Очередной «Марш за импичмент» показал, что протесты в Киеве, где ведущую роль играет партия Михаила Саакашвили «Рух новых сил» (РНС), вышли на новый уровень. Михо и его окружение публично отвергают компромисс с властью и готовы дальше радикализироваться, — пишет Страна.
Но пока из-за недостатка сил акции не достигают масштаба и накала Майдана-2013.
В совокупности с контрпропагандой и приближающимися праздниками это чревато затуханием протестных процессов.
«Страна» делает три главных вывода из сегодняшней акции в центре столицы.
Вывод первый. Массовость марша удалось сохранить
У этой акции не было «подстегивающего» фактора, как в прошлое воскресенье, 10 декабря – громкого задержания Саакашвили 8 декабря. Тем не менее, людей собралось достаточно много. По предварительной оценке полиции, к мероприятию присоединилось около двух тысяч человек. Порядок обеспечивали около тысячи полицейских и военнослужащих Национальной гвардии.
Возможно, столько участников было в самом начале (или правоохранительные органы, по своему обыкновению, уменьшили их количество). На Майдане протестующие стояли плотно. По данным СМИ было около 10 000 человек. То есть немногим меньше, чем в предыдущий раз.
Видимо с целью сбить мобилизационный ресурс акций, в СМИ накануне начала разгоняться новость о якобы готовности Саакашвили договариваться с Порошенко.
Со ссылкой на некие источники сообщалось, что Михо готов сверуть акции и начать диалог с Банковой.
Сам Михо это опроверг в комментарии «Стране», а позже заявил, что действительно писал письмо Порошенко, но не о покаянии, а с предложением президенту пойти на выполнение требований акций протеста.
Вывод второй. Майдановцы готовы к захватам
Призыв Михо организовать штаб протестов в Октябрьском дворце нашел горячий отклик в участниках акции. Однако в здание прорваться не дала полиция и Нацгвардия. Без потасовок не обошлось.
Когда ситуация накалилась до начала настоящего штурма, Саакашвили дал команду на отход. От тех, кто бил окна во дворце он быстро открестился, назвав их провокаторами. По его версии, в ходе марша ему пообещали помещение в Октябрьском дворце, где можно провести мероприятие с родственниками украинских военных.
«Никаких планов захвата не было. Я осуждаю любые попытки захвата зданий», — заявил Михо.
Примечательно, что параллельно ситуацию с Октябрьским дворцом осудили послы Канады и Великобритании в Украине и депутаты-европтимисты из группы поддержки протестов. Видимо, это и сыграло свою роль в том, что Саакашвили решил «дать заднюю».
«Попытка захватить Октябрьский дворец – это дискредитация мирного протеста. Сопротивление, без доверия людей, как и власть, не способен родить позитивные изменения. А доверие сейчас требует не очередных захватов, а новых смыслов, конструктивного сотрудничества, легитимной борьбы, подотчетности перед людьми», — прокомментировала на своей странице в Фейсбуке народный депутат Светлана Залищук («Блок Петра Порошенко») из числа так называемых еврооптимистов.
Также тема захвата здания активно раскручивается властью и «порохоботами» для дискредитации акций протеста как «беспредела» со стороны смутьянов, которые хотят раскачать ситуацию в стране.
Это, видимо, также сыграло свою роль в том, что Саакашвили поспешил переложить всю вину на неких «провокаторов».
Стоит напомнить, что Октябрьский дворец 1 декабря 2013 года был захвачен участниками ЕвроМайдана. Но это тогда не вызвало никакого осуждения ни у «общественности», ни со стороны западных посольств.
Отметим, однако, что желания радикальных действий у сторонников протестов не отнять.
«Протестующим нужны новые победы, иначе эта стихия утихнет. Саакашвили очень сложно держать на улице людей, он стоит перед выбором – «сливаться» или предлагать новый план действий, радикализироваться, в том числе, через захваты зданий», — говорит эксперт Ростислав Бортник.
Судя по всему, Саакашвили это понимает, иначе бы не назвал целью Октябрьский.
Просто не получилось в этот раз. Однако уже на вторник участники МихоМайдана хотят собрать «мини-баррикады» у входа в комитеты Верховной Рады ради давления на депутатов и принятия закона об импичменте. Один раз у протестующих уже получились «коридоры позора» для депутатов. Но не факт, что в этот раз.
«Проблема для Михо в том, что общество утратило чувствительность. Нужно нечто экстраординарное, чтобы его всколыхнуть», — полагает Бортник.
Вывод третий. Михо деклассирует нынешнюю власть
Что бы не писал Саакашвили в письме к Порошенко, его риторика в отношении власти только ужесточается. «Будку их будет трясти, пока не снесем! И никогда больше не будет у нас собачьей будки у власти», — заявил со сцены Саакашвили. А генеральному прокурору Юрию Луценко, который уже побывал за решеткой, предрек опять тюрьму. «Юра, ты предатель, и ты будешь сидеть!» – заявил лидер РНС.
Понижать рейтинг и авторитет власти и конкретно Порошенко у Михо получается лучше всего. Этому способствовало все, что он делал в последний год в Украине, например, прорыв через границу или судебное решение в его пользу.
А вот задача добиться выполнения хотя бы одно из требований МихоМайдана пока далека от решения.
Напомним, сперва лозунгами протестов у Верховной Рады, получивших прозвище в честь своего лидера Саакашвили, были изменение избирательной системы, отмена депутатской неприкосновенности, создание антикоррупционного суда. Затем их дополнили требованиями принять закон об импичменте и «свергнуть власть барыг».
Пока что никаких подвижек в этом направлении не происходит. И МихоМайдану, вместе с его лидером придется придумывать что-то новое, чтобы вдохнуть дополнительную энергию в акции протеста.