Накануне встречи лидеров «Большой двадцатки» в Гамбурге американский президент Дональд Трамп прилетел на саммит в Варшаву благословлять новый союз — так называемое «Трехморье», куда входят 12 стран ЕС Центральной и Восточной Европы, граничащих с Балтийским, Адриатическим и Черным морями, — пишет Страна.
«Междусобойчик» включает четыре государства Вышеградской группы — Польшу, неформальную главу союза, Чехию, Словакию и Венгрию, три прибалтийские страны — Литву, Латвию и Эстонию, а также Хорватию, Австрию, Словению, Болгарию и Румынию.
Газ, труба и разногласия с Брюсселем
Большинство комментариев вокруг создания «Трехморья» сводится к двум моментам. Первый — этот проект трактуется как создание объединения стран Восточной Европы, которая хочет «качать права» перед Брюсселем и государствами Западной Европы, опираясь на поддержку США, создать альтернативный центр влияния в Евросоюзе на фоне разногласий Трампа и Меркель, неформального лидера ЕС.
«На саммите в Варшаве Трамп получит шанс перетянуть на свою сторону 12 стран «новой» Европы — в противовес «старой», где американского президента не любят и не понимают», — полагает Андрей Колесников, сотрудник Центра Карнеги.
Тем более, что между Брюсселем и Варшавой уже давно тлеет конфликт по политическим, экономическим вопросам и из-за распределения беженцев.
«У Польши в последнее время появился ряд предубеждений относительно ЕС, — полагает Джуди Демпси, эксперт ресурса «Стратегическая Европа». — Ярослав Качиньский, лидер правящей партии «Право и справедливость» заявил в недавнем интервью, что хочет вернуть суверенитет и власть из Брюсселя в Варшаву. Всего несколько месяцев назад Польша находилась в большой компании евроскептических и популистских движений в Европе. Но выборы в Нидерландах и, особенно, во Франции в сочетании с катастрофическим беспорядком, который Британия взвалила на себя, проголосовав за выход из ЕС, ослабили позиции Польши».
Отношения Варшавы и Брюсселя испортились после прихода к власти партии «Право и справедливость», которую обвиняют в авторитаризме. «Решимость партии «Право и справедливость» ограничить полномочия независимых институтов страны таких, как конституционный суд, средства массовой информации и судебная система, усиливает изолированность Варшавы в ЕС», — говорит Демпси.
Еще одной целью нового объединения называется препятствование развитию связей между Россией и странами Западной Европы. В том числе, и создание препятствий по транзиту российского газа в Западную Европу.
«Главная задача перекрыть подачу российского рынка на Европейские рынки. Об этом сегодня во всех местных газетах и СМИ. Для Украины членство обойдётся достаточно дорого — только потеря российского транзита газа — это около 2 млрд долларов ежегодно», — написал у себя в ФБ Александр Ланецкий, управляющий международной консалтинговой компанией из Литвы.
Отметим, что это соотносится с планами США наладить поставки американского сжиженного газа в ЕС, заместив им газ российский. О чем Трамп прямо намекнул во время выступления на площади в Варшаве 6 июля: «Мы экспортеры энергоресурсов. Если вам понадобятся энергоресурсы, позвоните нам, мы готовы заключить дополнительные контракты в любое время».
Почему не позвали Украину?
Украину на саммит альтернативного ЕС не позвали даже в качестве гостя, хоть Киев, по данным близких к Банковой источников, очень стремился туда попасть. В первую очередь — чтобы еще раз попытаться переговорить с Трампом перед его встречей с Путиным на G20.
Формально в Варшаве объяснили — Украина не входит в ЕС, хотя настоящей причиной отказа могли стать как напряженность в отношениях с Польшей, которая заявила, что Украина не войдет в Европу с Бандерой, так и конфликт с Россией. А среди членов «Трехморья» нет единства по вопросу отношений с Москвой из-за ее участия в украинских событиях. Как предположила в блоге на «Украинской правде» Алена Гетьманчук, директор Института мировой политики, «чтобы быть приглашенным на саммит «Трехморья», нужно быть не только членом ЕС, но и не воевать с Россией».
При этом эксперт полагает, что это возможно не так уж и плохо, учитывая настороженность, с которой в Брюсселе воспринимают «Трехморье».
«Несмотря на все заявления участников инициативы, это никакая не попытка создать альтернативный ЕС, многие в Брюсселе и Берлине воспринимают эту инициативу как таковую, которая — сознательное или бессознательно — нацелена на усиление дезинтеграционных процессов в Евросоюзе. Нужны ли Украины лишние проблемы с Брюсселем и Берлином через инициативу, с которой еще неизвестно что-то вообще выгорит в практическом смысле? Думаю, ответ очевиден», — пишет Гетьманчук.
«Украину не пригласили из-за инфантильности наших властей, которые должны на официальном уровне защищать равное партнерство и экономические преимущества пребывания страны в таком альянсе, вместо переноса всех акцентов в политическую плоскость, что и обусловило такое поведение польской власти. Но главный диалог еще впереди, потому что ни у кого из заинтересованных сторон пока нет конечного плана действий», — сказала «Стране» Ирина Верещук, президент Международного центра Балто-Черноморских исследований и консенсусных практик, которая присутствовала на саммите «Трехморья».
Выживет ли «Трехморье» без денег ЕС
Действительно, эксперты расходятся в прогнозах о жизнеспособности «Трехморья» и его потенциале переродиться в мощный союз внутри Евросоюза с перспективой массового исхода по типу «брексита».
Главный вопрос — это деньги. Финансово и экономически страны Восточной Европы тотально зависят от развитых стран ЕС. И пока не видно, кто может заменить Брюссель и Берлин в качестве донора.
«Разве что в дело вмешается Китай, который становится важным инвестором в регионе, — пишет Джуди Демпси. — Китайские инвестиции в какой-то степени заменяют этим странам зависимость от российских энергоносителей. Но такое развитие событий вряд ли устроит Трампа».
Впрочем, пока еще «трехморцы» не заявляют о своих амбициях на создание отдельного союза внутри ЕС, а хотят добиться больше денег от Брюсселя.
«Ни в кулуарах саммита, ни публично о новом союзе государств как альтернативе ЕС речи не идет. Скорее это попытка получить новые программы финансирования с ЕС для углубления сотрудничества между государствами в проекты инфраструктуры и безопасности, — рассказала «Стране» Ирина Верещук. — Польша ищет союзников для переговоров с руководством ЕС, где заправляют страны Западной Европы. Также Варшава убеждена, что нарастила достаточно силы, чтобы показать своим более весомым партнерам (Германия, Франция), что она полностью контролирует ситуацию и может предложить свои решения, при условии финансирования таких проектов Европе».
Правда, среди стран «Трехморья», похоже, нет единства по поводу будущего проекта. Часть государств не хочет ссориться в Германией и сомневается в необходимости союза с Варшавой.
«Прага не готова присоединиться к инициативе Польши, полагая, что она хочет со странами Центральной и Восточной Европы смонтировать коалицию против Германии и Франции», — сказал «Стране» Михал Кокот, пражский корреспондент «Газеты Выборчей» со ссылкой на источники в чешских дипломатических кругах.
В Польше опасаются союза Трампа и Качинського
Впрочем, неоднозначную реакцию идеи «Трехморья» вызывают и в либеральных кругах Польши, которые находятся в жесткой оппозиции к правящей партии «Право и справедливость» Качиньского. В первую очередь опасения вызывает курс на сворачивание демократии, который может вольно или невольно поддержать Трамп.
«Если президент США — молча или напрямую — одобрит замещение в Польше и в Венгрии демократии западного типа электоральной системой путинского типа и одновременно поддержит «Трехморье», то есть блок постсоветских стран, выступающих против Запада, это будет означать возвращение США к ялтинской геополитике, то есть возрождение российской сферы влияния в Восточной Европе», — пишет автор «Газеты Выборчей» Яцек Жаковский.
По его мнению, нынешняя политика партии Качиньского по своей сути ближе к российским образцам, чем к ЕС.
«У Польши, которая находится под властью партии «Право и справедливость», уже нет врага на Востоке. Враг на Западе — Евросоюз, корпорации, Франция, Германия. Враг и в прозападной среде в Польше — СМИ, третий сектор, культура. Партия «Право и справедливость» передвинула фронт с линии Буга (река на границе с Белоруссией —Прим.Ред.) на Одер (река на границе с Германией — Прим.Ред.)», — считает Жаковский.