Импортный газ для Украины дорожает. Как отчитались в МЭРТ, в ноябре средняя таможенная стоимость природного газа составила $239,5 (6,39 тысяч гривен) за тысячу куб. м против $224,9 (6 тысяч гривен) в октябре, — пишет Страна.
И, судя по всему, это далеко не последняя цена.
«Вплоть до марта газ будет дорожать. В декабре-январе его стоимость вырастет еще, как минимум, на 10%», — прогнозирует эксперт энергетического рынка Валентин Землянский.
«Страна» выяснила, почему цены на голубое топливо бьют рекорды, и как новые газовые тарифы скажутся на работе отечественных предприятий и платежках рядовых украинцев.
Взрывоопасные цены
Прежде всего, нужно напомнить, что уже несколько лет Украина закупает газ не по долгосрочным договорам с «Газпромом» или иным поставщиком газа, а по так называемым «спотовым» контрактам. Это краткосрочные сделки, цены на которые могут меняться хоть каждую неделю в зависимости от рыночной конъюнктуры. По сути по ним, Украина покупает все тот же российский газ, только у европейских компаний. Последние приобретают его у «Газпрома» по долгосрочным контрактам, а неиспользованные остатки продают нашей стране с наценкой.
По расчетам экспертов, в последние годы из-за отказа от прямых закупок газа у России Украина теряла на каждой тысяче кубометров топлива от 30 до 50 долларов. Но таково было политическое решение — чтоб избавиться от «газовой зависимости от страны-агрессора».
Но в ближайшее время цена такого решения может значительно увеличится. «Спотовый» газ в Европе начал быстро дорожать.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич называет несколько причин подорожания газа.
«Во-первых, это высокий сезон. Традиционно с осени до весны спрос на газ в Европе растет, так как, к примеру, в Италии из него производят электроэнергию, во Франции — тепловую энергию для отопления. А в этом году, по прогнозам, зима в Западной Европе будет суровой, что еще больше увеличит потребность в газе. Во-вторых, котировки на газ крайне зависимы от ситуации на рынке нефти (частично газ и нефть являются взаимозаменяемыми видами топлива). А так как нефть уверенно дорожает, то автоматически растут и цены на газ», — поясняет Марунич.
По состоянию на 13 декабря февральские фьючерсы на нефть достигли уже $63,88. Подорожание черного золота, началось еще несколько месяцев назад на волне опасений о сокращении добычи странами ОПЭК и Россией, а в этот раз рост котировок спровоцировала информация о снижении запасов нефти в США и временном отключении нефтепровода Forties pipeline system в Северном море из-за обнаружения микротрещин в трубах.
Как долго будет дорожать нефть, и какие еще ценовые рекорды ждут рынок, пока неизвестно. Но в прогнозах на 2018 год эксперты озвучивают цифру в $70 за баррель. А это значит, что будут расти и газовые расценки. Эксперты прогнозируют, что уже в декабре стоимость газа приблизится к $250/тыс. куб. м.
По словам Землянского, цены на газовом рынке серьезно подкорректирует и недавнее ЧП на австрийском хабе Баумгартен (напомним: там прогремел взрыв из-за чего транзитные линии не функционировали).
13 декабря директор Gas Connect Austria Харальд Штиндль заявил, что «вчера до полуночи нам удалось восстановить все транзитные линии, они работают на 100%».
«Тем не менее, газовые котировки на европейских биржах сошли с ума, повысившись всего за день на 20%», — говорит Марунич.
Причем в данном случае речь идет именно о спотовых ценах, которые и формируют стоимость газа для Украины.
По словам руководителя специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, сейчас включился спекулятивный фактор, который гонит вверх цены на нефтяном рынке.
«Формально взрыв на австрийском хабе не имеет к Украине никакого отношения. Как показывают многочисленные тесты газовых проб, мы используем исключительно российский газ, хотя и закупаем его через европейских посредников. Но на ажиотаже цены могут вырасти», — подтвердил Рябцев.
Увеличение коммунальных тарифов и дорогой доллар
Украинские потребители могут оказаться заложниками ценовых игр европейских газовых поставщиков. И по каким расценкам они в итоге получат голубое топливо, можно только гадать. «Наши трейдеры, в основном, работают по краткосрочным и среднесрочным контрактам, поэтому даже временные колебания цены могут заметно повлиять на их тарифы «, — поясняет Марунич.
«Нафтогаз» последний раз менял свои цены 1 декабря этого года. Сейчас он продает газ промышленным предприятиям от 9,2 тыс. до 9,9 тыс. грн/1 тыс. куб. м в зависимости от способа оплаты (предоплата или с отсрочкой платежа). В ноябре цены варьировались от 8,8 тыс. до 9,7 тыс. грн., а в октябре – от 8,2 тыс. до 9 тыс. грн./1 тыс. куб.м.
А Рябцев считает, что постоянные ценовые скачки — это издержки перехода на новую формулу определения цены на газ, когда учитывается стоимость голубого топлива на хабе в Германии плюс транспортировка до границы Украины и НДС.
«Причем к нам цена на германском хабе — непонятно», — говорит Рябцев.
Главное, о чем сейчас спорят эксперты — как новые газовые цены скажутся на отечественной экономике и платежках рядовых потребителей.
С одной стороны, цены на газ для населения и теплокоммунэнерго, согласно требованиям МВФ, должны корректироваться вместе с изменениями импортных цен на газ.
Формально обычные люди пострадать не должны — как клятвенно заверил премьер-министр Владимир Гройсман, коммунальные тарифы в обозримом будущем расти не будут. Еще осенью МВФ и «Нефтегаза» требовали от правительства поднять цены на 16 процентов, но Гройсман тогда воспротивился и оставил цены прежними.
Теперь же, с учетом роста цен в Европе, голоса сторонников поднятия цены станут еще громче. Тем более, что и гривня, пусть и плавно, но девальвируется.
«Нефтегаз уже заявляет о том, что продает газ себе в убыток. При дальнейшем росте закупочных цен, правительство, возможно, будет вынуждено пойти на пересмотр тарифов для населения», — допускает эксперт.
Спасти от такой перспективы могут разве что политические соображения. С учетом приближающихся президентских выборов власти могут побояться пойти на увеличение платежек.
А вот для промышленности вариантов нет — предприятия покупают газ по текущим ценам, кроме нескольких крупных компаний, которым удалось заключить годовые контракты (там колебания цены сглажено). Поэтому для них подорожание газа неизбежно вслед за сотовыми котировками.
Более дорогой газ — это рост себестоимости продукции, что в перспективе (в среднем, в течение двух месяцев) отразится и на розничных ценах, а значит, будет дополнительно раскручиваться инфляция в стране.
К примеру, на сахарных заводах говорят, что цена на их продукт зависит от голубого топлива на 60%, а хозяева теплиц называют цифру более чем в 70%.
«Особенно пострадают предприятия, для которых газ является сырьем — химические, металлургические и прочие. Там рост себестоимости может оказаться настолько существенным, что заводы будут вынуждены сокращать производство, — считает Рябцев. — А так как те же металлурги являются одними из главных поставщиков валюты в страну, снижение ими экспортных продаж может дополнительно способствовать ослаблению национальной валюты».