Народный восторг от задержания более двух десятков налоговиков времен Януковича сменился разочарованием. И зачем было напрягать спецназ, гонять по Украине вертолеты, если всех, кого брали в наручники, суды отпускают? События 24 марта уже окрестили «налоговым авиашоу» и скептики пророчат, что это начало развала громкого дела, — пишет КП.
Один прокол уже вероятен
Спецоперация с авиацией чудесным образом совпала с отчетом Юрия Луценко перед Верховной Радой, добавив генеральному прокурору козырей.
— Эта показуха и эти вертолеты – явный перебор, — считает бывший заместитель генерального прокурора Алексей Баганец. – Но само дело реальное. Его открывали в апреле 2014 года, когда я еще возглавлял Главное следственное управление ГПУ. Почему расследование так затянулось, не могу сказать.
Напомним, задержаны бывшие руководители налоговых служб в 15 областях Украины. Им инкриминируют создание так называемых «налоговых площадок». Это организация фирм с признаками фиктивности, которые либо имели иммунитет от проверок либо получали налоговые льготы или возможность незаконно возвращать НДС. Одним словом. надувать государство. Общий ущерб бюджету, согласно официальной информации, составил 97 миллиардов гривен.
— Прокуратуре будет честь и хвала, если расследование велось эффективно и получит такую же оценку суда, — говорит Алексей Баганец. – Главное, чтобы все следственно-оперативные действия основывались на требованиях закона.
А один прокол уже вероятен. Согласно 208 статье УПК, без санкции следственного судьи человека можно задержать на месте преступления, при попытке бегства, если на него укажет потерпевший либо если он нарушил условия меры пресечения. А были ли санкции на 25 экс-налоговиков, военный Матиос с Аваковым на брифинге умолчали.
Что мог сказать Насиров
Анатолий Матиос неожиданно воспел подвиг Романа Насирова, который сам сейчас находится под следствием по коррупционному делу. Дескать, если бы не он, не было этих массовых разоблачений и задержаний.
— Основания для расследования «налоговых площадок» были и в 2014-м, — отмечает Алексей Баганец. – Сомневаюсь, что Насиров мог дать какие-то ценные показания. Он не работал в то время в налоговой и не участвовал в тех схемах. Кое что, конечно, перешло в наше время, но тогда были свои особенности.
В соцсетях живо обсуждают, что теперь Насирову можно не опасаться за будущее. Его делом занимается НАБУ. И ГПУ, имеющая свое влияние на суд, поспособствует, чтобы конкурент сел в лужу. Но и прокуратура может в ней оказаться, считают некоторые юристы.
— Мой подзащитный пришёл в ГПУ за обвинительным актом по делу, которое военная прокуратура год вела, и ему вместе с обвинительным вручили новое подозрение. – написал в «Фейсбук» адвокат Игорь Черезов. — Подозрения наштамповали на всех, кто работал руководителями в налоговой во времена «злочинной влади»… Если подозрение у всех такое же, как у нашего подзащитного, все получат оправдательный приговор и могут смело вернуться на работу.
Почему не сажают в тюрьму
Народ возмущается, зачем всех задержанных нужно было свозить бесплатно в Киев на дорогих вертолетах, чтобы они тут же вернулись домой. Затем, разъясняет Алексей Баганец, что мера пресечения избирает по месту нахождения органа, который ведет следствие. В данном случае – это военная прокуратура, которая в столице. А вот в том, что экс-чиновники гуськом не пошли в Лукьяновское СИЗО, нет ни ее, ни суда вины.
Уголовно процессуальный кодекс гласит, что по ненасильственным преступлениям обязательна альтернатива аресту. Избирая ее, суд учитывает ряд факторов, в том числе, степень участия в преступлении. Если оно не велико, фигуранта могут отпустить под личное обязательство не покидать пределы города или страны и послушно являться к следователям. Когда птица крупного полета, обычно назначается залог.
Если подозреваемый сбежит, то объявляется в розыск, а денежки уходят в бюджет. Если выслушает обвинительный приговор, залог по решению суда могут обратить в компенсацию ущерба.
Эта европейская практика давно возмущает депутатов, специализирующихся на антикоррупционных лозунгах. Вот и сейчас после «налогового шоу» зазвучали призывы срочно принять изменения в УПК.