Широко анонсированный «камбэк» бывшего губернатора Одесской области Михаила Саакашвили превзошел самые смелые прогнозы по своей скандальности, — пишет Страна.
«Страна» восстанавливает детали «приграничного квеста» Михо, который закончился прорывом границы и анализирует к каким последствиям это может привести.
А то, что последствия будут, сомнений уже не вызывает.
Худший сценарий Петра Порошенко
«Страна» накануне возвращения Михаила Саакашвили анализировала возможные его сценарии.
Мы писали о том, что большинство советников Петра Порошенко предлагали ему просто впустить Михо в Украину, отобрав на границе паспорт и выдав ему справку для получения свидетельства лица без гражданства.
Таким образом, власти смогли бы сбить накал и пафос возвращения Саакашвили, а затем просто затаскать его по судам, где бы он долго оспаривал лишение украинского паспорта.
Однако, по данным наших источников, категорически против выступил Петр Порошенко. Он воспринимал возможное возвращение Саакашвили, которого он лишил гражданства, как «потерю лица», как показатель собственной слабости. Поэтому дал команду в страну его не пускать.
То, что решение это окончательное стало понятно утром 10 сентября, когда Госпогранслужба распространила заявление, что ее сотрудники на кордоне отберут у Саакашвили паспорт и отправят его обратно в Польшу.
Неизвестно, решился бы Порошенко послушать советов близких к нему людей и просто тихо впустить Михо, если б знал, чем в итоге закончится его попытка » не потерять лицо». Но все по порядку.
Маневры Михо
Отметим, что уже с утра много странностей было в поведении и Михаила Саакашвили. Еще в августе он анонсировал возврат в Украину именно 10 сентября через пункт пропуска Краковец. А за пару дней до этой даты его пресс-служба даже обнародовала подробный план действий: выезд из Варшавы, пресс-конференция утром в Перемышле и затем — на границу.
С украинской стороны кордона — около Краковца, к утру воскресенья собралась внушительная группа поддержки, включая Сакварелидзе, нескольких нардепов, а также несколько тысяч их сторонников, включая нардепа от «Самопомощи» Семена Семенченко и афиллированные с ним военизированные группировки.
Однако уже к 10 утра стало понятно, что в плане возвращения экс-губернатора Одесской области произошли серьезные изменения.
Во-первых, никакой обещанной пресс-конференции в Перемышле не было. Автобус с Михо и его товарищами приехал в Жешув, где к нему присоединились несколько нардепов, включая Юлию Тимошенко. А также жена и сын самого Саакашвили.
Первоначально думали, что автобус поедет к Краковцу, однако он неожиданно приехал в Перемышль и высадил там всех пассажиров, включая журналистов, около местного железнодорожного вокзала.
Неожиданно СМИ узнали, что Саакашвили кардинально поменял планы и решил отправиться в Украину со всей группой поддержки на поезде, чтобы «избежать провокаций» (по информации сторонников экс-президента Грузии, эти провокации могли устроить титушки, которых прислали власти к пункту пропуска).
Удивление было особенно сильным у тысяч людей, которые приехали в Краковец поддержать Михо, а также у внушительных сил МВД и погранслужбы, которые были заранее стянуты к этому КПП.
Как потом пояснили «Стране» ряд членов группы поддерки Саакашвили, это была некая «военная хитрость». Так как позволила бы приехать в совсем другой пункт пропуска, около которого не было мощных вооруженных сил и на котором Саакашвили было бы лече пройти через границу со своими сторонниками. Тем более, что отправить его сразу обратно в Польшу пограничники бы не смогли — пришлось бы ждать встречного поезда и у сторонников экс-президента появилось бы время для прорыва.
Так или иначе, но вся Михо-компания заняла почти целый вагон поезда и стала ждать отправления. Но…
Персонал поезда уведомил пассажиров, что по линии Нацполиции железнодорожников уведомили о присутствии в вагоне лица, которому запрещен въезд на территорию Украины. И до тех пор, пока этот неназванный публично человек (хотя было понятно, что речь идет о Саакашвили) не сойдет, поезд не двинется с места.
Последовали несколько часов ожидания, от которого, прежде всего, пострадали обычные пассажиры, ставшие заложниками политических дрязг между командой экс-президента Грузии и его действующего украинского коллеги.
Ситуация накалялась. Попытки узнать, кто конкретно отдал приказ не увенчались успехом. Тимошенко и Саакашвили обвинили в этом лично президента Порошенко.
В Нацполиции официально заявили, что не отдавали соответствующих команд составу на польской территории. Министр инфраструктуры Владимир Омелян сказал, что «Укрзализныцю» вывели уже давно из его подчинения.
В конечном счете преобладающей стала версия, что команду «стоп» отдала чиновница Львовской железной дороги Оксана Верхоляк, дежурная по станции Броды. Хотя было понятно, что не она принимала такие решения. А нити ведут на Банковую.
Ожидание продолжалось.
По неофициальной информации поляки потребовали от украинских властей впустить поезд и разбираться с Саакашвили на своей территории. Но даже это не помогло. Кто-то очень могущественный в Киеве и очень недружественный к Саакашвили поезд продолжал блокировать.
Между тем, дальнейшее ожидание становилось бессмысленным. Между группой поддержки Саакашвили и пассажирами стали возникать то тут, то там стычки и Михо принял решение вернуться в автобус.
Некоторое время шла дискуссия куда ехать — в Краковец или же на другой пункт пропуска — в Шегини (на последнем варианте настаивала Тимошенко). В итоге, уставший Саакашвили махнул рукой и сказал ехать в Шегини.
По ту сторону границы, тем временем, наблюдался разброд и шатание. В начале сторонники Саакашвили поехали к железнодорожной станции Мостиска, где должен был проходить погранконтроль Михо, потом двинулись к польской границе, навстречу поезду, а потом, когда оказалось, что экс-губернатор раздумывает куда ехать в Краковец или же Шегини, вообще потерялась.
В итоге, к вечеру, некогда мощная группа подержки оказалась распорошена. Часть поехали к Краковцу, часть к Шегиням, часть по домам.
Соцсети наполнились едкими комментариями о бессмысленной пограничной прогулке Саакашвили, который всех запутал и себя в том числе.
Но это, как оказалось, был еще не конец.
Пограничники не стреляли
Подъехавший к границе «Михо-бус» пропустили польские пограничники, заранее предупредив Саакашвили о возможных проблемах на украинской стороне.
По данным «Страны» это стало неприятным сюрпризом для украинской стороны, которая почему-то расчитывала, что поляки Михо завернут на своей границе.
Саакашвили и компания подъехали на автобусе к украинской границе, где были остановлены рядами спецназа. Дорогу также перегородили автомобилями:
С той стороны границы уже подтянулись соратники Михо и начали митинг с требованием пропустить Саакашвили.
В Госпогранслужбе не нашли ничего более умного, чем объявить о закрытии КПП вообще. Дескать, поступил звонок о минировании.
Это еще более возмутило людей.
С той стороны границы Саакашвили выступал перед пограничниками, пытаясь их разагитировать яркой речью о власти барыг, под пятой которых стонет Украина.
Между тем, с украинской стороны границы обстановка быстро накалялась.
В какой-то момент около 5 человек попытались прорваться ближе к нардепу Светлане Залищук, которая выступала на импровизированном митинге, но из этого вышла толкучка. Неожиданно резко она расширилась и перекинулась на пограничников.
Толпа просто на них навалилась всей массой и смяла.
Пограничники расступились, и сторонники Михо смогли забежать на нейтральную территорию.
Заметим, ни одного выстрела (даже в воздух) со стороны сотрудником ГПСУ в ответ на это не последовало. Завязалась небольшая потасовка, которая скорее напоминала имитацию. Соратники Саакашвили быстро взяли его «в коробочку», и в этом плотном кольце окружения завели на территорию Украины.
Госпогранслужба уже заявила, что собирается обратиться в прокуратуру в связи с незаконным пересечением границы Михаилом Саакашвили и группой лиц, которые двигались вместе с ним через границу. Экс-губернатор Одесчины уже помещен в базу сайта «Миротворец», где ему вменяется соответствующее нарушение.
Выводы после прорыва
Сам Михо не скрывал эйфории от успеха своей операции по возвращению. Он уже заявил о намерении освободить Украину от власти «барыги» (то есть Порошенко). Вечером он прибыл во Львов, где под приветствия сотен горожан прогулялся с мэром Садовым.
Вместе с Юлией Тимошенко они вместе провели импровизированный митинг, пообещав продолжение борьбы.
Генпрокурор Юрий Луценко уже заявил о том, что Саакашвили и его сторонники разрушают украинскую государственность и пригрозил жесткой карой.
Но будет ли она и в каком виде — это еще вопрос. Пока же однозначно можно сказать одно — по власти Петра Порошенко и всей правящей коалиции БПП-Народного фронта нанесен мощный и чрезвычайно унизительный моральный удар.
Вся государственная машина спасовала перед одним лицом без гражданства и его сравнительно небольшой группой поддержки.
Поэтому последствия политического характера у истории с возвращением Михаила Николозовича конечно же будут.
Но для начала об основных выводах.
Во-первых, ситуация с попытками его физического недопуска на границе показала, что власть откровенно блефовала, когда пугала Саакашвили возможной депортацией в Грузию.
Очевидно, что в АП посчитали — риск быть выданным своим оппонентам на исторической родине должен остудить пыл Михо. Но тот не испугался и сыграл ва-банк, заработав политические баллы.
Другого же сценария, кроме физического недопуска неугодного политика и подвоза «титушек» на Краковец, у Банковой не оказалось.
Во-вторых, украинские чиновники в течение суток показали свою приверженность вовсе не европейским ценностям, а банальному «телефонному праву».
Естественно, что поезд в Перемышле и пункт пропуска в Шегинях блокировали не из-за самодурства отдельных исполнителей, а ввиду четких команд, спущенных сверху. Что само по себе уже ставит Порошенко на одну ступень с его предшественником на посту президента. По крайней мере об этом все отчетливей пишут пользователи соцсетей.
В-третьих, из-за нелепых (и к тому же — безуспешных) попыток не пустить Саакашвили в Украину наше государство рискует оказаться в эпицентре международного скандала. Сомнительные с точки зрения законности решения об «остановке» поезда на польской территории, а также «минирование» КПП в «Шегинях», наверняка отзвоутся во влиятельных СМИ Европы.
Кроме того, польский МИД уже вызвал посла Украины с требованием пояснить, что 10 сентября происходило на границе.
В-четвертых, Саакашвили удалось полностью скомпрометировать весь силовой блок Украины. Безоружный прорыв границы в государстве, где фактически идет война, подводит черту под мифом о якобы эффективных реформах в силовых ведомствах в последние годы. А вялость, с которой пограничники пытались противостоять «грузинской команде», лишь подчеркивает слабость позиций прежде всего Порошенко и главы МВД Арсена Авакова.
В-пятых, рядовым гражданам Украины в прямом эфире показали, что при наличии политической целесообразности и желания, закон не является обязательным для исполнения в нашем государстве. Власти расписались в утрате монополии на силу.
Слом повестки Порошенко
Вне зависимости от того, чем закончится эпопея с возвращением Саакашвили (очевидно, что его все-таки будут пытаться депортировать в Грузию, либо задержать за нарушение украинских законов), 10 сентября для действующей власти начался совершенно новый отсчет времени.
Буквально в четверг президент выступил с речью в Раде, в которой давал понять всему политическому классу, что не поступится своей властью и что именно он намерен диктовать повестку дня в стране.
А уже через несколько дней в страну, несмотря на сопротивление президента, вернулся человек, называющий Порошенко не иначе как «барыгой».
И, возможно, вернулся не без помощи все того же политического класса, который уже несколько лет назад показательно проучил предшественника Порошенко за излишнюю самоуверенность. И теперь, возможно, хочет в той или иной форме повторить опыт, склонив президента «к миру».
То есть, например, к согласию на преобразование Украины в парламентскую республику.
Не случайно, вопреки традиции, сразу несколько крупных телеканалов активно освещали возвращение Саакашвили. Да и пассивность погранотряда в решающий момент также может, при желании, трактоваться по-разному.
Для Порошенко наступает непростое время. Очевидно, что вскоре запущенный на западной границе «движ» дойдет до Киева. Причем вне зависимости от того — попытаются ли власти арестовать Саакашвили или нет.
Безусловно, у Порошенко и его партнеров из «Народного фронта» в руках все еще большой ресурс и возможности для сохранения власти. Безусловно, Банковая попытается выстроить информационную кампанию на тему «Саакашвили и Тимошенко своими действиями разрушают украинскую государственность, поэтому все, кто за порядок в стране — поддержите своего президента».
Но подействует ли это на граждан, которые ждут в ближайшие пару месяцев новые космические платежки за отопление? Подействует ли это на бизнес, который кошмарят силовые структуры и ближайшие друзья президента? Подействует ли это на политиков (в том числе и соратников), которых Порошенко и его люди не единожды «кинули», а теперь пытаются «нагнуть» при помощи уголовных дел и снятия неприкосновенности?
Большой вопрос.
Мнение. Вадим Карасев: «Возвращение Саакашвили может положить начало обратному отсчету времени жизни действующей власти»
«До истории с возвращением Саакашвили власть грамотно стравливала своих оппонентов друг с другом. История Саакашвили положила начало объединения против действующей власти. Пока это только тренд. Когда вся оппозиция объединялась против Януковича, они кричали лозунги «банду геть». Сейчас такие лозунги никто не кричит, к отставке президента публично не призывают. Сегодня это ростки негативного консенсуса против власти. Этот тренд неформальный, но уже является началом нового мобилизационного цикла. До сих пор все протесты были фрагментированы и вообще не выражались массово — автомобилисты повозмущались, «Фемен» активизировались. Сейчас же создаются условия для протестной мобилизации. Политики начинают объединяются, поэтому все эти фрагментированные движения могут положить начало массовому протестному движению
Во-вторых, чем больше будет увеличиваться протестный потенциал — тем больше будут увеличиваться абсурдные движения власти. Это обязательно спровоцирует решения, которые будут неадекватны времени и ситуации. А посему будут медленно съедать рейтинги и ослаблять позиции власти.
В-третьих, если до сих пор власть по одному всех изолировала и расправлялась по одному — Садового мочили за мусор, Тимошенко за газ, то теперь всех этих протестующих объединила прагматическая идея — досрочные парламентские выборы. И любое давление на оппозицию будет восприниматься как стимул досрочных выборов. Конечно, ситуация с Донбассом и Россией потребует ювелирной работы от оппозиции. Нельзя сказать, что это конец режиму Порошенко и победа оппозиции, но эта ситуация может спровоцировать превращение института президента в церемониальную фигуру через изменения Конституции по переходу Украины к парламентской республике. Казус Саакашвили может положить начало обратному отсчету времени жизни действующей власти».