Повышение минимальной зарплаты с 1600 до 3200 гривен имело положительное влияние на рост ВВП Украины. К такому выводу пришло Министерство экономического развития и торговли. Если это так, то Кабинет Министров имеет реальный ответ критикам увеличения «минималки», которые обвиняли правительство в популизме перед голосованием за госбюджет-2017, — пишет 24 канал.
В конце июля МЭРТ опубликовало отчет «Сводный индекс производства в январе-июне 2017 года». Там оценивают рост ВВП в первом полугодии в 2,5%. Одним из ключевых факторов роста ведомство называет «улучшение потребительской активности домохозяйств на фоне существенного повышения минимальной заработной платы».
(Не) приятный сюрприз в госбюджете
Готовя государственный бюджет на 2017 год, команда премьер-министра Владимира Гройсмана сделала неожиданный шаг. Правительство заменило 1600 гривен минимальной заработной платы, которую планировали внести в смету сначала, на 3200 гривен.
Минимальная зарплата не может быть меньше, чем 3200 гривен. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата должны совпадать. Никто в Украине не будет зарабатывать меньше 3200 гривен,
– пояснил инициативу в октябре 2016 года премьер-министр.
Намерения правительства критически восприняли коллеги по политическому цеху. Так бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник считает, что Кабмин сможет обеспечить любую минимальную зарплату – с помощью инфляции, просто напечатав больше денег. Мол, реальных ресурсов для столь резкого – на 100% – повышения минимальной зарплаты Украина сейчас вряд ли имеет. Удивило такое решение и советника Президента Украины Лешека Бальцеровича. Он назвал возможное повышение «вторым неприятным сюрпризом после продления моратория на продажу земли» и «соревнованием в популизме внутри правительства».
Советник Президента Лешек Бальцерович не верил в положительный эффект повышения «минималки» до 3200 грн
В комментарии 24 Каналу глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак в декабре говорил, что правительство оказалось в ситуации, когда объем социальных выплат стал неадекватным уровню цен. Но и при таких условиях, подчеркивал эксперт, повышать минимальную зарплату следовало бы постепенно. Андрей Новак считает, что единственными источниками повышения социальных выплат будут сокращения персонала на предприятиях, инфляционный эффект и увеличение государственного долга.
Команда экспертов Института социально-экономических исследований скептически отнеслась к решению правительства повысить «минималку». Аналитики сомневались, что сработает «позитивный» эффект от увеличения выплат: рост покупательской активности, товарооборота и объемов собираемых налогов. При наихудшем сценарии государству пришлось бы обращаться за дополнительными внешними заимствованиями и задерживать зарплаты и пенсии.
Государственный долг с момента принятия бюджета вырос на 4,04 миллиарда долларов США – с 70,97 первого января до 75,01 первого июля. Это быстрее, чем в прошлом году: тогда внешняя задолженность росла в среднем на 0,46 миллиарда ежемесячно, теперь – 0,69. В то же время в гривневом эквиваленте он снизился на 278,82 миллиарда. В Министерстве финансов объяснили это изменением официального курса гривны. Инфляция 2017 года, о росте которой предостерегали аналитики, была выше, чем планировали в правительстве в прошлом году: за полгода 2017-го среднемесячная инфляция была на уровне 13,9%, хотя в бюджете закладывали показатель 8,1%.
Но в правительстве приводят свои аргументы в пользу повышения «минималки».
Оживление активности
В МЭРТ уверены, что повышение минимальной зарплаты позволило увеличить покупательную способность работников бюджетной сферы, которые ранее получали выплаты меньше 3000 гривен. Вместе с ростом минималки среднемесячная реальная заработная плата выросла на 19,8% – в июне 2017 года она достигла 6494 гривен. Это способствовало повышению потребительской активности населения и оживлению торговли.
«Поступления от налога и сборов с доходов физических лиц выросли на 35,1% или на 22 миллиарда гривен, соответственно к аналогичному периоду прошлого года. В целом доходы сводного бюджета по сравнению с I полугодием прошлого года выросли на 46,1%», – рассказали нам в МЭРТ и добавили, что увеличение поступлений от налогов уменьшают нагрузку на госбюджет в части компенсаций в пенсионный фонд. За полгода 2017-го правительство возместило ГПФУ на 12,6% меньше, чем за январь-июнь 2016-го.
Андрей Новак считает, что успехи из-за повышения минималки, которые демонстрирует МЭРТ ГПФУ достаточно условные. Он говорит, что Украине не удалось избежать сокращений на предприятиях и высокого уровня инфляции.
По данным Госкомстата, в январе-марте уровень безработицы вырос с 9,9% (1,77 миллиона человек) до 10,1% (1,8 миллиона человек). В МЭРТ объясняют это «оптимизацией трудовых ресурсов из-за увеличения нагрузки на предпринимателей» – сокращение из-за увеличения минимальной зарплаты. Но в ведомстве говорят, что это явление не стало массовым, поэтому о негативных последствиях в этом смысле говорить не стоит.
Руководитель экономических программ Института социально-экономических исследований Ярослав Жалило соглашается, что повышение «минималки» не привело к увеличению уровня безработицы и это повысило покупательную способность населения. Но эксперт не уверен, что такое решение правительства имело столь положительный эффект, как это представляют в МЭРТ.
По его словам, статистика производства за полгода демонстрирует весьма слабый тренд роста в пищевой промышленности – производство пищевых продуктов возросло на 5,1%, причем основным драйвером является рост экспорта, а не внутреннее потребление. Резко ускорилась инфляция, цены на продукты питания выросли на 12% (июнь к декабрю): мясо – на 14,6%, овощи – на 71,4%, фрукты – на 52,7%.
Как подорожали продукты в 2017-м
Пока говорить о положительном влиянии повышения минимальной зарплаты на экономический рост рано. Платежеспособность действительно выросла, однако преимущественно поглощена инфляцией. Повышение компенсировало потери по сравнению с 2013 годом, однако новый оборот инфляции оно уже не покрывает,
– резюмировал Ярослав Жалило.
Еще одним вероятным негативным последствием от повышения социальных стандартов могла стать большая тенизация экономики. Предприниматели, столкнувшись с необходимостью платить работникам больше, прибегали к официальным сокращениям. Но часто персонал мог продолжать работать неофициально, получая необлагаемую заработную плату.
В МЭРТ считают, что повышение минимальной зарплаты будет способствовать детенизации экономики. Для этого, как объяснили нам в пресс-службе ведомства, еще в прошлом году был уменьшен размер единого социального взноса – отчисления на общее социальное страхование от заработной платы. Это также должно способствовать увеличению платежей и уменьшать нагрузку на работодателей. Такой шаг имел свой эффект: поступления от ЕСВ за первые три месяца 2017-го выросли на треть. В МЭРТ также уверяют, что доля теневой экономики сокращается.
Интегральный показатель уровня теневой экономики в Украине по итогам 2016-го составил 34% от официального ВВП, что на шесть пунктов меньше по сравнению с соответствующим показателем прошлого года,
– объяснили нам в МЭРТ.
Ярослав Жалило не исключает, что доля теневой экономики действительно уменьшилась. Но, по мнению экономиста, это происходит не только за счет уменьшения объема ЕСВ. Мол, для крупного бизнеса экономика оставляет все меньше пространства для тенизации – дело тут не в минимальной зарплате, а в совершенствовании финансовых инструментов, отчетности, учета. Но эксперт обращает внимание на другие последствия повышения социальных стандартов.
«Среди других рисков, связанных с повышением минимальной зарплаты – ускорение инфляции, вымывание кадров с бюджетного сектора через усиление «уравниловки» (когда работникам различных квалификаций и категорий платят одинаковую зарплату, потому что меньше платить не позволяет закон – «24»), перегрузки фондов оплаты труда бюджетных учреждений, что затрудняет финансирование их развития и пр. Это последствия, которые будут развиваться постепенно», – отметил Ярослав Жалило.
Курс на платежеспособность
Кабинет Министров не планирует в ближайшие годы столь же резкого повышения минимальной заработной платы, как это было в начале этого года. Впрочем, как рассказали нам в МЭРТ, правительство имеет четкий план роста социальных стандартов на ближайшие три года. Так минимальная зарплата должна расти в три этапа: с 1 января 2018-го должна составлять 3723 гривны, с 1 января 2019-го – 4173 гривны, с 1 января 2020-го – 4425 гривен.
Правительство планирует повысить «минималку» до 4425 грн в 2020 году
Андрей Новак уверен, что правительство уже нивелировало позитивный эффект от роста выплат: дальнейшие повышения будут только корректировкой зарплат до уровня инфляции. Экономист говорит, что любой пересмотр социальных стандартов имеет положительный эффект тогда, когда он соответствует показателям роста ВВП. Мол, если ВВП увеличивается на 2%, то можно поднимать зарплаты на 4-6%. При этом важно учитывать уровень инфляции, чтобы «обогащение» населения не съедали цены.
Что же касается краткосрочной перспективы, то осенью положительный эффект от роста зарплат может исчерпать себя.
Поступление продукции нового урожая несколько ослабило продовольственную инфляцию в летние месяцы. Однако имеющиеся тренды свидетельствуют о том, что производители будут учитывать в цене выше покупательную способность потребителей, поэтому «чудес» удешевления ждать не стоит. Своего придаст повышение пенсий через осовременивание и индексацию. Это повысит платежеспособность. Но между плато- и покупательной способностью лежит фактор ценовой динамики,
– говорит Ярослав Жалило.
Эксперт добавляет: говоря о повышении зарплат, стоит смотреть не только на простое увеличение значений в выплатах. Для сохранения тренда роста нужны два параллельных процесса. Прежде всего, должна происходить борьба с инфляцией через противодействие монополизму и поддержку конкуренции. Также это ускорение экономического роста с помощью всех возможных каналов, в частности – поощрение экспорта. Для роста экономики в ближайшем будущем государство может ограничивать возможности увеличения социальных выплат.
http://24tv.ua/ru/ukraina_tag1119?utm_source=seocopy