Информационное сопровождение первой личной встречи Петра Порошенко с новоизбранным лидером США Дональдом Трампом получилось в Украине довольно однообразным. «Опередили Путина», «внешнеполитический прорыв», «успех на внешней арене» — вашингтонская встреча двух президентов воспринялась весьма однозначно. Однако позитивный в целом фон этого события едва ли должен расхолаживать переживающую все прелести гибридной войны Украину. Да, оружие стране вроде бы пообещали, но без конкретики, — пишет РБК.
Да, санкции против России будут продлены, но впереди еще встреча Трампа с президентом РФ Владимиром Путиным. С президентом Украины Трамп был приветлив, но даже румынского президента Клауса Йоханниса несколькими неделями ранее принимал радушнее и уделил ему больше времени. РБК-Украина подробнее об оставшихся без внимания маркерах заокеанского рандеву президента Украины.
Три разных Порошенко
Комментирующие встречу Петра Порошенко с президентом США упускают момент дифференциации статусов украинского лидера. Собеседники в Администрации президента не под запись отмечают, что расценивать визит нужно с точки зрения Порошенко-политика, Порошенко-президента и Порошенко-бизнесмена. Как политическая акция встреча на высшем уровне была безусловным плюсом для обеих сторон — Порошенко, действительно, опередил Путина в переговорах с Трампом в глазах всего мира. Это успешно продается как украинским избирателям, так и западному сообществу, перед которыми Трамп пытается отбелиться от назойливого статуса «друга Кремля». Для Порошенко-президента визит оказался, скорее, нейтральным, потому эту сторону всеми силами пытаются оставить в тени. Дело в том, что встреча с Трампом оказалась действительно краткосрочной — даже во время визита в США президента Румынии Клауса Йоханниса несколькими неделями ранее, Трамп уделил ему больше времени и знаков дипломатического внимания. Разговор с глазу на глаз в овальном кабинете Белого дома не стоит переоценивать.
Овальный кабинет — это, скорее, экскурсионное символическое помещение, чем место важных переговоров. «К сожалению, при всей лояльности к нам, встреча еще раз показала, что США не готовы воевать. Трамп несколько раз подчеркнул, что готов работать в направлении урегулирования украино-российского кризиса. Не воевать, а работать. Это подразумевает непринятие Штатами военного сценария разрешения конфликта. Впрочем, оружие мы, скорее всего, получим», — отметили собеседники РБК-Украина на Банковой — «другой вопрос — когда, и какие это будут виды вооружений». Здесь мы подходим к теме Порошенко-бизнесмена, прибывшего в США с конкретной переговорной деловой целью. Ложкин, бюджет и энергетика Не утративший своего влияния экс-глава Администрации президента, а ныне секретарь Национального совета реформ Борис Ложкин не зря провел несколько месяцев в США в начале 2017 года.
По данным источников издания в АП, за размытой формулировкой о поиске западных инвесторов для экономики Украины скрывались, в том числе, и конкретные задачи — подготовить почву для финансовых сделок между двумя странами по поставкам вооружения и не только. Как известно, 21 июня Кабинет министров подал на рассмотрение Верховной Рады законопроект, предусматривающий увеличение бюджетных расходов 2017 года на 26 млрд гривен. Согласно пояснительной записке, часть средств планируется потратить на финансирование сектора государственной обороны и безопасности. Есть основания предполагать, что в данном случае речь идет о закупке старых образцов военной техники США, приобретение которых будет преподнесено, как анонсированный после встречи президентов новый этап стратегического сотрудничества двух стран в оборонном секторе с целью противодействия российской агрессии.
«О чем еще договорились американский и украинский президенты, стороны вне объективов камер затруднились сказать, но можно обратить внимание на оставшийся не подсвеченным маркер — присутствие в составе делегаций министров энергетики обеих стран», — говорит в комментарии РБК-Украина политический эксперт Андрей Золотарев. «Присутствие профильных министров в делегациях такого уровня всегда свидетельствует о том, что на встречах обсуждали вопросы их ведомств. Возможно, у США было предложение по украинскому энергорынку, и президенты о чем-то договорились. Пока от нас это скрывают. В конце концов, вряд ли речь шла о поставках в Украину пенсильванского угля», — добавил Золотарев. Действительно, во время международных переговоров такого уровня, разговор, как правило, касается более широкого круга проблем, чем те, о которых сообщают официально. За несколько месяцев до этих переговоров, источник РБК-Украина в дипломатическом корпусе рассказывал о том, что руководством государства обсуждалась возможность предложить американцам бизнес-проект по освоению Юзовской газоносной площади и шельфа Черного моря. Как известно, при президентстве Виктора Януковича был подписан ряд соглашений, предусматривающий добычу углеводородов на Юзовской и Олесской площадях, а также в Черноморском шельфе.
Участниками данных соглашений были западные нефтегазовые корпорации — Shell, Chevron и ExxonMobile. Стоит отметить, что при президенте Трампе госсекретарем США стал бывший глава ExxonMobile Рекс Тиллерсон. С выводами подождем Поддерживая в публичной плоскости восторженный тон комментариев о встрече Порошенко с Трампом, источники в украинском МИД не под запись отмечают, что пока что рано говорить о роли США и лично Трампа в отношениях с Украиной и РФ в ближайшем будущем. «Конечно, практические компоненты отношений между странами всегда обсуждаются исключительно во время личных встреч президентов. Потому очень важно, что Порошенко удалось провести диалог с Трампом до того, как это сделал Путин», — говорят собеседники РБК-Украина в МИД. «В то же время делать окончательные выводы по своей стратегии в отношении политики в нашем регионе Трамп будет лишь после обеих бесед — и с Порошенко и с Путиным. Встреча президентов США и РФ ориентировочно состоится в начале июля.
Как бы нам не хотелось, но это действительно будет разговор двух мировых лидеров, по статусу более высокий, чем встреча Трампа с Порошенко — подождем его итогов», — добавили во внешнеполитическом ведомстве Украины. Таким образом, разговор с Порошенко был только «первым таймом» для американского лидера. Выражаясь по-футбольному, окончательный счет этого дипломатического матча будет зафиксирован после разговора с Путиным. Напомним, ранее в Кремле сообщили, что конкретной даты для встречи Трампа и Путина пока нет. «Пока встреча (президентов США и РФ, — ред.) никак не готовится. На 7 июля пока ничего не запланировано. «Пока мы исходим из того, что президент Путин и президент Трамп будут принимать участие в саммите «двадцатки» (саммит G20 должен состояться 7-8 июля в Гамбурге, — ред.) в Германии. И мы в этой связи не можем исключать, что, так или иначе, они, конечно же, встретятся в той или иной форме на полях этого саммита», — сказал журналистам 21 июня пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.