Правительство своим постановлением утвердило минимальный список товаров, которые можно ввозить и вывозить из неподконтрольных центральным властям районов Донбасса. Проект постановления внесла Служба безопасности Украины. Какая роль уготована документу, разбиралась «Страна».
Бумага под товарооборот
Как рассказал в ходе заседания Кабмина в среду, 1 марта, премьер-министр Владимир Гройсман, перечень составили определенные виды продукции и материалы для нужд горно-металлургического комплекса и энергетики страны — руда, уголь, сталь и прочее.
«Это тот необходимый критический минимум, который необходим для того, чтобы в украинских домах было тепло, свет. И не только в домах, но и в больницах, школах, на предприятиях, чтобы наш горно-металлургический комплекс работал на экономику Украины, и все предприятия, которые работают в этом комплексе, были зарегистрированы только в Украине и платили налоги по законодательству Украины», — отметил он.
При этом премьер заявил о своей готовности бороться с контрабандой, пересекающей линию разграничения, и для этого сотрудничать с общественностью. Критиковать последнюю – точнее ту ее часть, что выступает за блокаду «ДНР/ЛНР», Гройсман не перестал. В последнее время он это делает при любой возможности. Хотя по сути они вынудили принять правительство принять указанное выше постановление.
«Осознают ли те люди, которые организовывают блокаду, что они делают? Что они изнутри уничтожают Украину, подыгрывая россиянам? – отметил премьер. – Если осознают, что они делают, и делают это нарочно, они становятся игроками, которые совместно координируются с боевиками и российской властью. Все, третьего варианта нет».
Блокада остается
Правда, пока непохоже, что постановление, регулирующее порядок товарообмена с «ДНР/ЛНР», изменит ход событий. Хотя один из самых известных сторонников блокады народный депутат Тарас Пастух («Самопомощь») назвал документ Кабмина «первым полушагом» навстречу ему и его соратникам.
Но уходить со своих «редутов» — опорных пунктов на транспортных артериях Донбасса – они не собираются.
«Наши главные требования – освобождение украинских патриотов их плена боевиков и принятие закона об оккупированных территориях не выполнены. Это одно. А второе — блокада приближает крах псевдореспублик. И ультиматумы их главарей насчет снятия блокады доказывают это», – пояснил Тарас Пастух «Стране».
Что блокада продолжится, считает и другой представитель этого лагеря – член партии Укроп народный депутат Виталий Куприй (внефракционный). По его мнению, правительственное постановление на самом деле является ситуативным документом, которое не убирает причину блокады: «бизнес на крови» (как называют еще оставшиеся экономические связи с неподконтрольной частью Донбасса сторонники блокады) продолжается. «Гройсман и министры сегодня утвердили один перечень товаров, а завтра – другой. Но торговля с ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей – Прим.Ред.) ведь все равно остается», — сказал Куприй «Стране».
Для внутреннего пользования
В этой ситуации отдельный вопрос – реакция тех самых «ДНР/ЛНР». Если там уже пошли на то, чтобы ввести так называемое внешнее управление на ряде предприятий украинского юрисдикции, будут ли они, получается, подчиняться приказам правительства Гройсмана? На это счет есть сомнения.
Во всяком случае, практически одновременно с решением украинского Кабмина в «ДНР» заявили о вводе своих внешних администраторов на около 40 предприятий, правда, не указав какие именно. Украинские собственники якобы на связь с «органами власти» не выходили.
Политолог Константин Бондаренко считает, что в правительстве Украины решали совсем другие задачи, когда давали жизнь постановлению с перечнем товаров для торговли с неподконтрольными территориями. Это документ для, так сказать, внутреннего пользования, но с потенциально серьезными последствиями. «Кабмину нужно было показать, что оно сделало все, чтобы минимизировать обвинения в свой адрес со стороны блокирующих сил. Мы пошли на все, чтобы закрыть любую контрабанду и только ограничимся важными для экономики товарами. А вы – в смысле сторонники блокады — все равно продолжаете. Так что следующий шаг – уже переход к силовым методам», — спрогнозировал «Стране» Бондаренко.
Но очевидно: министр внутренних дел Арсен Аваков не горит желанием штурмовать блокадные «редуты», хотя налицо грубейшее нарушение закона – перекрытие железнодорожного сообщения – пусть из благих побуждений.
То всесильный глава МВД просит руководителей Кабмина и Антитеррористического центра (АТЦ, этот орган руководит спецоперациями в зоне АТО – Прим.Ред.) о «полномочиях», чтобы силой восстановить снять блокаду. То обещает «обеспечить порядок, выработанный АТЦ», но не собирается «идти с автоматами наперевес против своих граждан»…
«Сложные формулировки выдают министра. Просто Аваков помнит 2014 год, когда «Беркут» тоже действовал, согласно законодательству. А потом его сделали крайним. Он как бы говорит: сначала решение на бумаге, потом – дело, возможно. На самом деле все хотят снять с себя ответственность, чтобы кто-то занялся решением проблемы. Поэтому перекладывают друг на друга. И выходит: будет это либо Гройсман, либо сам Порошенко. Все затягивается именно по этой причине», — считает политолог.
Но изменит ли даже зачистка блокады ситуацию с «внешним управлением» на предприятиях в «ДНР/ЛНР» и возобновятся ли поставки угля и других товаров? Срок ультиматума сепаратистов, напомним, истек 1 марта. Впрочем, нельзя исключать, что если блокаду прекратят в ближайшее время еще все смогу тихо и незаметно переиграть. По крайней мере пока, как уже писала «Страна», реального «перехвата» контроля на предприятиях украинской юрисдикции сепаратисты, за редким исключением, еще не успели провести.