Национальное антикоррупционное бюро работает уже почти один год. Но никто из коррупционеров за решетку так и не попал. Резонансные дела детективов НАБУ, оказавшись в стенах суда, остаются там надолго. Почему мы попытались разобраться.

В Украине сегодня популярным является один анекдот о том, что борьба с коррупцией в нашей стране похожа на рыбалку на канале «Дискавери», когда рыбку поймали, продемонстрировали зрителям, а потом отпустили. Данная шутка красочно показывает общественные настроения.

НАБУ ловит – старые суды отпускают

НАБУ функционирует один год, так же как и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП). Эти органы часто сообщают о том, что удалось раскрыть громкие дела, эффектно задерживают и допрашивают представителей власти, которые причастны к коррупционным схемам. Но, еще ни один подозреваемый не оказался на самом деле за решеткой, поскольку суд многих отпускает, пока дело расследуют, и в этот период виновники зачастую сбегают за границу.

Такую тенденцию в НАБУ объясняют тем, что борьба с коррупцией в Украине пока что не завершенная, поскольку реформа не доведена до конца. То есть прокурорам и детективам антикоррупционных органов необходимо иметь дело с судовой системой, которая устаревшая и не поддавалась реформам вообще.

Как сообщили в НАБУ, вместо того, чтобы чтить закон, суды просто сознательно или нет начинают действовать в интересах задержанных коррупционеров.

Некомпетентные судьи не могут разобраться в коррупционных схемах

Также в бюро предоставили информацию о том, что представители Фемиды не всегда имеют достаточно времени для рассмотрения  ходатайств по поводу меры пресечения задержанных персон в течении семидесяти двух часов соответственно закону. Или же судьи назначают очень маленькие суммы заставы.

В НАБУ критикуют суды и за то, что они регулярно садят виновников под домашний арест, а не берут под стражу. Как говорят детективы Антикоррупционного бюро, по этой причине расследования дел затягиваются, а часть действий следствия вообще срывается.

«Громких» фигурантов под стражу не берут

К слову, одному «газовому» фигуранту дела парламентария Онищенка, когда он хотел сбежать в РФ, в качестве меры пресечения представители Фемиды избрали залог в сумме 5 миллионов, но под стражу его не взяли. Также подозреваемых в получении выгоды под руководством Госсанэпидемиологической службы суд тоже не отправил за решетку, предложив залог.

Детективы уверены, что имея связи с высокопоставленными чиновниками, фигуранты данного производства могут иметь влияние на свидетелей.

Фигуранты дела по “дерибану” средств Одесского припортового завода были отправлены судом под домашний арест. Теперь в САП и НАБУ бояться, чтобы преступники не покинули территорию Украины, поскольку таким образом расследование дела приостановится. Назар Холодницкий, антикоррупционный прокурор, сделал предупреждение для погранслужбы и СБУ, сообщив им, что они просто обязаны останавливать и задерживать таких лиц.

А судьи кто?

Но нельзя положиться сейчас на честность и добросовестность судьей. Об этом утверждает эксперт Евгений Черняк, представитель организации Transparency International Украина. Он говорит, что все дела НАБУ рассматриваются в Соломенском райсуде столицы. Там судьи пытаются всячески избегать коррупционных дел и скандалов.

“Пожар в Соломенском суде уже был. Представители Фемиды то болеют, то на работу не идут, когда там надо рассматривать дела от Антикоррупционного бюро”, — рассказывает Е. Черняк.  По словам эксперта, судьи просто-напросто не хотят брать такую ответственность на себя, ставя свои инициалы и подписи под столь важными решениями. Кроме этого, по мнению Черняка, судья не имеют соответственной квалификации для того, чтобы объективно и профессионально рассматривать схемы запутанных коррупционных преступлений. Вот почему они и от таких производств избавляются. Евгений Черняк говорит, что проблему может решить создание в Украине Специализированного антикоррупционного суда, который будет заниматься только делами НАБУ, а судьей данного органа нужно будет выбирать исходя из их мотивации и результатов открытого объективного конкурса. Именно это поможет искоренить коррупцию в Украине.

Аналогичную точку зрения имеет и Артем Сытник, глава НАБУ.

“Чтобы расследовать главные коррупционные дела очень необходимо создать Специализированный антикоррупционный суд, иначе не будет смысла расследовать резонансные преступления, поскольку виновных нельзя будет привлечь к криминальной ответственности, — убежден Сытник. – Для этого парламент должен принять соответствующий закон. Мы просим нардепов со всей ответственностью отнестись к решению данной проблемы”.

Спасательный круг для чиновников

Пока дела НАБУ будут рассматриваться в существующих не реформированных судах, будет существовать высокая вероятность их “провала”. Об этом утверждают в Центре противодействия коррупции.

“Политики понимают, что старая судовая система является для них последней надеждой, чтобы быть оправданными. Вот почему они делают все, чтобы не был создан новый Спецантикоррупционный суд”, — говорит Виталий Шабунин, представитель Центра противодействия коррупции.

Он утверждает, что когда готовили изменения в Основной закон страны, общественники только благодаря общественному давлению смогли заставить народных избранников вписать предложение о том, что нужно разработать закон по поводу формирования украинского Специализированного антикоррупционного суда. Но пока власти не торопятся работать на данным законопроектом. И этим занимаются в основном общественные активисты.

“Мы имеем уже текст законопроекта. Его согласовали с международными организациями. Некоторые парламентарии готовы предоставить законопроект для рассмотрения Радой. Но мы же понимаем, что политэлита будет докладывать массу усилий, чтобы данный суд не создавали”, — объясняет ситуацию Шабунин. Он также имеет надежду, что давление общественных организаций возьмёт верх и заставит представителей власти закончить антикоррупционную реформу.

Предыдущая статьяЗаступник міністра інформаційної політики Тетяна Попова розповіла чому покинула уряд
Следующая статьяУбийство Шеремета: на видео видны черты лиц подозреваемых