабмин пенсионный возраст до конца года, или нет. О том, что этот вопрос является ключевым в переговорах месяц назад заявил старший экономический советник украинского премьер-министра Иван Миклош в одной из своих интервью. Павел Розенко опровергает. «Миклош – советник правительства, не более того, он может советовать, рекомендовать. Он, безусловно, имеет право на свою точку зрения, мы ценим его советы, пожелания и работу, которую тут он выполняет. Но политические решение будет принимать Кабмин. Вопрос повышения пенсионного возраста обсуждался с МВФ и сейчас, но в меморандуме он не фигурирует и снят с порядку дня переговоров с МВФ», — сказал Розенко.
Не видит вице-премьер и связи кредита МВФ с приватизацией ОПЗ.
«Не думаю, что приватизация ОПЗ, а точнее неприватизация стала причиной, почему МВФ переносит решение предоставить Украине транш, — сказал Розенко. — В проекте договора с кредиторами было указано, что Украина должна провести приватизацию и выставила объект на продажу. Эксперты МВФ и Мирового банка высказали замечание, что мы довольно-таки сильно завысили стартовую цену продажи. И она она должна была быть не 13,2 млрд. грн., а немного меньше. Но мы же не отказываемся от приватизации ОПЗ, и она повторно будет вынесена на продажу. Мы повторно утвердим условия конкурса, и в этом процессе будем проводить консультации с экспертами МВФ и учтем замечания, которые нам предоставили. Но это далеко не ключевой момент, на который фонд будет обращать внимание, решая давать нам денег или нет».
Будет новый кредит или нет?
Ответ на этот вопрос эксперт Блинов дает неутешительный: история с траншем может затянуться не в последнюю очередь из-за политических и даже геополитических раскладов.
Последствия отсрочки будет крайне отрицательно воспринято на рынке, продолжает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Он считает, что без возобновления кредитования МВФ Киеву не стоит надеяться на приход других зарубежных кредиторов, которые четко ориентируются на фонд. Не будет инвестиций: даже самые рисковые инвесторы поставят свои программы на паузу. Результатом может стать резкое усиление девальвационного давления.