Отношения Банковой с «Народным фронтом» обострились. В конце недели главы ГПУ и СБУ передали Арсену Авакову посыл: за трагедию в Княжичах придется ответить должностями в Кабмине, или даже политической карьерой. Эксперты считают: идет борьба за власть, заложником которой станет народ, — пишет Антикор.
Зачистка в Княжичах
Тезисы Луценко: уже после ограбления в Княжичах сотрудники полиции охраны (которых убили) вынесли из дома спиртное. «И тут заметили разведчиков, которые за этим следят. А дальше случилось то, что случилось», — сказал генпрокурор.
Подозрение руководителям операции могут предъявить по ст. 115 «Убийство». Де-факто это означает, что ограбления элитного жилья санкционировались верхушкой МВД. А смерти полицейских (в т. ч. сотрудников «Корда») произошли не из-за халатности, а из-за необходимости зачистки свидетелей.
«Это ослабление Авакова: группу НФ хотят отстранить от решения любых вопросов в коалиции, — считает политолог Алексей Якубин. — Сам глава МВД пытается защититься: его люди, Вадим Крищенко (руководитель полиции Киева) и Вадим Троян (и. о. главы Нацполиции) снялись с конкурса на должность главы полиции, пояснив, что чувствуют вину за трагедию в Княжичах. На самом деле это попытка Авакова переложить ответственность: в НФ поняли, что отмолчаться не удастся».
Второй момент: глава СБУ Василий Грицак дезавуировал заявление нардепа и правой руки Авакова, Антона Геращенко, о схожести покушения на него с подрывом авто покойного журналиста Павла Шеремета летом 2016-го. «Сказать, что преступления связаны, не могу», — заявил он. Параллельно НАБУ атаковало партийного спонсора НФ, Николая Мартыненко, задержав 10 лиц, связанных с его уголовным делом.
Борьба за власть
Хоть НАБУ прямо не входит в сферу влияния в АП, эксперты склонны усматривать единый сценарий. Целей может быть несколько: первая — отставка Авакова. «Ему дали два месяца, чтобы собрать вещи и покинуть Кабмин. Пространства для маневра почти нет, его загнали в угол делом Мартыненко и Княжичами — именно после перестрелки была встреча на самом высоком уровне, где ему поставили условие, — сказал «Вестям» нардеп Сергей Каплин. — Сейчас его убеждают уйти по-хорошему всем «колхозом».
При этом, по словам собеседника, близкого к НФ, об уходе Авакова речи пока нет: «Мы знаем, чего они хотят, это шантаж. Но идти на поводу не намерены».
Внутривидовую борьбу во власти подстегивает и медийная атака на лояльных к НФ министрам, в т. ч. инфраструктуры Владимира Омеляна и энергетики Игоря Насалика. Борьба идет за ресурсные ведомства, т.е. «живые» денежные потоки.
«Это попытка Гройсмана отжать сферы влияния с ведома президента и, вероятно, гарантиями невмешательства — премьер укрепляет влияние, его группа в Кабмине растет, а ведь он получил несколько кресел без полномочий», — уточнил политолог Руслан Бортник.
Учитывая нежелание Авакова идти в отставку и тот факт, что президент и глава МВД сосредоточили огромный силовой ресурс, может вспыхнуть противостояние по линии «радикалы-спецслужбы» или «Нацгвардия-армия». «По сути, народ наблюдает борьбу за власть между двуми ключевыми политсилами, заложниками, которой будут люди. Пока политики сражаются, страна все больше и больше охватывается хаосом», — считает Бортник.