В Украине разгорается конфликт структур, которые находятся в подчинении президента Петра Порошенко, и сил, которые так или иначе ориентируются на его партнеров по правящей коалиции из Народного фронта. В обоих лагерях конфликт стараются не афишировать, но он так или иначе вырывается наружу. В чем его причины и к чему он может привести выясняла «Страна».
Одесский припортовый раздор
Первым видимым проявлением конфликта стал скандал вокруг Одесского припортового завода. «Страна» уже писала, что за денежные потоки ОПЗ идет борьба между соратниками Порошенко и соратниками Арсения Яценюка.
И от президента, и от экс-премьера на предприятии есть свои топ-менеджеры, которые контролируют денежные потоки. В начале июля президентская сторона решила устранить с завода конкурентов (благо им было что предъявить в рамках Уголовного кодекса). Были задержаны глава набсовета ОПЗ Сергей Перелома и заместителя председателя правления предприятия Николай Щуриков. Оба считались людьми от Народного фронта.
Вслед за этим произошел известный «экшен» в Соломенском райсуде, в ходе которого нардеп от НФ Евгений Дейдей привел людей в камуфляже и давил всеми доступными ему способами на суд и прокуроров, чтоб обоих задержанных выпустили на свободу.
Турецкие грезы о путче
Далее пришли новости из Турции о неудавшемся военном перевороте. И сразу же это событие добрые люди переложили на украинскую почву. Так, нардеп Владимир Парасюк, который считается близким к олигарху Игорю Коломойскому, сказал, что в Украине есть силы, способные устроить военный переворот. Точнее, только одна сила — батальон «Азов».
«В 2014 году их было больше, таких организаций, батальонов. Теперь можно сказать, что остался, наверное, один… мой коллега по парламенту Андрей Билецкий, который создал батальон «Азов». Это очень мощная, структурированная и в первую очередь идеологическая организация, которая способна на такое», — заявил Парасюк.
А его коллега по парламенту Игорь Луценко тогда же написал на своей странице в Facebook: «Нисколько не преувеличу, если скажу, что подготовка к военному перевороту идет сейчас в Киеве. Просто еще даты не обозначены. Участники уже известны».
Батальон «Азов» негласно называют «преторианской гвардией» и «частной армией» министра внутренних дел Украины Арсена Авакова (одного из лидеров «Народного фронта»). Соратники главы МВД официально такую версию опровергают. Недавно, к примеру, советник Авакова Зорян Шкиряк заявил, что называть полк «Азов» частной армией министра внутренних дел Украины Арсена Авакова – это «идиотизм и фантасмагория».
Сам же Аваков разговоры о возможности турецкого сценария в Украине назвал дуростью.
«Рассчитываю, что разгоняемые разговоры о возможном вооруженном перевороте — лишь дурость, а не повод провести репрессии против добробатов и патриотов… P. S. Размышление касается и идиотов, и слишком умных..», — написал министр на своей странице в Facebook.
Расследование против Авакова
Случайно или нет, но буквально через сутки после появления в СМИ версий, что «Азов» может устроить в Украине путч, генеральный прокурор Украины Юрий Луценко обратился к премьер-министру Владимиру Гройсману с требованием о назначении служебного расследования относительно Арсена Авакова.
Формально поводом стал конфликт интересов в деле бизнес-партнера Авакова нардепа от НФ Игоря Котвицкого. НАБУ расследует вывод Котвицким 40 миллионов долларов за границу летом 2015 года. Затем это дело объединили с другим делом, досудебное расследование которого проводилось МВД.
Согласно закону Аваков должен был объявить о наличии конфликта интересов не позднее следующего рабочего дня после того, как он узнал о нем, а также принять меры по урегулированию этой ситуации. Но Аваков о «ситуации» умолчал. Поэтому генпрокурор, при содействии премьер-министра, решил проверить, почему глава МВД нарушил закон.
Фактор Шеремета
Крупнейшим потрясением для общественно-политической жизни страны стало убийство Павла Шеремета. И оно же буквально сразу было «вписано» в подковерную войну между НФ и президентом. На следующий день после трагедии на ряда сайтов появилась информация о том, что накануне гибели журналиста, за ним и за его гражданской женой Аленой Притулой (руководитель сайта «Украинская правда») была установлена слежка людьми первого заместителя главы Нацполиции Вадима Трояна (выходец из «Азова», доверенный человек Авакова).
Нацполиция сразу же эту информацию опровергла. А вот генпрокурор Луценко ее «легализовал», заявив, что его ведомство ведет проверку. А вскоре высказалась и глава Нацполиции Хатия Деканоидзе. Она, что характерно, не стала огульно отрицать данную информацию, а заявила, что сам Троян должен быть заинтересован в прозрачной проверке и вообще он скоро выйдет из отпуска и сам все объяснит.
Такие разночтения между полицейскими руководителями уже позволили упомянутому выше нардепу Игорю Луценко выдвинуть следующую версию: «если Троян действительно причастен к незаконному наблюдению за Шереметом (а у меня есть определенные сомнения на этот счет), то тогда это убийство можно рассматривать как способ подставить Авакова и его команду в Нацполиции. И, таким образом, отстранить их от влияния на этот мощный правоохранительный орган».
Отметим, что, по сведениями источников «Страны», у Хатии сложились довольно сложные отношения с Арсеном Аваковым и своим первым замом Трояном. Причем настолько сложные, что, как мы уже писали, Деканоидзе планировала покинуть свой пост. Однако, буквально в последние дни, она увольняться передумала, о чем, по сведениям «Страны», она и известила заинтересованные стороны. Уместно вспомнить и то, что, по новому закону, Нацполиция является весьма самостоятельным органом. И если руководство НП покинут люди Авакова во главе с Трояном, то влиять на полицию министр сможет лишь очень опосредовано.
Поэтому возможное отстранение Трояна будет иметь серьезное значение.
Также, стоит напомнить, что ряд друзей Шеремета в качестве возможных мотивов его убийства называют его последний блог. В нем Павел как раз и описывал нарастающее противостояние между командой президента и Народным фронтом по линии силовых структур.
Поэтому, нельзя исключать, что в будущем мы еще не раз увидим попытки обоих сторон использовать расследование дела об убийстве журналиста в своих интересах.
Что является причиной конфликта?
По мнению народного депутата Сергея Лещенко первопричина конфликта — проблемы в отношениях между президентом и олигархом Игорем Коломойским. На стороне последнего, по версии Лещенко, и играет Народный фронт.
«На сегодняшний день Коломойского пытаются запугивать сценарием национализации «ПриватБанка» якобы по требованию американцев, взамен предлагая договориться, — пишет Сергей Лещенко в своей колонке для журнала «Новое время». — В свою очередь Коломойский, понимая, что его раскуркуливание может стать новым «национальным проектом», выстраивает оборону. Его главная опора — не столько группа «Відродження», спасающая коалицию голосами, сколько Народный фронт и министр Арсен Аваков, посылающий сигналы о возможном протесте вооруженных батальонов против власти Порошенко».
По другой версии, первопричина конфликта — не Коломойский, а дележ власти и денежных потоков между президентом и лидерами Народного фронта.
«Яценюк по-прежнему управляет денежными потоками, тендерами, — сказал «Стране» депутат от БПП Сергей Каплин. — Его человек в Генпрокуратуре контролирует, чтобы не было уголовных дел в его адрес, его министр внутренних дел шантажирует президента местью добробатов, а его партнер и спонсор Коломойский расширяет свое финансовое влияние и свои доходы от схем своих соратников. Все эти люди повязаны друг с другом».
По третьей версии, речь идет о более локальном конфликте между президентом и Аваковым. В последнем глава государства действительно видит определенную опасность, а потому и хочет добиться его устранения с поста министра внутренних дел.
К чему все придет?
Впрочем, большинство нардепов и в БПП, и в НФ не очень охотно говорят о конфликте.
«Разговоры о конфликте — преувеличение. И БПП, и Народный Фронт смогли сформировать коалицию, мы сообща проголосовали за кандидатуры всех без исключения министров, — сказал «Стране» нардеп от БПП Алексей Мушак. — Мы взяли на себя общую ответственность за ситуацию в стране. Гипотетический раскол между нами приведет к углублению политического кризиса, поэтому я считаю, что и депутаты и руководство как БПП, так и Народного фронта понимают, что этого нужно избежать и не допустят какого-либо конфликта».
Зампредседателя фракции «Народный фронт» Юрий Береза, в свою очередь, считает, что депутаты, которые порочат честь батальонов, обвиняя их в политических заказах, — вредят всей стране.
«Заявления, что батальоны могут спровоцировать государственный переворот, вредят Украине в сложное время, когда наступают оккупационные войска на Донбассе. Разведка говорит, что российская армия активизируется у наших границ. Возможно наступление. В такое время батальоны защищают наши земли, и никому не позволено дискредитировать», — говорит Юрий Береза.
Один влиятельный депутат от НФ, комментируя раскол по линии Порошенко — Народный фронт, неофициально признал, что напряжение «имеет место быть». Но также высказал мнение, что до откровенного конфликта дело не дойдет.
«Публичный конфликт между НФ и БПП, между Аваковым и Порошенко или между Аваковым и Луценко или между Коломойским и Порошенко больно ударит и по первым, и по вторым, — сказал нардеп «Стране». — Это однозначно приведет к перевыборам, чего не хотят они и не хотим мы. Поэтому дальше взаимных полуобвинений дело не пойдет».
Эксперты признают, что угроза досрочных выборов (а они более чем реальны в случае раскола коалиции БПП и НФ), является главным сдерживающим фактором для обоих фракций. Идти на выборы ни людям президента, ни, тем более, людям Яценюка, не выгодно.
В тоже время, логика борьбы могут завести обе команды слишком далеко.
«Это конфликт появился не вчера и не сегодня, — говорит политолог Кость Бондаренко. — Проблема в том, что в последнее время он обострился на фоне борьбы за финансовые потоки в государстве и на фоне усиления группы ястребов, которые говорят о необходимости введения военного положения. При этом, обе стороны уверены, что они сильнее своих конкурентов и смогут их задавить, в случае начала противостояния. Поэтому никто пока не идет на уступки, а кризис усугубляется и, со временем, может пройти точку невозврата».