Люди президента усиленно опровергали информацию «Страны», по факту ее подтвердив, а автора нашего расследования вызвали на допрос в СБУ
Статья «Страны» о том, как Петр Порошенко строит свою медиа-империю, а в 2015 году пытался при посредничестве нардепа Александра Онищенко купить телеканал 112, стала в понедельник одной из главных тем в информационном пространстве Украины.
Напомним, что Александр Онищенко рассказал нам о деталях предполагавшейся сделки по покупке телеканала 112. Нардеп продемонстрировал меморандум, который он заключил с владельцем телеканала Подщипковым, который подразумевал, в том числе смену редакционной политики канала в обмен на решение вопроса по лицензиям. По словам Онищенко, в подготовке к сделке принимали участие близкие к президенту люди — нардеп Сергей Березенко и инвестбанкир Макар Пасенюк (занимается структурированием активов президента).
Правда, сделка не состоялась, так как, по словам Онищенко, Банковая не выполнила свои обязательства перед телеканалом.
Также мы писали о том, что в команде Порошенко не оставили планов по медиа-экспансии и собираются создать медиа-холдинг, в который будут включены 5 канал (принадлежит Порошенко), 112 и NewsOne. Причем для этого планируется комбинация, как финансовых, так и силовых рычагов.
Первая реакция со стороны команды президента было полное отрицания.
«Это полная чушь», — заявил Сергей Березенко, добавив, что не вел никаких переговоров по 112.
Правда, после того как Онищенко опубликовал переписку с Березенко и пригрозил сделать тоже самое с перепиской Макара Пасенюка, концепция стремительно поменялась.
Пасенюк выступил с заявлением, в котором признал, что общался с Онищенко по поводу сделки по 112-му, но телеканал нардеп якобы хотел купить для себя лично, а не для президента.
Далее появилось заявление самого Подщипкова. Его мы приведем в полном виде.
«В конце 2014 г. — первой половине 2015 г. я рассматривал возможность продажи «112 Украина» и вел переговоры с рядом потенциальных покупателей. В том числе я общался с Александром Онищенко, который озвучивал свой интерес к данному активу и сделал ценовое предложение (май 2015 г.).
На встрече, где мы должны были зафиксировать финальные условия сделки, А. Онищенко представил мне Макара Пасенюка в качестве своего советника. На тот момент у меня появились другие потенциальные покупатели с более выгодным предложением, и я попросил Александра вернуться к обсуждению этого вопроса через полгода.
А. Онищенко подписывал со мной все предварительные документы от своего имени, и насколько мне известно, действовал в собственных интересах. Юридические детали оформления сделки, как то на какую компанию оформлять покупку, не обсуждались в принципе, так как мы к этому этапу не дошли».
На самом деле из этого заявления можно вынести два важных момента.
1. Подщипков подтвердил факт переговоров с Онищенко о продаже телеканала и наличие неких «предварительных документов».
2. В переговорах участвовал Макар Пасенюк.
Также стоит отметить, что в момент разговора журналиста «Страны» с Онищенко при этом присутствовал Подщипков и не опроверг ни единого слова, сказав, что даст комментарий чуть позже. Осторожность его оценок можно понять, учитывая угрозу уголовного преследования, под которой он находится по информации Онищенко.
Тем более об угрозах и в свой адрес, и в адрес телеканала в конце мая прошлого года заявлял и сам Подщипков. Вот что он говорил в своем официальном заявлении от 27 мая 2015 года: «наша компания постоянно испытывает активные попытки отобрать канал со стороны власти, что проявляется в формате давления «карманного» государственного регулятора в сфере телевидения — Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания и информационных кампаний. Цель этих действий — рейдерская атака на независимого вещателя в пользу политического руководства страны. С начала года наша зрительская аудитория составила 12,6 миллионов зрителей, а канал стал абсолютным лидером среди всех информационных телеканалов Украины. Конечно, такой медиа-актив является лакомым куском для провластных политических структур, их задача — монополизация и цензурирование информационного пространства Украины. В последнее время давление со стороны Нацсовета было временно приостановлено по указанию людей, которые от имени высшего руководства государства вышли ко мне с предложением «отдать» телеканал по заниженной стоимости. Накануне были распространены очередные слухи о том, что «112 Украина» уже даже продан. В ответ на эти действия я в очередной раз публично объявляю о том, что никто не заставит меня принять решение о продаже телеканала, я и команда телеканала продолжаем защищать свободу слова и международные журналистские стандарты. После отказа продать телеканал по заниженной цене «провластным бизнесменам», я считаю, что существуют реальные основания ожидать угрозы открытия уголовных дел против меня и принуждения покинуть пределы страны. Я также вижу реальную угрозу моей жизни». Конец цитаты.
Отметим также, что утверждение, что Онищенко мог покупать телеканал для себя является малодостоверным. Александр Онищенко в мае 2015 года был близким к власти нардепом и газовым бизнесменом без каких-либо серьезных политических амбиций. Тратить миллионы долларов на покупку телеканала, а затем еще миллионы на его содержание, ему лично не было никакого смысла. Он мог пойти на это исключительно по просьбе важных для него людей.
По заявлению самого Онищенко, он планировал покупку телеканала под президента страны. Учитывая, что в переговорах участвовал очень близкий к Порошенко человек — Макар Пасенюк, данная версия кажется в этом контексте единственно возможной.
Таким образом, люди президента, попытавшись опровергнуть информацию «Страны», на самом деле ее подтвердили.
И еще небольшой нюанс. Вскоре выхода статьи, ее автора — Светлану Крюкову, вызвали на допрос в СБУ. По какому делу — не говорят. Совпадение? Возможно. Но такие совпадения случаются не часто.
В любом случае «Страна» продолжает расследовать тему активности президента и других представителей власти на медиа-рынке Украины.