По Украине прокатилась волна алкогольных отравлений. 23 человека погибли от водочного суррогата в Харьковской области, пятеро — в Донецкой, по двое — в Николаевской и Луганской. 32 жертвы — это вчерашняя статистика. Сегодня она может возрасти. Под угрозой не только неразборчивые пьяницы, но и клиенты респектабельных заведений, — сообщает «Комсомольская правда в Украине».

Удивительно, что на вал смертей от водки нет реакции власти. Не поднимается на ноги санслужба, не ставится в ружье полиция.

— Специальные проверки по Украине не планируются. По крайней мере пока такой информации нет, — сообщил «КП» в Украине» спикер МВД Артем Шевченко. — По факту отравлений ведется следствие, есть задержанные. Полиция постоянно занимается вопросами реализации нелегального алкоголя. Что задокументировали — изымаем. Хотя в большей степени это прерогатива фискальной службы.

Недавние жертвы пойла в большинстве покупали его в небольших магазинах. Но вот новый тревожный сигнал: в городе Рубежном на Луганщине женщина, ставшая одной из жертв, заказала водку по интернету. Посылка приехала из той же Харьковской области, откуда пошла первая волна отравлений. Где гарантия, что завтра яд не «выстрелит» в Киевской или Закарпатской областях? Не окажется на полке соседнего магазина или в запотевшем графинчике, который подадут в кафе?

Гарантий нет, уверен эксперт алкогольного рынка Ростислав Чайкивский.

— На самом деле отравлений гораздо больше, чем это становится известно. — Алкогольный рынок на две трети состоит из неучтенного товара или суррогата. Он есть везде — в супермаркетах, ресторанах, подпольных «наливайках».

Эти расчеты подтверждает сверка, проведенная несколько лет тому назад. Количество алкоголя на полках украинских магазинов в десять раз превысило объемы официально выпускаемой продукции. Тогда милицию резко подняли на ноги, но энтузиазм понемногу стух. Реализаторы левого товара отделывались административным наказанием, доход от штрафов был небольшой.

— Участковым было проще получать с «точек» свой процент, чем возиться с документированием. К тому же у каждого хозяина обычно находилась своя «крыша» в местной администрации, — рассказывает Николай, бывший сотрудник милиции.

Алкоголь, подпадающий под фальсификат, бывает двух видов. Первый — это левая продукция винзаводов. Она хоть безопасна. Второй — это смесь спирта, сахара, химических добавок, которую мутят кустарщики. Тут наибольшая вероятность попадания в этиловый спирт дешевого метилового. Знатоки рассказывают, что подпольщики стараются выдерживать процентную дозу, но по скупости могут и переборщить.

Рынок алкоголя государство не контролирует, считает Ростислав Чайкивский. Миллиардные барыши получает большой круг лиц, включая коррупционеров. А граждане проконтролировать никак не могут. Даже если потребовать сертификат, его вам принесут — бумагу получают на небольшую легальную партию.

— Политической воли ударить по теневым потокам нет. Хотя инструмент для этого есть — электронные акцизные марки, — говорит Ростислав Чайкивский. — Любой покупатель сможет проверить легальность товара прямо у прилавка через смартфон или СМС, чтобы иметь гарантии для здоровья. Эта тема обсуждается с 2013 года, но только в июле 2016-го Камбин утвердил концепцию.

Электронный акциз хотя бы даст выбор: покупать качественное спиртное или бежать к бабке-самогонщице. Но процесс его внедрения растянут на 2,5 года.

ВЕРСИЯ

Убийства могут быть намеренными

— Емкость с метиловым спиртом могла попасть в производство по ошибке, — говорит сотрудник угро Михаил К. — Организаторы алкогольного бизнеса заинтересованы, чтобы он шел гладко. Но нельзя сбрасывать со счетов, что массовые отравления могли устроить намеренно. На подпольном рынке алкоголя идут свои войны и переделы. Возможно, что кто-то таким страшным образом захотел подставить конкурентов.

КОММЕНТАРИЙ НАРКОЛОГА

Количество отравлений растет

— За последнее время количество отравлений суррогатом алкоголя увеличивается. Не могут назвать точные цифры, но об этом свидетельствует врачебная практика, — говорит главный нарколог Киевской области Геннадий Зильберблат. — Чаще всего люди травятся водкой, которую покупают в магазинах. Причина — метиловый спирт и его модификации.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

«Три звена должны доверять друг другу»

«КП» в Украине» пообщалась с человеком, который вот уже несколько лет участвует в схемах реализации нелегального алкоголя.

— Обычно цепочка состоит из трех звеньев: производитель, поставщик, продавец, — рассказывает наш собеседник. — Первый держит цех по розливу. Чаще всего это небольшое помещение или даже гараж. Отсюда «продукт» партиями по 30-50 ящиков доставляется продавцу. Наиболее востребованы магазинчики в селах или на ж/д станциях. Здесь контроль минимален, и клиентура не придирчивая. При верной организации все три «звена» должны доверять друг другу. У нас есть правило: перед тем как забрать водку, нужно распить бутылку с производителем. То же происходит при сдаче товара продавцу. Все мы в итоге уверены, что продукт не смертельный. Такие схемы работают годами, совокупная прибыль достигает 100%. Это устойчивый рынок, мы сами пытаемся бороться с такими «беспредельщиками», как в Харьковской области.

Полиция искала суррогатный алкоголь.

«КП» в Украине» проверила, не боятся ли харьковчане употреблять водку на разлив в наливайках, когда, по состоянию на 28 сентября, в Украине от «паленки» скончались 32 человека в четырех областях. Причем больше всего смертей приходится на Харьковскую область — 23.

Предыдущая статьяВ Херсоне на крупной взятке задержан и.о. вице-мэра
Следующая статьяВерховна Рада провалила перше суддівське голосування