Украина не пошла на полный запрет торговли с Россией, поскольку это привело бы к потере поддержки европейских стран-партнеров по Всемирной торговой организации (ВТО), снижению валютной выручки страны и ограничениям работы транспортной отрасли.
Об этом заявила заместитель министра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины Наталия Микольская в интервью ZN.ua.
«Ограничение транзита — это наихудшее, что может сделать государство. Должны ли мы идти на такой шаг, вводя зеркальные санкции? Особенно учитывая, что товары, идущие из Российской Федерации транзитом через Украину, в основном идут на рынки стран Европейского Союза, которые фактически являются нашими партнерами по ВТО. Сделаем ли мы нашим партнерам лучше, если пойдем на этот шаг? Кроме того, мы должны помнить, что когда возникла ситуация с блокированием российских грузов, первыми протестовать начали именно украинские водители. Они были против, поскольку теряют заработок на транзите», — отметила она.
Вместе с тем чиновница добавила, что власть не забывает о том, что продолжается война с Россией, и в любую минуту все может принципиально измениться принципиально. Микольская заверила, что на этот случай у правительства есть план, и по решению Совета национальной безопасности и обороны ограничение транзита может быть утверждено.
«Но моя позиция как торгового представителя такова, что любые ограничения транзита надо вводить очень осторожно, прежде всего с учетом национальных интересов. Поэтому иски — это дипломатический, цивилизованный путь. И для нас на самом деле важно получить решение ВТО, что действия РФ незаконны и необоснованны», — сказала торгпред.
Она также напомнила, что в торговом конфликте с Россией Украина не проявляла абсолютную бездеятельность, поскольку в ответ на выход РФ из зоны свободной торговли СНГ тоже приостановила применение к ней этого соглашения и фактически ввела для их товаров эмбарго на соответствующую, зеркальную, сумму.
В целом из-за сложившейся ситуации Украина потеряла существенный объем экспорта в другиек страны. Наибольшие потери пришлись на рынки Казахстана и Кыргызстана — свыше 40% экспорта.
«Если все суммировать, то мы выйдем на цифру около $1 млрд прямых потерь. Акцентирую ваше внимание именно на том, что это прямые потери, то есть только от продажи товаров. Но мы теряем и на рынке сопутствующих услуг, в секторе перевозок и логистики. И все это — на фоне падения промышленного производства в самой Украине и падения ее экспорта в РФ. Так, в прошлом году экспорт в Россию снизился несущественно, но это произошло только потому, что дальше уже падать просто некуда», — рассказала Микольская.
По ее словам, фактически сейчас на рынок РФ поставляются только те товары, без которых она объективно обойтись не может. Остальные или оказались под эмбарго, или пошлины на эти товары поднялись до таких размеров, что продукция стала неконкурентной на рынке, или фитосанитарные нормы РФ не допускают продажи этих товаров.
Как сообщал «Обозреватель», РФ по итогам 2016 года вложила в экономику Украины около $1,7 млрд, став таким образом главным иностранным инвестором страны.