Вопиющее ЧП, аналогов которого не было в истории украинских судов, произошло накануне на Днепропетровщине, — пишет Страна.
Представитель потерпевшей стороны по делу об убийстве прямо в зале заседания взорвал две гранаты, лишив жизни себя и одного из обвиняемых. Большинство комментариев этого дикого случая сводится к констатации абсолютного недоверия граждан к судебной системы в Украине.
Не оспаривая в целом тезис о глубоком кризисе, в котором находится сейчас украинская Фемида, «Страна» тем не менее, решила спуститься от общего к частному, разобравшись в какой плоскости лежат истинные причины данной конкретной беды.
Ничто не предвещало трагедии
Утро 30 ноября, согласно намеченного расписания заседаний Никопольского горрайонного суда, должно было стать стандартным днем отправления правосудия в провинциальном городке на Днепропетровщине. Служителям Фемиды предстояло решить судьбу местного браконьера, рассудить несколько гражданских споров и оформить разводы распавшихся семейных пар.
Выделялось из общего перечня бытовых случаев лишь одно громкое уголовное дело, стоявшее в графике на 11:00.
Источник фото: court.gov.ua
За несколько минут до его начала к зданию по улице Шевченко, 201, подъехал автозак. Оттуда под конвоем правоохранителей в камеру зала заседаний завели троих мужчин, личности которых являются известными в уголовном мире Днепра.
Ими были ранее судимые Денис Подоляк, Роман Жмурко (известный также, как «Мопа») и Сергей Вороновский («Ворона»). Которые уже более года находятся под стражей по подозрению в организации и совершении умышленного убийства двух парней — 29-летнего Ильи Боднаря и 24-летнего Ризвана Тапаева.
Отец последнего — Руслан Тапаев, также изъявил желание присутствовать на слушании 30 ноября. За две недели до запланированного заседания на своей странице в Facebook он сетовал, что виновные в совершении преступления за почти два года так и не понесли заслуженного наказания.
Источник фото: facebook.com/Руслан Тапаев
В четверг утром на входе в суд беглый внешний осмотр Руслана Тапаева осуществил охранник. Рамка металлодетектора, как выяснится позднее, не работала в суде вот уже как шесть лет. А потому Руслан Анатольевич, на теле которого было одето подобие «пояса Шахида», а в карманах — несколько гранат, беспрепятственно поднялся в зал.
Руслан Тапаев, фото: «Обозреватель»
Туда уже доставили обвиняемых в убийстве его сына, и собирались прочие участники процесса, а также заинтересованные лица. По данным собеседников «Страны» в судейском корпусе Днепра, в зале заседаний присутствовали супруга Жмурко, секретарь судебных заседаний, юноша-стажер, конвойные, прокурор и судьи.
Кровавое заседание суда
Далее события развивались так. Объявив с небольшим опозданием о начале слушаний, председательствующий судья Андрей Чуприна констатировал фактическую невозможность проводить их в четверг.
Выяснилось, что адвокат одного из подозреваемых не явился на заседание. А параллельно «отличилось» гособвинение — прокуроры не смогли обеспечить явку свидетелей. Ввиду этого, около 11:20 Чуприна объявил в деле перерыв до 1 декабря (на этом заседании должны были вновь продлить меру пресечения подозреваемым, которая истекает 3 декабря). Люди начали собираться покидать храм отправления правосудия.
В этот момент резко вскочил со своего места Руслан Тапаев. Уроженец Курганской области Российской Федерации вырвал кольцо от гранаты, и бросил ее в сторону убийц своего сына. Снаряд упал в 30 сантиметрах от камеры, где сидела троица уголовников. Раздался первый взрыв, после которого началась паника в зале.
Источник фото: nikopolnews.net
Источник фото: facebook.com/prixist
Через мгновение, воздух пронзил еще один оглушительный разрыв. Это вторая граната сдетонировала в руках Тапаева-старшего, превратив его тело в кровавое месиво. Стоны раненых и крики испуганных людей сопровождали начавшуюся эвакуацию суда. Как медики забирали раненых, и что происходило далее — видела вся страна.
Источник видео: youtube.com/Организация Прихист
Подрывник забрал на тот свет одного из обвиняемых
На момент подготовки этого материала официально подтверждена гибель двух человек в результате взрывов.
Во-первых, прямо на месте — в разгромленном зале суда, скончался подрывник Тапаев-старший. По информации источников «Страны» в Нацполиции, около мужчины было найдено три кольца от гранат.
Также на теле погибшего обнаружен пояс, начиненный металлическими шариками. Фактически, Руслан Тапаев пришел в суд, представляя собой ходячую бомбу. Очаг поражения которой в случае детонации «пояса шахида» был бы в разы выше осколочного характера ранений от произведенных взрывов гранат.
Во-вторых, уже в больнице во время операции умер один из обвиняемых в убийстве Ризвана Тапаева. Официально в полиции заявили лишь возраст этого мужчины, под который подпадают как Роман Жмурко, так и Сергей Вороновский.
Впрочем, источник в прокуратуре Днепропетровской области рассказал «Стране» — от полученных ранений погиб «Ворона».
Еще девять человек получили ранения и травмы различной степени тяжести. По данным полицейского ведомства региона, в настоящее время стационарное лечение продолжают шестеро из них. Речь идет о подозреваемых в убийстве «Мопе» и Подоляке, двоих сотрудниках полиции и таком же числе гражданских лиц.
Как сообщала «Страна», по факту ЧП в суде Никополя зарегистрировано уголовное производство по ст.115 УК Украины («умышленное убийство»). Впрочем, с учетом найденного при подрывнике Тапаеве арсенала бомбиста, дело могут переквалифицировать на теракт. Лишь по случайности не приведший к еще большему числу летальных исходов.
Официальная версия
Спикеры из системы МВД — как на региональном, так и на национальном уровнях заявляют в качестве основного мотива случившегося кровную месть отца убитого Тапаева. Якобы Руслан Анатольевич не стерпел того, что убийцы его сына до сих пор не понесли заслуженного наказания, и пошел на отчаянный шаг.
В полиции Днепропетровской области комментируют ЧП в суде Никополя, источник видео: youtube.com/Виктор Артеменко
В пользу этого озвучивается аргумент о том, что с момента передачи дела о расстреле парней в суд летом прошлого года, состоялось два десятка заседаний. При этом, дальше подготовительной стадии производство не зашло.
Анализ 140 «ухвал» по делу об убийстве Боднаря и Тапаева-младшего, выложенных в судебном реестре, свидетельствует — за последний год из-за неявок адвокатов, уловок защиты, занятости судей и прочих нюансов рассмотрение производства в суде Никополя действительно затягивалось.
Но сами служители Фемиды, которым пеняют на умышленные проволочки в деле, называют это не коррупционным саботажем своих коллег. А скорее, видят в трагедии изнанку затеянной властью судебной реформы. И говорят о тотальном дефиците и загруженности судей, отсутствии условий для работы системы видеосвязи и должной охраны храма правосудия.
Что, как следствие, и привело к ЧП 30 ноября.
Отец спасал второго сына?
Параллельно озвучивается и другой мотив совершения взрыва в суде. В нем решение Руслана Тапаева пойти на преступление связывается с его обеспокоенностью за судьбу другого своего сына — Султана.
Этот парень ранее был приговорен к шести годам (журналисты пишут о 4, но эта информация не соответствует действительности) тюрьмы за ДТП с летальным исходом.
Мол, якобы отцу стало известно — в колонии убийцы его сына Ризвана пообещали расправиться и с Султаном. А чтобы защитить своего отпрыска Руслан Анатольевич пошел на крайние меры.
Как и за что убили Ризвана Тапаева
Чтобы разобраться в подоплеке трагедии в Никопольском суде, необходимо вернуться к событиям 10 февраля 2016 года.
Тогда неподалеку от автостоянки у здания местного водоканала произошло дерзкое убийства Ризвана Тапаева и Ильи Боднаря. Приехавший на пару дней из Запорожья Ризван в момент происшествия управлял автомобилем Geely, когда на улице Казанцева ему преградила путь «восьмерка». Как следует из съемки камер видеонаблюдения, параллельно еще две иномарки блокировали движение сзади — Lexus и Honda (позднее ее бросят в лесополосе).
Оказавшись в капкане, Тапаев пытался идти на прорыв, но неудачно. После столкновения с ВАЗ-2108 его авто врезалось в столб. Через несколько секунд сзади к Geely подбежали двое мужчин, которые из пистолетов расстреляли в упор водителя и пассажира китайской иномарки. Удостоверившись в их смерти, кавалькада из трех авто киллеров скрылась.
Что характерно — у одного из убитых помимо огнестрельных ранений была обнаружена рана от ножевого удара в спину.
Источник видео: youtube.com/Виктор Артеменко
Конфликт «запорожских» и «никопольских» наркобаронов
Началось расследование, в ходе которого к ответственности привлекается троица неоднократно судимых из-за историй с оружием, наркотиками и разбоями лиц. Хотя очевидно, что перечень причастных к его совершению лиц составляет минимум пять, а то и семь человек.
По версии следствия, руководил группой киллеров «Мопа» — правая рука известного авторитета Яна Яцышина, группировка которого контролирует рынок метамфитамина в Никополе и других городах Днепропетровщины. Были задержаны и непосредственные исполнители — также «топтавшие зону» в свое время «Ворона» и Подоляк.
В СМИ появилась информация о том, что расстрел Тапаева-младшего связан с разборками между двумя ОПГ, связанными с оборотом наркотиков. Из нее вытекало — Ризван прибыл из Запорожья для переговоров с людьми Яцышина о пределе сфер влияния, но прийти к компромиссу сторонам не удалось.
Родственники погибшего эти сведения опровергали. Они подключили влиятельных представителей чеченской диаспоры в Украине (включая главу правления ВГО «Диаспора чеченского народа» Салмана Садаева), которые «освятили» другую версию случившегося.
Согласно ей, Ризван был активистом промайданных партий («Удара» и БПП), спортсменом и активистом ряда общественных организаций, которые боролись с наркоточками в Запорожье.
Ризван Тапаев, фото: litsa.com.ua
За что их всячески пытались кошмарить коррумпированные силовики Днепропетровщины.
Открытое письмо, направленное главе МВД представителями семьи Тапаевых после убийства Ризвана, источник фото: zanoza-news.com
Отец парня заявлял также — накануне убийства сын рассказывал ему о конфликте между ним и Яцышиным. Якобы криминальный авторитет из Никополя лично предложил юноше работу в его ОПГ, но дерзкий юноша послал Яна. И, как вытекало из его слов, за этот поступок и мог быть «приговорен» к расстрелу.
Собеседники «Страны» в силовых структурах подтверждают наличие обширных и «специфических» связей у семьи Тапаевых связей с влиятельными в чеченской среде Украины лицами. Во многом эти точки сходятся к персоне Мурада Саидова, который наряду с Самомбеком Сагаидовым считается одним из лидеров этнической ОПГ Запорожья. Поговаривают, что Тапаевы состоят в родстве с Саидовым.
Который хотя и был депортирован из Украины в 2012 году, но сохранил (а после Евромайдана — и приумножил) свое влияние на процессы в Запорожье.
Именно с борьбой двух преступных группировок («чеченцев» и ОПГ «Яцышина») и связывают случившийся расстрел сына Тапаева в самом Никополе. В частности, после ЧП в здании суда об этом на своей странице в Facebook однозначно заявил сам Ян Яцышин.
По его словам, Ризван Тапаев в Запорожье занимался разного рода криминалом, включая распространение наркотиков. А затем решил взять под свой протекторат провинциальный городок на Днепропетровщине
«Они планировали, кто им будет платить, а кому здесь не место… не только наркобизнес,.. все, что приносит «лавэ». Не имею права персонифицировать людей этого города к каким-то событиям, но те, кто попадал в их прицел, и так знают об этом. Ризван для виду был тренером рукопашного боя в Запорожье, при этом собирая бойцов под крылом у себя, которое все больше пытался расправлять… Вторгаться в Никополь он начал довольно активно, наглея от того, как легко все идет», — заявляет «авторитет» Ян.
Якобы после одной из «стрелок» Ризвана с никопольскими авторитетами, он и был убит. Что же касается событий 30 ноября в Никополе, то Яцышин называет себя потенциальной жертвой подрывника Тапаева-старшего. Мол, тот намеревался бросить гранату к клетке, где находились обвиняемые, дождавшись момента, когда к ним подойдут их знакомые. Но узнав, что Ян не явился на слушание, решил идти ва-банк без него.
«Первую гранату он кинул в родственников обвиняемых — женщин и ребенка, две другие были на нем спереди. Дополнительно он был обвешан двумя пакетами шариков из подшипников, а на спине — еще одна граната со стальными пластинами. Она по каким-то причинам сгорела, и взрыва, как такового, от нее не было», — заявляет свою трактовку теракта в храме правосудия Яцышин.
Источник фото: facebook.com/Dessesperado
Допускают, хотя и осторожно, криминальную подоплеку трагедии в суде Никополя, и в следственных органах Нацполиции. Комментируя ЧП 30 ноября, замначальника Днепропетровского областного главка Олег Грозь сказал, что говорить о связи Тапаева с оборотом наркотиков имелись определенные основания. Но утверждать об этом со стопроцентной вероятностью он не берется.
История Султана
Зато можно говорить о причастности другого представителя семьи Тапаевых к совершению целого ряда преступлений. Еще один сын Руслана Анатольевича — тот самый Султан, в 2008 году был осужден за разбой, но был отпущен по испытательному сроку.
Спустя два года он вновь оказался в местах лишения свободы, куда угодил за мошенничество. На свободу Султан Тапаев вышел в январе 2014 года.
А в конце прошлого года вновь оказался подозреваемым.
24 декабря 2016 года находясь за рулем автомобиля Mazda он сбил на пешеходном переходе в Никополе двух девушек. И не оказав им никакой помощи, сбежал с места аварии. Предварительно, поставив свою машину на сигнализацию.
Авария в Никополе в декабре прошлого года, источник видео: youtube.com/Говорит и показывает Никополь
Ориентировка на Султана Тапаева, источник фото nikopolnews.net
От полученных травм пострадавшие скончались в ту же ночь в больнице. Сам Султан Тапаев подался в бега, и был задержан с внушительным арсеналом оружия 1 марта.
Гражданин «К», о котором идет речь — это Султан Тапаев, источник видео: youtube.com/Говорит и показывает Никополь
И, как следует из приговора Никопольского горрайонного суда, найденный у него автомат и «ствол» следствие не квалифицировало как отягчающий эпизод. 21 сентября Тапаев-младший был осужден по ч.3 ст.286 УК Украины на шесть лет лишения свободы с лишением прав на три года.
Очевидно, что он надеялся на более мягкий вердикт — части родственников Тапаевы выплатили компенсацию, и они просили суд назначить Султану наказание, не связанное с реальным сроком.
Заметим, что в настоящее время приговор Тапаеву не вступил в законную силу. А сам Султан содержится в СИЗО Днепра, и не пошел по этапу (где ему якобы грозил авторитет «Мопа» и другие подельники Яцышина).
Дело в том, что его адвокаты оспорили вердикт суда первой инстанции. Их ходатайство как раз 30 ноября в 11:30 должен был рассматривать в Кривом Роге Апелляционный суд Днепропетровской области.
К слову, это слушание должно было начаться на полчаса позже заседания в суде Никополя (эти служители Фемиды не участвовали в заседании 30 ноября по делу об убийстве Ризвана Тапаева).
Источник фото: court.gov.ua
Однако, как рассказала «Стране» пресс-секретарь днепровской «апелляшки» Татьяна Гаюн, и этот суд из-за неявки адвоката Тапаева-младшего, а также проблем с обеспечением видеосвязи, оказался сорван. И перенесен на 14 декабря.
Вместо резюме
С учетом вышеизложенного, сложно понять, почему претензии власть имущих по следам ЧП 30 ноября, стараются направить исключительно в сторону судей. И старательно не обращать внимание на очевидный факт вражды между «Мопой» и другими членами никопольского ОПГ Яцышина с кланом Тапаевых и их запорожскими покровителями.
Что же касается Жмурко, то по данным СМИ это уже не первое покушение на него. В ноябре 2014 года СМИ сообщали, как в салоне его автомобиля Honda сдетонировала взрывчатка. «Мопа» получил многочисленные ранения, был госпитализирован, но выкарабкался.
И уже летом следующего года назывался человеком, якобы причастным к расстрелу никопольского бизнесмена Федора Стратегопуло. Что он, естественно, опровергал.
Роман Жмурко дает комментарий журналисту в ответ на обвинения в заказном убийстве, источник видео: youtube.com/Виктор Артеменко
Официальные спикеры МВД уже пообещали, что власть сделает выводы из трагедии в никопольском суде. Впрочем, пойдет ли речь дальше традиционных обещаний, покажет время. Пока же можно констатировать кричущий факт совпадения, которое отдельные юристы уже называют роковым — аккурат в момент начала первого заседания Пленума обновленного Верховного Суда в одном из храмов Фемиды допустили совершение теракта.
«Совет судей Украины на протяжении последних лет неоднократно обращал внимание на недопустимость ненадлежащего осуществления охраны, поскольку ее отсутствие приводит к свободному доступу в помещения судов лиц, препятствующих работе судов, судей, работников аппарата судов, представляющих угрозу для участников процесса и посетителей, мы даже рекомендовали судьям, в случае возникновения опасности, прекращать работу суда», — сообщила на этот счет глава Совета судей Украины Валентина Симоненко в своем заявлении.
По ее словам, многочисленные обращения к высшим органам государственной власти, оставались без должного реагирования.
А события в Никополе стали «закономерным следствием как отсутствия такого реагирования, так и безответственного отношения к проблемам судебной власти, решение которых невозможно без консолидированных усилий всех заинтересованных и ответственных структур».