Крупнейший в Украине банк стал государственным. Бывшие владельцы заявляют о рейдерстве, а украинские власти говорят о стабилизации банковской системы
В Украине национализировали самый крупный банк страны, вчера вечером руководство «Привата» сообщило о том, что 100% банка принадлежит государству. Теперь, как поясняют экономисты, за сохранность вкладов должно отвечать правительство. На докапитализацию банка по предварительным оценкам придется потратить около 100 миллиардов гривен. В самом банке заявляют, что могли самостоятельно справиться со «спасением банка», а решение Кабмина назвали «рейдерством». Сайт «Сегодня.ua» выяснил, стоит ли волноваться вкладчикам банка, сколько придется заплатить за национализацию и к каким последствием это может привести.
Слухи о национализации «Привата» появились еще несколько месяцев назад. Одно из украинских изданий в октябре заявило о том, что вопрос национализации уже решен и банк станет государственным в течение нескольких недель – на эти цели якобы выделят из бюджета 166 миллиардов гривен. На прошлой неделе подобные сообщения появились на страницах десятков печатных и электронных СМИ. В то же время владельцы ПриватБанка оставались на своем. «У меня нет никаких комментариев по «национализации Приватбанка». А что комментировать? Программу докапитализации мы исполнили полностью. Никаких законных оснований для национализации нету и быть не может», – написал 13 декабря на своей странице в соцсети один из владельцев банка Игорь Коломойский.
Однако, как заявил сегодня Коломойский, владельцев «все-таки дожали».Руководитель IT-направления ПриватБанка Дмитрий Дубилет на своей странице в соцсети пояснил, что «последним ударом» стали заявления в СМИ. Они вызвали панику, и клиенты банка ежедневно ставили рекорды по количеству выведенных депозитов. Ряд крупных украинских изданий получил «инсайдерскую информацию» о национализации еще до того, как такое решение было принято в «Привате». Во всяком случае, так заявляют в самом руководстве банка.
«Решение о добровольной и мирной передаче банка во владение государству было принято ровно в тот момент, когда мы поняли, что эту информационную атаку мы можем не пережить, и что под угрозой могут оказаться наши клиенты», – отметил зампредседателя правления ПриватБанка Дмитрий Дубилет.
О том, что владельцы «Привата» остались недовольны национализацией, свидетельствуют и заявления Коломойского. Бизнесмен назвал действия правительства «рейдерством» и также в очередной раз рассказал об информационных атаках на банк со стороны СМИ. «Не национализация, это классическое рейдерство. Клиентам просьба не паниковать, с деньгами все будет в порядке. Пострадали только собственники. И инвестиционный климат в стране. Впрочем, его больше нет», – написал Коломойский.
Фото: архив
Президент Петр Порошенко заявил, что «национализация – единственный путь спасения банка». По его словам, проблемы в финансовом учреждении накапливались годами, а тех мероприятий, которые осуществили собственника банка за последних два года – недостаточно.
Акционеры не нашли ресурсов для выполнения обязательной программы докапитализации, а действующая бизнес-модель якобы себя исчерпала. «Возникла прямая угроза как самому банку, так и всей банковской системе Украины. Это очевидно нам самим. И по этому поводу на протяжении последних шести месяцев серьезную обеспокоенность постоянно высказывали наши ключевые финансовые партнеры: Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие», – заявил глава государства.
«Возникла прямая угроза как самому банку, так и всей банковской системе Украины. Это очевидно нам самим. И по этому поводу на протяжении последних шести месяцев серьезную обеспокоенность постоянно высказывали наши ключевые финансовые партнеры: Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие», – заявил глава государства.
В результате Совет национальной безопасности и обороны Украины, Национальный банк, Кабинет министров и Министерство финансов приняли все юридически формальные решения для перехода ПриватБанка в полную государственную собственность. 100% банка принадлежит государству.
Стоит ли волноваться вкладчикам
Глава Минфина Александр Данилюк и глава НБУ Валерия Гонтарева на своем брифинги сегодня заверили, что клиентам переживать за свои деньги не стоит, поскольку государство гарантирует сохранность всех физических и юридических лиц средств на текущих и депозитных счетах. Кроме того, обслуживание физических лиц продолжается в штатном режиме, а платежи юридических лиц остановятся на сутки.
Зампредседателя «Привата» Дмитрий Дубилет также заявил: «все средства на текущих и депозитных счетах всех физических и юридических лиц будут в целостности и сохранности. Это гарантирует государство». Технические проблемы, по словам председателя Комитета экономистов Андрея Новака, возникнут в первые несколько дней – пока новые владельцы банка полностью не примут руководство. К слову, новым председателем правления банка становится экс-министр финансов Александр Шлапак, который должен вскоре сформировать новую команду топ-менеджеров. Формально, переходный период, в течение которого бывшее руководство будет вводить в курс дела новую команду продлится несколько месяцев.
По словам Дубилета, ни сотрудники банка, ни клиенты, изменений на себе не почувствуют. «Страшно признаться, но я не думаю, что Клиенты или сотрудники почувствуют особую разницу в работе банка. У нас всё работает, как часы. В головном офисе и в отделениях остаются те же профессионалы. В банке создана уникальная корпоративная культура. Всё это никуда не денется с нашим уходом.И я не верю, что государство отберет айпады у наших сотрудников в отделениях и вместо них вручит им счеты», – написал менджер на своей странице в соцсети.
К клиентам банка уже успел обратиться президент Петр Порошенко. «Обращаюсь к вам, уважаемые клиенты ПриватБанка. Сохраняйте спокойствие, новая администрация уже берет все рычаги управления в свои руки. Прямо сейчас, в эти часы и минуты», – заявил он.
Экономический эксперт Александр Палий уверен, что вкладчикам стоило бы волноваться в том случае, если бы решение о национализации затянули. Тогда у банка, по мнению эксперта, действительно могли бы возникнуть проблемы. Андрей Новак также считает, что заявление Кабмина о том, что банк теперь на 100% принадлежит государству, должно успокоить вкладчиков, которые получили госгарантии.
Оттока депозитов не ожидают и в НБУ. «Угрозы для оттоков мы не видим, была только операционная угроза, но мы ее уже нивелировали. Акционеры и бывшие собственники банка пообещали 100%-ное сотрудничество», – сказала глава Нацбанка Валерия Гонтарева, добавив, что обязательства банка перед физлицами составляют 150 миллиардов гривен. «Не было оттока депозитов. С текущих счетов были переводы, но незначительные. Больше всего было влияние на банкоматы других банков, но они были поддержаны», – заявила Гонтарева.
Петр Порошенко уже успел зарегистрировать в Раде законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» о гарантировании государством вкладов физических лиц. Документом вносятся изменения в ст.57 о гарантировании вкладов физлиц. Если президентский законопроект одобрит парламент, вклады физических лиц будут гарантироваться государством не только в Государственном Ощадном банке Украины, но и в других государственных банках. По сути законопроект предусматривает государственные гарантии по вкладам физлиц в Приватбанке на сумму более 200 тысяч грн.
К слову, в «Привате» более 20 миллионов клиентов, это около четверти всей банковской системы страны
Почему национализировали «Приват»
Проблемы в банковской системы Украины возникли в результате экономического кризиса и резкой девальвации гривни. Так, валютные депозиты, которые украинцы вкладывали при курсе восемь гривен за доллар, банкам приходится возвращать по курсу 26 гривен за доллар. Кроме того, активное кредитование приостановилось – зарабатывать средства банкам стало сложнее.
«Такая активная потеря стоимости денежной единицы привела к ухудшению банковского портфеля, который находится не только в гривнях, но и в долларах», – поясняет исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Национальный банк принял решение обязать банки самостоятельно увеличить свой капитал (проводить докапитализацию) – собственники, которые не смогли это сделать, остались без банков. Если в начале кризиса в Украине было 180 банков, на данный момент – их около 100.
«Большая часть банков просто закрывалась. Закрытие банка означало, что банки не были важными для государства, а собственники не считали важным сохранять банк», – рассказывает эксперт.
Однако в случае «Привата», который является системным банком, закрытия означало бы огромный удар для украинской банковской системы. «Похоже, что акционеры ПриватБанка отказались спасать банк самостоятельно и его национализировали. Простым языком это означает, что он становится заботой всех украинских налогоплательщиков. В районе 100 миллиардов гривен нужно влить в банк, это придется сделать государству, а заплатят за это украинские налогоплательщики», – рассказывает Олег Устенко.
В то же время Андрей Новак считает, что проблемы у «Привата» возникли в результате конфликта Игоря Коломойского с руководством страны. Сам конфликт, по мнению эксперта, начался еще в прошлом году. «Конфликт закончился в пользу власти. С экономической точки зрения, если бы собственники банка после конфликта не начали выводить капитал из ПриватБанка, то он бы работал успешно. Это крупнейший банк, с самым большим объемом вкладов, сетью отделений, одна из лучших платежных систем. Это был пример успешного бизнеса в банковской сфере. Проблемы начались после конфликта», – уверен экономист.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко также уверен, чторешение о национализации ПриватБанка – политическое. «Власть усиливает контроль над финансовой системой. Это политическое решение. Под контролем оказалось больше половины всех банков, остальные банки, даже банки с европейским капиталом, не будут иметь такого влияния. Главная цель – взять под контроль. Это можно сравнить с событиями, когда Путин в России забрал бизнес Березовского и взял контроль. Сейчас можно сравнить Коломойского с Березовским», – рассказывает Охрименко.
В то же время Петр Порошенко в своем комментарии отметил, что беспокойство по поводу проблем «Привата» высказали международные партнеры Украины.Национализацию банка поддержали Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие.
Андрей Новак уверен, что «Приват» вместо того, чтобы провести процедуру докапитализации, начал выводить свои активы. «С экономической точки зрения, если бы собственники банка после конфликта не начали выводить капитал из ПриватБанка, то он бы работал успешно. Это крупнейший банк, с самым большим объемом вкладов, сетью отделений, одна из лучших платежных систем. Это был пример успешного бизнеса в банковской сфере. Проблемы начались после конфликта», – считает экономист.
За национализацию придется заплатить украинцам
По оценкам Олега Устенко, из бюджета на «Приват» придется потратить около 4% ВВП. Этих средств хватило бы еще на один оборонный бюджет, или на значительное сокращение дефицита Пенсионного фонда. В банк придется внести капитал, по предварительным оценкам Олега Устенко, в размере 100 миллиардов гривен. Фактически, за это заплатит каждый украинский налогоплательщик.
«Это значительный объем средств, который ляжет на плечи налогоплательщиков. Странно, что собственник банка не остался в числе миноритарных акционеров. Это очень тяжелая ноша для страны, которая сделает дефицит госбюджета страны в 3% от ВВП. Это колоссальная величина для падающей экономики», – рассказывает исполнительный директор международного фонда Блейзера.
Однако в Минфине заявляют, что бюджет Украины остается сбалансированным, несмотря на решение о приватизации.
К слову, сегодня, после новости о национализации «Привата», гривня девальвировала на на 7 копеек в покупке и на 17 копеек в продаже. По словам премьера Владимира Гройсмана, на данный момент за курсом гривни следит Нацбанк, которые «имеет достаточно инструментов» для стабилизации ситуации.
«Сейчас в ПриватБанке работает общая команда, которая состоит из представителей НБУ, Фонда гарантирования вкладов и представителей Минфина. Это команда технически обеспечивает передачу банка в государственную собственность. Владелец и менеджмент банка пообещали максимально содействовать этому процессу. Наша общая задача – обеспечить бесперебойную работу банка на этом переходном этапе, а в дальнейшем обеспечить его успешное развитие. Деньги клиентов банка теперь переходят под 100% гарантии государства», – рассказал Гройсман.