Банда малолеток в Чернигове избила не одну Полину, но до появления знаменитого видео никто не обращал на них внимания
«По иронии судьбы, этот микрорайон Чернигова горожане называют Тихим. Так и говорят: «я на Тихом».
Когда-то здесь можно было в 2 часа ночи гулять без сопровождения, и никого не бояться, пишет Страна.
Теперь — дело иное.
Шесть лет назад Ольга Геращенко открыла тут маленькое культовое заведение «Блин Chiki».
«Культовое», потому что в этом уголке выступают музыканты из Японии, Питера, Киева и Дублина, а посетители приходят за тем, чтобы поиграть на гитаре, почитать Фридриха Незнанского или побеседовать на тему исторического фехтования.
Ольга Геращенко открыла здесь культовое заведение. Фото Анастасия Рафал, «Страна»
Но фехтование — это внутри. А снаружи — прямо в центре города, просто во внутренних дворах — постоянно дерутся малолетки.
«Дня не проходит, чтобы не было какой-то потасовки. Причём, с каждым годом они борзеют все больше и больше. Могут прямо при хозяине кинуть кирпич в машину, разбить стекло. И что ты им сделаешь, если их 30 человек?» — разводит руками Ольга.
«Нет. Полиция сюда не приезжает» — предвидит она мой следующий вопрос.
Сегодняшний день, впрочем, исключение.
«И Vkontakte и в фэйсбуке»
История 14-летней школьницы Полины, которую под дружное улюлюканье таких же, как она, подростков, избивали ногами старшие школьницы, приобрела небывалый резонанс.
— 800 тысяч просмотров Vkontakte, 6 миллионов в фэйсбуке, — говорит мне Полина, которая мониторит все, что касается ее истории, не хуже опытного журналиста.
Фото Анастасия Рафал, «Страна»
Вот уже несколько дней, как Чернигов стоит на ушах: директора школ, где учились обидчицы, дают объяснения в Гороно, психологи сидят на совещаниях, а пострадавшие дети пишут заявления в прокуратуру.
После того, как видео с избиением Полины посмотрели сотни тысяч человек, — выяснилось, что она далеко не единственная, кто пострадал от рук Маши — так девочки называют свою основную обидчицу.
— Сейчас я уже знаю о шести таких случаях. За день до этого они побили моего парня, а в тот же день, что и меня — мою подружку Юлю. Она вся в крови поехала домой и сказала маме, что ударилась об дверь. А меня спасла женщина, которая в этот момент вышла с подругой. Мы до часу ночи с мамой писали заявление в полицию, делали экспертизы. У меня все лицо опухло. Все в крови. Боли не чувствовала.
В итоге, во внутренний двор, где находится заведение «Блин Chiki» (которое, впрочем, отстоит метров так этак на 300 от места драки), наконец-то приехала полиция.
— У них есть три версии драки: из-за телефона, из-за рваного кроссовка, и ради лайков, — многозначительно сообщает Ольга, уже успевшая поговорить с представителями правопорядка.
Пострадавшие девочки эту версию, в общем-то подтверждают.
В Черниговскую областную детскую больницу, куда я приезжаю навестить Полину, приезжает ещё один пострадавший подросток — Марина.
Марину эта компания тоже била. А всего пострадавших шестеро. Фото Анастасия Рафал, «Страна»
Марине — 13. Она живет и учится в пригороде.
Жертвой Маши она стала 30 марта. Но заявление писать не стала.
История ужасно глупая и дикая. Собралась большая компания. Кого-то Марина знала, кого-то — нет. Пошли в лес. Один мальчик то ли потерял телефон, то ли украли.
Маша решила провести дознание, в стиле: «гоните сюда телефон!». Марина предположила, что, может, он его просто потерял?». И началось.
— Она дала мне пощёчину. Ударила меня по руке, по голове. Хотела взять меня за волосы. Начала меня быть, унижать: «вытирай мне штаны, кроссовки.
Словом, все так же, как и на видео с Полиной. Причём, при избиении присутствовало человек 30.
— Человек 10 — Маши и 20 — «моих», — идентифицирует знакомых Марина.
Но никто из них не посмел заступиться за девочку.
— С ней никто не хочет ссориться. Она ходит на борьбу, и даже против мальчиков идёт. И если ты с ней дружишь, то ты крутой. Поэтому все хотят с ней дружить.
«Мы уже все сказали!»
Эту историю в Чернигове обсуждают уже третий день. Незнакомые люди приносили Полине в больницу сладости и лекарства.
Знакомые приходили навестить.
В пятницу девочку выписали из Черниговской больницы.
Многие люди до сих пор пишут ей в личных сообщениях слова поддержки.
Полина показывает мне количество непрочитанных сообщений — больше 6 тысяч.
Среди них, впрочем, есть и «не слишком жизнеутверждающие».
«Жаль, что тебя не забили до смерти…», — написал некий Олег.
— Похоже на фэйковый аккаунт, — всматривается Полина. — Может, та самая Маша и пишет.
Та самая Маша сейчас в школу не ходит.
И конечно, психолог школы — на совещании «наверху», директор говорить не может, потому что весь день отвечает на звонки разных служб, классная руководительница говорить не станет без разрешения городского управления образования, а завуч Ирина Анищенко только и может, что проводить меня к выходу.
«И вообще, чего вы от нас хотите? Мы уже все сказали!»
«Безнаказанность. Точка»
Действительно, эта история не сходит с экранов уже который день. А горожане продолжают обсуждать, что стало причиной такой жестокости.
— А что вы хотите, подростки ничем не заняты, потому что кружки стоят сумасшедших денег. Поэтому они пьют, гуляют и дерутся», — полагает хозяйка «блинчиков» Оля Грищенко.
— Когда в стране экономические кризисы — люди злые. Я в 90-е годы сам из дому без биты не выезжал. Потому что разборки на дорогах начинались по любому поводу. Сейчас снова кризис. Родители злые. Подростки все это впитывают», — говорит водитель Олег.
Третьи считают, что виной всему школа, общество, компьютерные игры, бездействие милиции. Но основная версия, к которой склоняются горожане — это безнаказанность.
С началом скандала всю полицию города, похоже, демонстративно выгнали на улицы.
— Смотри, сколько их понаехало, — беседуют две женщины в кофейне неподалёку от места драки. — Где они были раньше?
Действительно, на глазах корреспондента «Страны» полиция даже перевоспитывала каких-то малолеток, пьющих пиво возле мусорных баков, в том самом злачном дворе.
«Возле «Голливуда» тьма этой школоты, и утром и вечером, и неважно будни или выходные. То, что они не воспитывались как следует, это факт: истеричные, быдловатые, тупейшие просто. Понятие уважение или совесть — отсутствует. А патрульные, вы их видели, некоторые выглядят как дети, и это быдло-шайка фиг их всерьез будет воспринимать», — пишет в соцсетях местная жительница Alena Byba.
Тем временем, местные СМИ пишут, что студентка Евгения Тимченко, старшая из нападавших, написала заявление на отчисление из института по собственному желанию. И дома не появляется. И вообще, говорят, что мама Евгении работает в банке, а бабушка — опытный адвокат.
Иными словами, ищи ее теперь.
А две другие обидчицы преспокойно гуляют по городу: в их жизни ничего не поменялось.
«Я сегодня отводила малую в 19 школу и видела этих двух шмар малолетних. За какими-то парнями заходили, и ушли в 8:25 улыбаясь из школы. Охранник даже не заметил, — возмущается vkontakte мама черниговской школьницы Юля Сергеева. — Они ходят безнаказанно и смеются над всем происходящим».
«А родители живут в государстве, где почти узаконили бандитизм и все решается с позиции силы и денег!!! Неужели скоро все будут такими? Идем назад, к обезьянам!!!!» — возмущается Елена Лосева.
То, что все, кто бил, и кто смотрел, благополучно находятся на свободе, не дает покоя многим горожанам.
Другие поражаются тому, что местная больница поспешила выписать Полину от греха подальше.
— Им не нравится, что здесь много камер, — им лишнее внимание ни к чему, — разводит руками ее мама Валентина.
Пока что Полина едет лечиться в Киев. За нее возьмется частная клиника.
А что будет потом, кто знает? За последнее время в палате у Полины побывало 30 телеканалов. Ее историю показали все. Но все обидчики на свободе.
Что будет через две недели? Через месяц?
— По Княжичам кого-то наказали?
— Нет.
— А по Кривому озеру? — беседуем мы с компанией взрослых возле кафе «Блин Chiki».
Ту же мысль развивают горожане и в соцсетях.
И все-таки, пока что к делу прикован интерес общества, поэтому оно худо-бедно движется. А куда оно придет через две-три недели — покажет время…