Влащенко: События недели обсуждаем с Михеилом Саакашвили.
Здравствуйте. Как вы оцениваете сегодня отношение Америки к тому, что происходит в Украине?
Саакашвили: То, что вице-президент США встретился с президентом Украины – это положительный факт, однозначно. Я с самого начала говорил, что не надо рассчитывать, что Трамп будет таким пророссийским. Просто с самого начала у него были другие приоритеты – Китай, исламисты. У президента проблемы другого плана – из-за отсутствия реформ в Украине к нему отношение резко ухудшилось, а когда ухудшается отношение к лидеру, ухудшается, к сожалению, отношение и к стране. Он делает много неоправданных прогнозов, как, например, о том, что нам дадут безвиз. Нельзя делать прогноз, когда ты не уверен. Нельзя играть с этими категориями. У народа Украины очень хорошая память, он запоминает такие вещи, и доверие к президенту падает. Точно так же падает доверие, когда он говорит что-то международным партнерам и ничего не происходит. Я думаю, что у президента Порошенко, в целом, кризис доверия к нему, и это, к сожалению, отражается и на нашей стране, — пишет 112.
— У украинского народа не осталось никакого доверия к тому, что говорит президент. Для этого есть основания. Он ни разу за все это время не упомянул Ахметова. А проблема там очень конкретная: Ахметов на этих своих шахтах покупает уголь по себестоимости 500-700 гривен. Себе же продает по 1800-1900, еще дороже продает ТЭЦ, а через ТЭЦ втридорога продает населению электроэнергию. Тут мы говорим о сверхприбылях – надо объяснить народу, почему мы платим такие несправедливые тарифы. Искусственно банкротятся шахты. Три года было для того, чтобы поменять технологию ТЭЦ для работы на другом угле. Я был президентом страны, которая очень сильно зависела от России энергетически. В 2005 году в отместку за мое участие в первом украинском Майдане они мне за одну ночь отрубили газ и электроэнергию якобы из-за теракта. Если бы нас тогда не выручили Иран и Азербайджан – Грузия бы просто замерзла. После этого, максимум за три года, мы сделали Грузию полностью энергетически независимой. Мы продолжали покупать газ у России, но всего 9%. Мы уже продавали России электроэнергию. До этого Россия и наши коррупционеры вместе пилили бабки. Точно так же и сейчас происходит здесь. Сейчас мы говорим не о наших ветеранах, которые перекрывают железную дорогу. Слово «блокада» применимо к тому, что делают Ахметов и другие олигархи в Украине. Надо прекратить делать деньги на крови украинских солдат. Прекратить делать деньги с Ахметовым. Надо модернизировать существующие ТЭЦ и, главное, убрать из всех схем Ахметова. Никто никогда не поверит Порошенко, пока там сидит один из главных разжигателей войны на Востоке. После Путина самая большая вина в разжигании войны на Востоке лежит на Р. Ахметове. Он – враг украинской нации. Рассказывают, что есть какие-то внутренние агенты Кремля, но кто может быть большим агентом Путина, чем Ахметов. Ахметов ближайший бизнес-партнер Порошенко и его окружения. Они реально сотрудничают с врагом Украины, и пока это сотрудничество продолжается, там будет проливаться кровь. Снаряды стреляют очень метко, они попадают в наших солдат, в мирных жителей, но в предприятия олигархов они не попадают. Эти предприятия не останавливаются.
— Все люди, которые стоят на идее, что олигархат надо убирать из Украины. Я начал ездить по Украине – встретился во Львове с Садовым. Мы нашли общий язык. Потом я встретился с Гриценко. Мы будем встречаться со всеми, кто не застрял в прошлом, кто не запятнан прошлыми коррупционными сделками и кто не пойдет, по моему мнению, на сделку с олигархатом. Есть много новых людей всех возрастов, и моя главная цель – вывести их вперед. Я считаю, что в Украине должно быть полное обновление политического класса. Это означает, что мы должны снять неприкосновенность депутатов, через год можно будет собирать подписи и отзывать любого депутата по очень простой процедуре, и депутат, как и президент, может баллотироваться только два срока.
— Как бы вы решили проблему монополий на энергоносители?
— Очень просто. Надо удалить из «Энергоатома» ставленника Мартыненко — Мартыненко и Жвания контролируют. Надо удалить из угольной промышленности и электроэнергии Ахметова и Григоришина, надо удалить Кононенко из облэнерго, которые он сейчас захватывает. Надо инвестировать в шахты и многие из них приватизировать, но не Ахметову, а реальным серьезным международным инвесторам. Там стоит аппаратура 50-60-ых годов. Если там поставить современную аппаратуру, они еще 20 лет смогут производить уголь низкой зольности. Но для этого нужно умное правительство. В Украине мощностей в 100 раз больше, чем когда-либо было в Грузии.
— Неужели новые лица – это решение проблем?
— Самое главное – удалить олигархов от кормушки. Вторая история – государственные предприятия, от которых кормятся бандиты. Надо удалить оттуда партийных представителей, олигархов. В Украине доллар должен стоить макс. 12-13 гривен. Любому ответственному правительству это легко сделать.
— Как можно укрепить гривну, если не работает экономика?
— Запросто. Налоги надо понизить на 60%, но налоги должны платить все. Убрать валютный контроль, и это приведет деньги. Убрать 80% глупых регуляций, убрать бюрократию на земле – нарастить экспорт. Сегодня на нашем зерне зарабатывают турки – они выставили по всему Черному морю от Стамбула мельницы и перерабатывают. Никому из производителей не возвращают НДС, потому что есть валютный контроль. Когда все это будет сделано, гривна, конечно, укрепится, и во власть будут люди идти не за деньгами, а люди, которые хотят поднять страну.
— Ваши оппоненты говорят, что ничего не было сделано в Одесской области. Не было ни одной громкой посадки.
— При мне был посажен глава полиции Одессы, главный военный комиссар области, главы самых отвратительных местных советов: Крыжановки и Затоки.
— Были судебные приговоры по этим людям?
— Пока я был там – они сидели. Как только ушел – через день выпустили директора ОПЗ. Выпустили всех, только, по-моему, затокский еще сидит. Мы создали прецедент, что за эти два года на Одесской таможне никто не брал денег. Если бы Порошенко лично не мешал созданию открытого таможенного простора, то мы бы создали точно такую систему, как в Грузии, и она бы работала.
— Вы Порошенко знали с юности. Почему вы пошли на сотрудничество с ним – вы не до конца его оценивали?
-Я представить себе не мог, что имея исторический шаг создать историческую государственность, он поменяет это на своих бизнес-партнеров и на возможность зарабатывать деньги. Много коррумпированных президентов и премьер-министров в мире зарабатывали деньги. Государства создавали единицы. Вначале, когда моя грузинская команда сделала реформу патруля, посадку «бриллиантовых прокуроров» и т. д., то в самом начале эти вещи заработали. Я думал, что ему это понравится и он дальше это будет углублять. Тут я ошибся – ему это не понравилось. Оказалось, что надо заводить новых людей, а они честные, хотят по-другому работать и от президента требуют по-другому работать.
— Вы считаете, что то, что сделала грузинская команда в Украине, – это успех?
— Нет. Рыба гниет с головы, а мы не были головой. Сакварелидзе сняли по письму тех людей, дела которых он расследовал. Х. Деканоидзе — под конец никто даже не спрашивал, кого в секретариат назначить, не то, что в регионы. Я считаю, что в Украине есть критическая масса порядочных людей, в том числе и интересующихся политикой. Их надо приводить в политику, и не надо приводить грузин, литовцев.
— Кого из нынешних политиков вы считаете порядочными людьми?
— Все, кто не завязан до конца в этом междусобойчике, договорняке, они порядочные. Но больше всего сейчас нам надо искать людей вне политики и приводить их в политику, заниматься селекционированием. Я этим хочу заниматься и занимаюсь этим каждый день. Я нашел много молодых людей в регионах, но большинство из них никогда не были в политике.
— Кто сегодня финансирует вашу политическую деятельность?
— У меня, к сожалению, нет финансов. Везде на местах нас поддерживают группы маленьких бизнесменов, где нет ни одного олигарха даже близко и нет никаких обязательств с нашей стороны. Мы хотели бы взять власть в Украине, чтоб поменять ситуацию. Революция Роз отличалась от Оранжевой революции тем, что у нас были нулевые обязательства перед олигархами. У Оранжевой революции в самом начале были многие из олигархов. Я не могу заранее продавать место в своем списке, потому что у меня гораздо выше амбиция, чем делиться властью с барыгами. Мы собираемся делиться властью только с народом Украины.
— Вам предстоит большой политический проект. Насколько вы с собой поговорили перед этим?
— Я человек очень самокритичный. Моя эмоциональность, моя сердитость, она ничто по сравнению с сердитостью шахтеров, пенсионеров, которых я видел. По сравнению с бизнесменами, у которых отнимают последнее. Реально народ очень сердит.
— Почему Грузия получила безвиз раньше Украины?
— Потому что мы провели все реформы, мы очень сильно готовились. По экономической свободе мы на 13 месте, а Украина на 133. Мы ввели 3000 учителей английского, чтобы каждый ученик в Грузии имел доступ к бесплатному учителю американскому, английскому.
— Кто в вашей команде будет отвечать за экономику?
— Есть очень интересная группа молодых экономистов, есть также центр Бендукидзе. Экономика – это не отдельная отрасль, это часть политики.
— Где вы будете жить, если решите покинуть Украину?
-Я не собираюсь покидать Украину. Пусть на это не рассчитывают.
— На месте Садового вы бы могли решить проблему львовского мусора?
— Я думаю, что Садовой сам решит, если ему не будут мешать. Какое удовольствие получает Банковая, когда что-то не решается! Как можно быть президентом и получать удовольствие от того, что у тебя в стране что-то воняет? И, кстати, при их участии.
— Где сейчас М. Гайдар, и надо ли было ее приглашать на работу в Одессу?
— Она в Киеве. Она много интересного сделала в Одессе. Сейчас ее пригласил президент на какую-то должность вокруг него, но это чистой воды разводка, чтобы кого-то из моей команды выдернуть. Видимо, мы его слишком волнуем.
— Пойдете ли вы премьером к Тимошенко, если вдруг она станет президентом?
— Я очень хорошо отношусь к Тимошенко, но я не буду обсуждать гипотетические случаи.
— Надо ли проверять топ-чиновников и депутатов на употребление наркотиков? Согласились бы вы пройти такую проверку?
— Меня уже проверяли на «112».
— Правда ли, что у вас в Киеве есть родной брат?
— Да.
— Кто финансировал избирательную кампанию вашей жены в Грузии?
— У нее все задекларировано. Она же голландка.
— Если бы вы опять начали губернаторство в Одессе, что бы вы сделали иначе?
-Я бы всерьез задумался – ехать туда или нет, во-первых. Во-вторых, я бы в категорической форме потребовал у Порошенко полномочий посадить его ближайших «БППешников», Труханова и главных мафиози – Кивалова и т. д. После смены правительства всех олигархов нужно посадить, и в течение недели они принесут обратно сотни миллиардов долларов.
— Оказывали ли вы финансовую поддержку шоу Савика Шустера?
— Нет, конечно.
— Первые три шага, если вы станете премьером?
— Новое нормальное правительство Украины должно посадить всех олигархов по заранее составленному списку, заставить внести деньги, и могут идти на все четыре стороны.
— Законно ли это?
— Абсолютно. Через антикоррупционный трибунал, который мы тоже создадим в первый же день. Второе – снизить налоговое бремя на 60% и убрать 80% регуляции в течение 2-3 недель максимум. Третье – полностью пересмотреть систему здравоохранения и образования и реально деньги отобрать у бюрократии – главврачей и ректоров — и дать пациентам и студентам. Начать масштабную реформу этой отрасли.