Процесс обмена пленными зашел в тупик из-за того, что переговоры с представителями боевиков, которых возглавляют Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, были крайне закрытыми. Такое мнение изданию «ГОРДОН» выразила внефракционный народный депутат Надежда Савченко, комментируя публикацию списков заложников.
«Из-за того, что переговоры в Минске были такими закрытыми и осторожными, а все настаивали на необходимости придерживаться выбранной Администрацией Президента государственной позиции, ситуация зашла в тупик. Людей привязали к политической цене. Часто озвучивалось, что Плотницким и Захарченко манипулирует Россия. Вот она и манипулирует таким образом, что они не хотят показывать присутствие российских военных на Донбассе, убивающих наших людей. Потом они еще скажут, как в Крыму: мол, это были «вежливые зеленые человечки», – отметила Савченко.
Она акцентировала внимание на том, что представители боевиков, в том числе и «омбудсмен ДНР» Дарья Морозова, будут отстаивать позицию Москвы.
«По спискам сепаратистов проводят россиян. Аргументируется это тем, что данные россияне являются уроженцами Украины. Но подождите, уроженец не означает гражданин. То есть это граждане России. И, конечно, Дарья Морозова будет озвучивать ту позицию, которая выгодна Москве, чтобы обменять россиян под видом украинцев. На самом деле минская группа должна была работать над разделением списка пленных на граждан Украины и граждан РФ. И, соответственно, нужно определить их категорию обмена, чтобы формула была справедливой: украинцев на украинцев, а россиян на украинцев из России», – подчеркнула нардеп.
По ее словам, мошенники находили родственников украинских заложников и без публикации списков пленных.
«Заявления о том, что списками пленных воспользуются мошенники, – это бред. Некоторым просто нужно было сказать хоть что-то по этому поводу. На самом деле злоумышленники и так спокойно находили родителей пленных и обещали освободить их детей. Эти списки не являются секретными. К тому же там нет адресов и телефонов. Опубликованные списки пленных не позволят переводить жизни людей в статистику, как это делает власть. Это касается и президента, и его Администрации, и Верховной Рады. Те же спикеры АТО сообщают сухую статистику: погиб один человек, погибло двое и так далее. Они не называют их фамилии», – заявила Савченко.
По ее мнению, необходимо называть фамилии украинских заложников и погибших на Донбассе.
«Потом эти люди не получат социальной защиты потому, что станут никем и звать их будут никто. В будущем они просто не смогут доказать, что их ребенок погиб на войне, что это вообще была война, а не АТО. И никто из власти не будет за это нести ответственности, в том числе и президент. Поэтому очень важно называть фамилии. Ни один из родителей не позвонил мне с требованием убрать их ребенка из списка пленных. Наоборот, люди звонят и акцентируют внимание, что их детей нет в списке. Они верят, что их ребенок жив и просят добавить его фамилию в списки. Эти списки просто показали правду такой, как она есть. Хватит уже терпеть», – резюмировала нардеп.
Накануне Савченко опубликовала списки украинских пленных. По ее словам, украинская сторона подает запрос на 129 человек, из которых боевики подтверждают 42 человека. Террористическая организация «ДНР» запрашивает 524 человека, «ЛНР» – 377 человек. Савченко отметила, что в списках могут быть неточности, и попросила предоставлять ей информацию о них.
СБУ негативно отреагировала на инициативу Савченко, заявив, что публикация списков может навредить пленным и их родственникам.
По словам советника главы СБУ Юрия Тандита, списки Савченко были опубликованы без разрешения родных и близких украинских заложников.
7 декабря 2016 года Савченко провела встречу в Минске с главарями боевиков Александром Захарченко и Игорем Плотницким, за что ее подвергли критике. Она утверждала, что ради освобождения заложников готова «говорить даже с чертом», но в своих собеседниках «чертей не увидела». Позже нардеп уточнила, что на встрече с боевиками договорилась об обмене пленными в формате «1 на 4».
16 декабря первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко сообщила, что в плену боевиков находятся 110 украинцев. Председатель Службы безопасности Василий Грицак заявил 22 декабря, что пропавшими без вести на Донбассе считаются 492 человека.