Какие права человека нарушают в Украине, почему за недоработку госорганов платят все украинцы, когда ситуация поменяется, разбиралась Украинская Служба Информации.
Пытки и незаконное задержание
Дело Виталия Садкова в Европейском суде по правам человека тянулось долгих 12 лет. Еще в далеком 2004 году он был арестован в тогдашнем городе Котовск Одесской области (после переименования Подольск) по обвинению в страшных преступлениях — разбой и убийство. В местах несвободы — СИЗО и колония — Виталий Садков провел в общей сложности более 11 лет, освободился в прошлом году по закону Савченко.
Когда меня арестовали, то это было админзадержание на 12 суток. Адвоката не дали, завели в райотдел. И там избивали всю ночь, подвешивали, отбили почку, сотрясение у меня было, ребро сломали. Это было зафиксировано судмедэкспертизой. Меня заставляли подписать документы и признаться в содеянном. Но я даже не мог подписать — у меня руки не работали после избиения и подвешивания. За меня подписывали все бумаги. От меня хотели, чтобы я взял вину на себя в пяти нераскрытых убийствах в Котовске, — вспоминает Виталий Садков, отмечая, что в преступной связке работали не только представители на тот момент милиции, а и местной прокуратуры.
Виталий Садков рассказывает, что так и не сознался в содеянном, а адвоката ему предоставили лишь на 13-е сутки, хотя, по закону, согласно статьям обвинения, адвокат должен был сопровождать весь процесс от момента ареста. Все это время, по словам Садкова, его избивали правоохранители.
Я обратился в Европейский суд по правам человека. Там признали, что в отношении меня было нарушено право на свободу и личную неприкосновенность статья 5 (Конвенции о защите прав человека и основных свобод — примеч. ред.), а также запрет пыток, то есть статья 3. Суд признал, что в отношении меня нарушались сроки пребывания под стражей. Мое дело четыре раза отправлялось на досудебное расследование, потому что следствие было проведено неграмотно. И Европейский суд встал на мою сторону, мне присудили компенсацию в размере восьми тысяч евро, — поделился Виталий Садков.
Какие же статьи Конвенции о защите прав человека наиболее часто нарушаются в Украине?
Десятки дел, сотни миллионов компенсации
Обратившись в Министерство юстиции Украины, была получена информация о количестве дел, вынесенных против нашей страны в Европейском суде по правам человека. Так, в 2016 году против Украины было вынесено 73 решения, в которых констатировано нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод. За шесть месяцев 2017 года таких решений вынесено уже 54. Сумма компенсации, как для воющей страны, также поражает: в 2016 году из бюджета было выплачено за, по сути, неправомерные действия представителей государственных органов, 612 миллионов гривен, в текущем — уже более 41.
Анализ нарушений, которые фиксирует Европейский суд по правам человека, показывает, что чаще всего в Украине нарушают право на справедливый суд — в прошлом году было вынесено 28 подобных решений, в этом — уже 43, запрет пыток — 24 решения 2016 года, 11-ть — в текущем году, право на эффективный метод юридической защиты — всего за пару месяцев этого года вынесено 28 решений. И это не только сухие цифры статистики. Нужно четко понимать, что за каждым решением стоит чья-то поломанная судьба. Ведь подобная статистика, в том числе, может означать то, что в украинских тюрьмах не все отбывают наказание за совершенные ими преступления. Ряд осужденных просто оказались не в том месте и не в то время.
Всего в Европейском суде по правам человека можно найти 1205 решений, где ответчиком была Украина. Далеко не все они в пользу нашего государства.
Украина деньги платит, а ничего не меняется
Европейский суд по правам человека занимается исключительно нарушением прав человека, он не может отменить приговор украинского суда, признать человека невиновным. Согласно данным отчета ЕСПЧ о своей деятельности в прошлом году, Украина является одним из лидеров по количеству дел, рассматриваемых Европейским судом по правам человека, — из почти 65 тысяч дел, 21,4% поданы против нашей страны, — рассказала адвокат Наталия Маркочева.
По словам юриста, как правило, основной причиной обращения в Европейский суд по правам человека является недоверие к национальным судам, надежда на получение более справедливого решения и денежной компенсации. В среднем, рассмотрение дела в ЕСПЧ занимает 3-5 лет, в зависимости от срочности и значимости. Но иногда может затянуться и на 10 лет. К слову, дело Виталия Садкова попало в Европейский суд по правам человека в 2005 году. Решение было принято спустя 12 лет.
Решение суда состоит из трех частей. Первая — это выплата денежной компенсации в течение трех месяцев. Вторая — восстановление прав человека. Это меры индивидуального характера в пользу заявителя, направленные на прекращение незаконной ситуации. Например, решение Европейского суда может стать основанием для пересмотра судебного решения в украинском суде. Третья часть — это меры общего характера, которые должны предотвратить дальнейшие подобные нарушения. Возможно, даже изменение законодательства. Как раз в этой части в Украине наибольшие сложности, — прокомментировала Наталия Маркочева.
При этом очевидно, что в каждом конкретном случае нарушение прав украинцев совершено конкретными людьми с именем и фамилией, должностью и определенным кругом обязанностей.
В решении по делу Виталия Садкова Европейский суд по правам человека признал жестокое и бесчеловечное обращение в отношении него со стороны правоохранительных органов, отсутствие эффективного расследования данных правонарушений, а также незаконное задержание. При этом он с суммой компенсации не согласен, поскольку события 12-летней давности полностью изменили его жизнь — мужчина не сумел сохранить семью, работу и здоровье. В любом случае, отмечает Садков, Европейский суд по правам человека уже признал его правоту, а ведь справедливость — это самое главное.