Беспрецедентный случай в мировой практике произошел несколько недель назад. Президент Украины Петр Порошенко был разыгран пранкером Вованом, который выдал себя за президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева и 15 минут обсуждал с главой нашего государства конфликт на Донбассе и возможность оформления на подставных лиц Липецкой фабрике Рошен. Такого в истории международной дипломатии не бывало. Как охарактеризовал этот случай один из нардепов — «мировой позор». Тем более интересна реакция Банковой. В АП не только не открестились от этого разговора, но и опубликовали своей вариант этой беседы, внеся туда некоторые редакционно-политические правки. В целом, у Порошенко акцент ставят на происках спецслужб иностранного государства пытаясь не поднимать вопрос о качестве работы офиса президента, который позволяет пранкерам разводить главу государства.
Какие последствия будет иметь эта щекотливая ситуация и как она вообще произошла, разбиралась «Страна».
Как это было
2 ноября. День. Сайт президента Украины сообщает о том, что глава государства поговорил по телефону с президентом Кыргызстана. Однако в аппарате президента этой страны факт разговора сразу опровергли. Вскоре новость о разговоре сняли с сайта Порошенко. Исполняющий обязанности главы МИД Кыргызстана Эрлан Абдылдаев заявляет: Петр Порошенко стал жертвой телефонного розыгрыша. Звонок был совершен с кыргызстанского номера, звонившие знали его номер. Вопрос расследуется спецслужбами Кыргызстана и Украины. Но никаких переговоров не было, цитирует Абдылдаева местное издание Sputnik.
2 ноября. Вечер. Бдительные пользователи замечают на странице пранкера Лексуса(друга Вована) запись, датированную 1 ноября, где тот интересуется ситуацией в Кыргызстане. Что сразу же дало повод предположить, что президента разыграла именно парочка этих знаменитых пранкеров.
3 ноября. Неназванные источники в дипломатических кругах сообщили украинским СМИ, что действительно имел место розыгрыш и что к нему причастен временный поверенный республики Кыргызстан в Украине.
16 ноября. Пранкер Лексус делает своего рода анонс разговора с президентом Украины, намекая на то, что говорил от имени Трампа. Правда, позже он поправляется и говорит, что говорил от имени другого человека.
17 ноября. Пранкер Вован выкладывает в сеть 15-минутную запись разговора с президентом Петром Порошенко, в котором выдавал себя за президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева.
В тот же день запись комментирует пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко, который фактически признал то, что разговор имел место. Он заявил, что аудиозапись долго монтировали, а потом получали разрешение на ее публикацию в Кремле. Цеголко публикует стенограмму беседы, которая значительно длиннее той, что выложил пранкер.
Кроме того, он заявил, что случившееся произошло благодаря помощи работников внешнеполитического ведомства Кыргызстана.
Вопросы о том, будут ли наказаны работники АП, которые позволили пранкеру поговорить с президентом, Цеголко оставляет без ответа.
Кто понесет ответственность
Наказать всех, кто подставил президента, публично предложил народный депутат Сергей Лещенко.
«Я призываю президента наказать людей в своем окружении, которые подставили его (Порошенко — прим.ред) под мировой позор, когда он 15 минут рассказывал о международной политике, о внутренних украинских делах человеку, который представился президентом Кыргызстана, а на самом деле им не был, а был обычным актером, цель которого была дискредитировать украинского президента», — заявил нардеп.
Впрочем, по словам собеседников «Страны» в АП, ситуацию постараются максимально замять, списав на информационную войну с Россией.
Как так произошло, что жертвой розыгрыша пранкера стал глава государства, «Страна» спросила у секретаря парламентского комитета по вопросам национальной безопасности Ивана Винника. Парламентарий заявил, что это не просто безобидная шутка, а часть операции российских спецслужб по дестабилизации ситуации в Украине.
«В России немало людей, которые занимаются спецоперациями в рамках гибридной войны. Все эти действия по отношению к Порошенко — это элементы информационной операции, цель которой создать впечатление, что Украина — это банановая республика, где не могут отличить звонок президента Кыргызстана от пранкера. Такие операции долго и профессионально готовятся, с использованием профессионального оборудования», — считает Иван Винник.
По его мнению, последствием этого инцидента станет усиление безопасности вокруг главы государства. «У нас есть спецслужбы, задача которых усилить проверку, верифицировать контакты и не допустить, чтобы всякие лексусы и вованы и другие штатные сотрудники российских органов не могли более создавать подобные ситуации», — сказал Винник.
Глава комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко в комментарии «Стране» также заявила, что Украина в лице президента стала жертвой информационной атаки.
«Нам нужно усилить составляющую безопасности. Для этого, конечно, провести внутренние расследования и понять, как такое могло произойти и как в следующий раз не допустить таких инцидентов. Потому что российская агрессия только набирает обороты и нужно хорошо подумать, как повысить уровень безопасности, как сделать безопасную коммуникацию в дальнейшем. Сейчас мы стали жертвой высоких технологий врага. Но также следует поставить вопрос о профессиональности кадровой политики, ведь кто-то же допустил эту ситуацию», — полагает депутат.
«Система дала сбой»
Экс-министр иностранных дел Украины Леонид Кожара, комментируя этот инцидент, говорит — система дала сбой.
«Я работал с тремя президентами Украины, работал в МИДе, более 12 лет занимался организацией таких переговоров, но такого, чтобы кто-то обманул со звонком, не помню. Значит, система дала сбой и сильно изменилась», — считает экс-министр.
По его словам, чаще всего организация переговоров происходит через Службу протокола и внешнеполитическое управление Администрации президента. Эти службы связываются со своими зарубежными коллегами, готовят материалы и тезисы для разговора, а также — определяют канал связи.
«Не знаю, как в Кыргызстане, но во многие республики СНГ можно звонить через специальный и защищенный коммутатор по правительственной связи, которая сохранилась со времен Советского Союза», — рассказывает он, но отмечает, что это мог быть и разговор по мобильной связи. В любом случае — тут имел место «человеческий» фактор.
«Где была служба протокола, СБУ, люди, которые в этом разбираются? — спрашивает политический эксперт Руслан Бортник. По его мнению, ситуация должна завершиться публичным наказанием. — Должны быть публичные наказания и увольнения. Подставив президента — эти люди подставили всю страну. Поэтому, конечно, нужно реагировать, а не спихивать всю вину на российскую агрессию. Представьте, теперь любое сообщение о телефонном разговоре Порошенко с лидерами иностранных государств будет вызывать скарбезные шутки».
В свою очередь, политолог Вадим Карасев, считает, что если кто-то и понесет наказание, то отнюдь не те, кто занимает высокие посты.
«Здесь не нужна показательная казнь, но урок должен быть. Это неприятно, когда в команде главы государства, среди тех, кто должен фильтровать доступ к президенту, оказались те, кто выполнили свою работу сквозь пальцы. Но понесет наказание не Райнин, нет. Скорее кто-то из связистов или протоколистов», — полагает он.