С момента открытой агрессии России против Украины у украинских, и не только, политиков стали возникать планы по достижению мира. Последний из них — «план Артеменко». О нем общественность узнала не от его автора, народного депутата Андрея Артеменко, а из американской газеты The New York Times. Особую активность отечественные миротворцы развили в этом году, — пишет РБК.
За два последних месяца свои мысли по поводу того, как достичь мира в стране, высказали сразу несколько народных депутатов, а также представители бизнеса. РБК-Украина попыталось свести воедино все мирные инициативы. Стоит признать, что не все они существуют в виде документов. Содержание того же «плана Артеменко» восстановлено на основе его публичных заявлений. Основой всех мирных планов, которые сейчас обсуждаются в обществе и продвигаются их авторами, так или иначе, основываются на двух документах: Минском протоколе, который был подписан 5 сентября 2014 года (полное название — «Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина»), и Втором Минском соглашении, подписанном лидерами Украины, России, Франции и Германии 12 февраля 2015 года.
Альтернативные «планы» не отличаются скрупулезностью и сводятся к набору отдельных предложений, которые не указаны в Минских соглашениях. Сроки реализации соглашений давно прошли, а их выполнение упирается в условие первого пункта соглашения, которое предусматривает «незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение». В тех или иных форматах стороны договаривались о прекращении огня 38 раз. Последний раз режим прекращения огня должен был наступить с 20 февраля, о чем были достигнуты договоренности в Мюнхене, на уровне «Нормандской четверки». Несмотря на не реализуемость Минских соглашений, президенты Украины и России, а также западные партнеры, постоянно заявляют, что альтернативы Минским соглашениям нет. Более того, собеседники РБК-Украина в окружении главы украинского государства считают, что «каждый новый договор с Путиным будет хуже предыдущего», и поэтому нет смысла готовить новый документ. Достаточно просто выполнить нынешнюю редакцию «Минска». Отсутствие результатов договоренностей на высоком уровне породило появление альтернативных вариантов установления мира. Причем не все они включают в себя урегулирование ситуации с Крымом и готовы предоставить предложения по его деоккупации и возвращения полуострова в состав Украины.
Особенностью последних, по времени, планов является их адресат. «План Артеменко» и «план Пинчука» скорее обращены к новой американской администрации и лично президенту США Дональду Трампу, который неоднократно обещал наладить отношения с Россией. Такие предложения представители украинского истеблишмента предпочитают доносить через влиятельные американские СМИ. В тоже время пока официально Белый дом не представил своего видения разрешения российско-украинского конфликта.
Он даже не подтвердил официального получения и начала работы над каким-либо из этих планов. РБК-Украина попыталось систематизировать предложения украинских политиков и бизнесменов по урегулированию войны на Донбассе и определению статуса Крыма. С уверенностью можно утверждать, что инициативы, подобные тем, что изложены выше, будут появляться и в дальнейшем. Так, глава МВД Арсен Аваков уже заявил: «Мы имеем конкретный план относительно Донбасса, который в случае, если воля путинского режима к реальному урегулированию все-таки будет иметь место под натиском Запада, будет реализовываться».
Правда, его содержание министр готов предоставить пока только президенту Петру Порошенко.