Евросоюзу готовят реформы, которые могут сказаться и на Украине. Президент Франции Эммануэль Макрон вместе с германским канцлером Ангелой Меркель хотят запустить маховик изменений для спасения объединенной Европы от кризиса и развала, — пишет Страна.
Этот вопрос стал актуальным на фоне «брексита», наплыва беженцев, терактов, усиления ультраправых и напряженности в отношениях с восточноевропейскими странами. Но на поверку, по мнению экспертов, концепция может привести к еще большим разногласиям среди стран ЕС и уже вызвала споры в европейских политических кругах.
Основные направление изменений касаются большей централизации ЕС. Евросоюз из рыхлой конфедерации, согласно плану Макрона и Меркель, должен превратится в полноценное государственное образование со своей армией, спецслужбами, единой финансовой системой и независимостью от США.
Но такой подход по душе далеко не всем европейским странам.
Как реформы могут изменить Евросоюз разбиралась «Страна».
Конкуренция для НАТО и больше беженцев
Концепция подразумевает, в частности, создание единой европейской разведывательной службы для предотвращения терактов, которые все чаще сотрясают Европу. Через три года должна появиться единая армия ЕС.
Хотя авторы плана утверждают, что эта структура станет дополнением силам НАТО, эксперты считают, что это первый шаг к созданию конкурента альянсу, который контролирует Штаты.
«От появления «конкурента НАТО» не в восторге ни сами США, которые сами хотят контролировать ситуацию, ни многие другие страны ЕС, особенно зависящие от американской поддержки, частности, Польша, которая боится не угодить Вашингтону», — сказала «Стране» Дженнифер Ранкин, журналист из Брюсселя.
Вопрос общей армии, говорят эксперты, надо будет согласовывать с Белым домом, что может привести к дополнительной напряженности во внешней политике.
«Эти новации будут означать ослабление роли США в Европе, потому что создание своей армии будет ослаблять и Альянс», — добавляет в беседе со «Страной» Ирина Верещук, президент Международного центра Балто-Черноморских исследований.
Следующие инициативы, которые вызывают много споров, единая полицейская пограничная служба для «лучшей защиты границ» и агентство ЕС по делам беженцев, которое упростит им въезд.
«Но в Европе многие выступают против приема мигрантов, на этой волне и выросли ультраправые. Это очень противоречивый, особенно в странах с националистическими правительствами, которые настроены против беженцев (Польша и Венгрия, к которым вскоре может присоединиться Чехия после выборов в октябре). Государства, через которые проходят маршруты беженцев (та же Венгрия, Словакия), боятся, что мигрантов оставят у них. К тому же, миграционный вопрос продолжает играть на руку националистическим силам по всей Европе», — говорит Ранкин.
Не меньше разногласий вызывает идея единого бюджета и единого министра финансов для стран, входящих в зону евро, а также введение специального налога для финансирования общей «кассы». Часть из 28 стран ЕС, напомним, до сих пор не перешли на валюту евро. Это Болгария, Венгрия, Дания, Польша, Румыния, Хорватия, Чехия, Швеция.
Немецкий эксперт Клеменс Фест из института экономических исследований Германии считает не совсем удачным план по общему бюджету еврозоны. «Страны с низкими налогами из Центральной Европы скептично настроены на сей счет, это скажется на их конкурентоспособности. К тому же, экономики, скажем, южных стран слабее западных, что усложняет единую монетарную политику и привело к огромным долгам южан. А страны, которые не вошли в зону евро, могут почувствовать себя второсортными», — говорит он.
«Таким государствам как Польша, например, не выгодны изменения в зоне евро. Варшава предпочитает получать выгоды от Европы в виде крупных субвенций, но не очень хочет нести солидарную ответственность, как это было в случае с беженцами, когда Польша отказалась их принимать и подчиняться указаниям из Брюсселя. Потому сомнительно быстрое воплощение общего плана для ЕС», — говорит Верещук.
Еще одна тема — экология. Предлагается ввести налог на выбросы вредных веществ в атмосферу и взимать его на границах Евросоюза с товаров из стран с низкими экологическими стандартами. Тут тоже сложно договориться.
«Экологический налог на импорт энергии ударит как по странам внутри ЕС вроде Польши и Чехии, где уровень выбросов углекислого раза высок, так и по таким гигантам как Китай, Россия и США, где Трамп хочет отказаться от соблюдения Киотского протокола (договор обязывает сократить выбросы парниковых газов). Это может вызвать подорожание энергоносителей, что особенно ударит по более бедным странам ЕС», — говорит Ранкин.
Для финансирования новых европейских ведомств и институций Макрон предлагает ввести общеевропейские налоги, в том числе тот самый экологический сбор за вредные выбросы в окружающую среду и налог для цифровых гигантов, так называемой группы GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon).
«Часть пунктов концепции члены ЕС поддержат, но сложнее будет с теми, которые стоят денег и больших изменений», — прогнозирует в беседе со «Страной» Гунтрам Вольф, директор аналитического центра Bruegel в Брюсселе.
«Трубопровод по высасыванию денег из Германии»
Тем временем европейские лидеры признают, что если ничего не делать с Евросоюзом в его нынешнем состоянии, то будущее проекта окажется под вопросом. Макрон в своем недавнем выступлении в университете Сорбонна назвал ЕС «слишком слабым, слишком медленным, слишком неэффективным» и призвал «создать независимую, единую и демократическую Европу».
Он добавил, что если бы он позволил Евросоюзу функционировать так, как сейчас, «на следующий день у нас будет Frexit, или снова — Национальный фронт».
Меркель, глава самой экономически сильной страны ЕС, предложения Макрона в целом поддержала. «Я твердо убеждена, что Европе нельзя просто топтаться на месте»,— сказала она на переговорах с Макроном в Таллинне перед саммитом лидеров Евросоюза по цифровым технологиям.
Однако после не слишком удачного результата правящей партии на парламентских выборах, власть Меркель ослаблена, поэтому утверждение плана зависит от согласия коалиции в бундестаге.
А возможные будущие партнеры канцлера могут заблокировать внедрение реформ ЕС. Камнем преткновения стали финансы.
Свободные демократы (либералы), которые на выборах набрали почти 11%, уже сказали о несогласии с планом Макрона в части общего евробюджета. Их глава Кристиан Линднер назвал этот проект «трубопроводом, который будет отсасывать деньги из Германии».
Сопротивление нового немецкого правительства предвидел сам французский президент.
«Если либералы войдут в правительство, я труп», — приводит немецкая Welt слова, приписываемые Макрону.
«Есть мнение, что вместо сокращения расходов на ЕС, как хотели бы немцы, Германия будет содержать новый проект, в том числе, оплачивать французские счета. Мол, Макрон задумал поправить делать в своей стране за счет Германии под соусом укрепления ЕС. И если зеленые могут поддержать план Макрона благодаря экологическому пункту, то либералам он откровенно не нравится», — говорит «Стране» немецкий журналист Томас Эйфлер.
Ультраправые и отсутствие единства грозят ЕС расколом
Нет единства и среди других членов ЕС, особенно из бывшего соцлагеря. Часть европейских государств видит в плане реформ Макрона угрозу нового франко-германского диктата в ЕС, а некоторые эксперты подтрунивали над Макроном, мол, он возомнил себя Бонапартом, создающим новую империю — «Соединенные Штаты Европы» под своим началом.
«И это еще не считая все нарастающей популярности ультраправых, а, таким образом, угрозы национализма в Европе, который норовит запустить маховик центробежных процессов, подталкивая тем самым ЕС к расколу», — говорит Верещук.
Она считает, что спорные реформы ЕС делают актуальнее проект «Трехморья», по которому хотят объединяться страны Центрально-Восточной Европы во главе с Польшей, который изначально планировался как новый, альтернативный франко-германскому, проект интеграции государств, ориентированных на США. «Эта идея настолько назрела, насколько и идея глубокого реформирования ЕС. Государствам Балтики и Черноморского пространства нужна совместная выработка решений по выходу из кризиса, и Украине, как ни одному из других государств, сейчас крайне необходимо предложить свое видение формулы сотрудничества вне рамок ЕС/НАТО, поскольку заявления о курсе на ЕС и НАТО становятся все менее содержательными, а подписанные договоры — неэффективными», — считает Ирина Верещук.
«Украина будет последней в списке помощи от Европы»
Если новую концепцию ЕС внедрят, это будет иметь свои последствия и для нашей страны.
«Наша экономика слаба и очень уязвима, отягощена внешними заимствованиями. А учитывая то, как украинские власти доносят наш вопрос в Европе, Украина будет последней в списке, о чьем благосостоянии будет беспокоиться Европа», — считает Верещук.
Украинская власть, по ее мнению, все сфокусировала вокруг вопроса войны и финансовой помощи Украине: «А по экономическим, инфраструктурным, даже политическим вопросам пытаются или ввести в заблуждение, или скрыть ошибки или недостатки. Европу такое положение дел раздражает, они не хотят заниматься Украиной в широком смысле и ждут от нас новых предложений и плана действий. Зато наша власть пассивно реагирует на события и процессы в Европе».
Могут вернуться заробитчане
Среди прочих изменений, в Европе грядут пертурбации на рынке труда, которые могут коснуться миллионов наших заробитчан.
«Сейчас Макрон пытается провести трудовую реформу во Франции, по которой увольнять и нанимать сотрудников будет проще. Это вызвало массовые акции протеста», — сказала нам Агнес Бенаси-Кере, экономист исследовательского центра из Парижа.
Такая политика может привести к увеличению безработицы и к ужесточению трудового законодательства для мигрантов. Страны ЕС начнут сильнее защищать свои рынки труда, а также штрафовать компании, которые нанимают дешевых сотрудников из стран Восточной Европы и Балкан.
«Это значит, что многие поляки и венгры вернутся домой, и украинцы, которые массово едут на заработки в Польшу и Венгрию, могут остаться без работы», — сказал нам Кшиштоф Инглот, гендиректор польского кадрового агентства, которое, в том числе подбирает кадры в Украине.