Легендарный Одесский припортовый завод — флагман химической промышленности Украины — 14 декабря должен пойти с молотка. Что сейчас происходит с предприятием и какие шансы на его продажу, разбиралась «Страна».
В чем ценность завода
Созданный в середине 70-х годов ОПЗ был конечным пунктом аммиакопровода «Тольятти — Горловка — Одесса». Его мощности позволяли выпускать 3,5 тысяч тонн аммиака и 2,5 тысяч тонн карбамида в сутки. Но отраслевая специфика завода, а именно — зависимость от стоимости основного сырья — природного газа, вынуждала завод сокращать объемы производства. В 2014 году убытки ОПЗ превысили 270 млн грн. Ситуация несколько стабилизировалась в 2015 году, когда завод смог получить прибыль 220 млн грн, но в нынешнем году он опять подтвердил свою убыточность.
Неподъемная цена на газ — не единственная причина проблем завода. В нынешнем году произошло рекордное за последние 10 лет падение мировых цен на минеральные удобрения. Это привело к тому, что в январе-сентябре текущего года ОПЗ понес убыток в размере 560,5 млн гривен.
В свою бытность губернатором Одесской области Михаил Саакашвили говорил о том, что коррупционные схемы в контрактах на закупку газа Одесским припортовым заводом принесли убытки бюджету на сумму в 90 млн долларов.
«Если Одесский припортовый завод не выставить на продажу этой осенью, то он просто станет банкротом», — так писал на своей странице в Facebook глава Фонда государственного имущества Игорь Билоус два месяца назад.
Завод уже пытались продать нынешним летом. «Страна» уже подробно разбирала причины, по которым сорвался аукцион.
Теперь же за завод хотят выручить не менее 5,16 млрд гривен (около 201 млн долларов, при том, что летом его хотели продать за 520 миллионов), шаг торгов на аукционе — 150 млн гривен.
«Еще год назад до «реформ» и «борьбы с коррупцией» Саакашвили завод стоил ровно в 2 раза дороже и приносил прибыль государству», — говорит «Стране» первый зам директора ОПЗ Николай Щуриков. В отношении чиновника было заведено уголовное дело, теперь оно передано в суд. Сам же Щуриков продолжает исполнять свои обязанности.
По его словам, 30 ноября в 18-00 закончился срок, до которого потенциальные претенденты на покупку ОПЗ должны были подписать договора о конфиденциальности и получить пакеты документов с проектами договоров. По словам Щурикова это сделали 4 компании, которые и будут участвовать в конкурсе.
Итак, на завод претендуют:
1. Игорь Коломойский (заявку на участие в конкурсе подало ЧАО «Укрнефтебурение», которое связано с Коломойским и главой группы Видродження Виталием Хомутынником),
2. Группа DCH бизнесмена Александра Ярославского,
3. Польская компания Energoimpex Sp. z o.o, которая интересовалась покупкой ОПЗ еще до проведения летом первого конкурса по приватизации предприятия,
4. Конгломерат «Suhail Behwan Group (Holding) LLC», принадлежащий оманскому султану Кабус Бин Саиду.
Щуриков предполагает, что польская компания связана с украинскими властями, а привлечена к аукциону была только для того, чтобы назвать конкурс «международным».
«При этом серьезных намерений у поляков нет и, скорее всего, их используют что-бы заблокировать результаты конкурса если что-то пойдет вопреки пониманию власти. Польская компания — скорее для баланса сил, чем реальный покупатель. Поэтому глава ФГИУ Билоус и премьер-министр Гройсман уговаривают потенциальных покупателей из Омана подать заявку. Покупатель из Омана уже подписал договор о конфиденциальности, но финальное решение так и не принял. Это кстати те самые арабы, под которых ОПЗ в цене опускал Саакашвили. Тогда своей бурной деятельностью он их спугнул, плюс изменилась ситуация на мировых рынках удобрений и они передумали», — полагает замдиректора ОПЗ.
То есть, фактически потенциальных покупателей ОПЗ всего двое — Коломойский и Ярославский. Но еще открыт вопрос, для кого они купят завод.
Покупка под россиян?
«По настойчивым слухам, Ярославский купит ОПЗ для Коломойского, который сам не может», — обрисовал сложную схему Николай Щуриков.
Причин, почему Коломойский якобы не может купить завод, Щуриков называет две. «Во-первых, потому что свободных денег у него сейчас не много, учитывая проблемы с Приватбанком, а во-вторых, Коломойский все еще судится за покупку ОПЗ в 2009 году», — полагает зампред ОПЗ.
Речь идет о том, что в 2009 году компания «Нортима», связанная с Коломойским, купила ОПЗ за 500 млн долларов. Но тогдашний премьер Юлия Тимошенко отменила конкурс.
«Но нельзя исключать, что Ярославский купит ОПЗ и для себя. А, может быть, для своих российских партнеров, которые не могут быть допущены к конкурсу по его условиям», — считает Щуриков.
«И Коломойский, и Ярославский если и купят завод только для русских», говорит «Стране» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, напоминая о том, что россияне не могут быть допущены к конкурсу по приватизации госпредприятий из-за решения Верховной Рады.
«В чем ценность ОПЗ? Предприятие будет работать, если обеспечить в полном объеме поставку сырья. Теоретически можно поставлять газ не трубой из России, а кораблями из других стран. Но тогда смысла в этом заводе нет. Ни один вменяемый инвестор из Европы, Омана или Америки не вложит деньги в ОПЗ. Легче построить аналогичный завод в Турции и ввозить газ через Иран, — говорит «Стране» Охрименко. — На сегодняшний момент этот объект интересен только для российского бизнеса. Само по себе это предприятие без поставки сырья ценности не представляет. Поэтому его можно купить только для одной цели — чтобы перепродать россиянам. По какой цене и когда — это вопрос. Какое-то время будет потрачено. Но перепродажу россиянам сделают только через офшоры».
По информации Охрименко, летом россияне были готовы купить ОПЗ за 300 миллионов долларов. «Поэтому цена приватизации и была снижена до 200, чтобы официальный покупатель завода положил себе в карман разницу. Но если завтра россияне скажут: «Даем 200 миллионов и ни копейки больше», то и на этот раз продажа сорвется и Фонд госимущества снова снизит цену», — сказал Охрименко.
На вопрос «Страны», какие вообще шансы, что завод не продадут и 14 декабря, замдиректора ОПЗ Николай Щуриков отвечает: «Билоус сделает то, что ему скажет его хозяин. Только я Вам не говорил, кто его хозяин».
Впрочем, на сегодня инвестиции в производство украинских минеральных удобрений не самое удачное решение. Помимо проблем с падением цен на аммиак и карбамид и роста стоимости газа, вне зависимости от результатов конкурса по приватизации ОПЗ новому собственнику придется дополнительно выложить 250 млн. долларов, чтобы погасить долги перед компанией Фирташа Ostchem Holding Limited, что подтверждено в Стокгольмском арбитраже, и прочими кредиторами.
Но для самой Украины куда важнее то, что продажа завода по текущей цене не позволит даже на половину выполнить план по приватизации. В проект госбюджета на 2016 год Кабмин заложил 17,1 млрд грн поступлений от продажи госпредприятий, летом ОПЗ планировалось продать за 13 миллиардов. Даже если продадут за 5, этих поступлений все равно не хватит, чтобы наполнить бюджет.