В начале нового года мы по традиции пытаемся угадать, что он нам принесет. И прежде всего – в материальном плане. Ведь, несмотря на существенное повышение социальных стандартов в 2017 году, до экономического процветания большинству украинских семей все еще далеко. А поскольку наше материальное благополучие во многом зависит от курса валют и инфляции, мы поинтересовались у экспертов, как, по их мнению, будет вести себя гривня в новом году.

В предвыборный год курс удержат в рамках

Большинство опрошенных нами экспертов сходятся во мнении, что никаких аномальных скачков гривни в 2018 году не предвидится.

«Год назад я прогнозировал, что в 2017-м каких-то дестабилизаций с курсом не будет, и так и произошло. Мы, фактически, имели очень незначительный среднегодовой рост курса доллара к гривне. В 2018 году я также не ожидаю каких-то больших проблем с курсом», – говорит экономический эксперт Борис Кушнирук.

«В Нацбанке работают достаточно профессиональные люди. Думаю, при всех сложных обстоятельствах они смогут обеспечить стабильность гривни. И к концу года мы действительно подойдем при курсе 30 с небольшим за доллар», – считает экономист Алексей Дорошенко.

Одним из «стабилизирующих факторов», который не позволит гривне вырваться далеко за пределы курса, заложенного в госбюджете на 2018 год, эксперты называют приближение выборов.

«У нас президентские выборы запланированы на весну 2019 года, но предвыборная компания начнется фактически в 2018-м. И политики не заинтересованы, чтобы на протяжении всего года происходила дестабилизация гривни. В первую очередь в стабильности заинтересована действующая власть, поэтому я уверен: она будет делать все, чтобы не было каких-то колебаний курса и дестабилизаций», – говорит Борис Кушнирук.

В то же время эксперт-экономист Алексей Дорошенко обращает внимание на то, что в предвыборном 2018 году запланировано дальнейшее повышение социальных стандартов, а это может привести к повышению инфляции.

«Следующий год будет достаточно сложный. Уже сейчас у нас сделали «минималку» 3700 грн (с 1 января 2018 года), а дальше обещают 4100 грн. Все эти вещи будут достаточно серьезно влиять на инфляцию», – предупреждает он.

Без колебаний не обойтись

Предположения относительно стабильности, конечно, не означают, что гривня весь год продержится на одном и том же уровне, медленно дрейфуя с нынешних значений $1/27,7-29 грн до прогнозируемых на конец года $1/30 грн. Во-первых, никто не отменял сезонных колебаний курса. А во-вторых, есть целый ряд независимых от Украины причин, с которыми тоже приходится считаться.

Что касается сезонных колебаний, то уже много лет наблюдается приблизительно одна и та же цикличность. После зимних праздников курс доллара падает. В апреле-мае – чуть повышается. Летом может снова просесть. А в конце августа – сентябре – резко пойти вверх. Потом курс снова снижается. И, наконец, в декабре взлетает вверх, удерживаясь на таком уровне минимум до середины января.

В 2018 году эти тренды сохранятся, предупреждают эксперты.

Так что первое «колебание» курса – в сторону укрепления гривни – может произойти в конце января.

«У нас каждый год, когда наступают периоды ежеквартальных или ежегодных налоговых платежей, гривня укрепляется. Субъекты экономики, которые откладывают возврат валюты в страны, ожидая девальвации, или по другим соображениям, в эти периоды вынужденно конвертируют валюту в гривну. Соответственно, предложение на валютном рынке растет, и это укрепляет гривню. Такое укрепление должно произойти где-то со второй половины января – в начале февраля. Это период годовых налоговых выплат. Плюс в это время наблюдается общее замедление активности, соответственно, снижение спроса со стороны импортеров. Это станет положительным трендом, в результате которого гривня будет укрепляться», – объясняет руководитель экономических программ Института общественно-экономических исследований Ярослав Жалило.

Еще один сезонный фактор, который может снизить курс доллара после всех зимних праздников, связан с аграрным сектором.

«Осенью традиционно активизируется экспорт аграрной продукции, и валютная выручка за эту продукцию рано или поздно должна вернуться в страну. Возврат придется как раз на конец зимы – начало весны. Тем более, это валюта, которая потребуется еще для начала весенне-полевых работ. Поэтому, я думаю, должен быть такой серьезный период укрепления гривни. Если не произойдут какие-то катаклизмы, которые разрушат стабильность во всей экономике», – прогнозирует Ярослав Жалило.

А следующая волна нестабильности, по его прогнозам, придется на начало лета. Но размеры этой «волны» эксперт пока не берется прогнозировать. «Это зависит от множества факторов. От политики Нацбанка, ситуации на рынках», – говорит он.

Борис Кушнирук также не берется называть конкретные цифры.

«В каких пределах могут происходить колебания, зависит от множества факторов и от того, какой подход будет у Нацбанка по сглаживанию этих пиков. Подход может быть разным, а значит, разными могут быть колебания курса», – считает эксперт.

Говоря об осенне-зимних сезонных повышениях курса доллара и, соответственно, ослабления гривни, Кушнирук считает, что они будут и в 2018 году.

«У нас каждый год одни и те же тренды в курсе гривни. Есть два периода, когда колебания курса существенные. Первый – это, как правило, вторая половина августа и сентябрь. Второй – в декабре-январе», – говорит он.

Эксперт-экономист Алексей Дорошенко говорит еще об одном виде пиков, которые тоже случаются ежегодно, но никак не связаны с сезонностью.

«Пики бывают и в те дни, когда мы, как правило, их не ожидаем. Когда просто необходимо спекулятивно что-то сделать. Например, при ушедшей Гонтаревой пики подгадывались под какие-то моменты, когда нужно было провести определенные операции. В такие дни – так называемые «ралли» – курс специально обрушивали либо, наоборот, укрепляли, независимо ни от чего. И эти дни как раз и были «золотыми» для очень многих. А страна не могла понять, что происходит», – рассказывает Алексей Дорошенко.

Чем больше экспорт – тем крепче гривня

Серьезное влияние на курсы валют в 2018 году будет оказывать соотношение импорта и экспорта, а также мировые цены на основные экспортные товары Украины.

«С чем могут возникнуть проблемы, на что нужно обращать внимание – в Украине полностью сырьевая экономика. А это формирует чрезвычайную зависимость от внешних рынков. Как только цены на сырье начнут падать, гривня тоже упадет. Цены на нефть и на экспортные товары также в определенной мере коррелируются с гривней. Если они упадут, это приведет к падению курса гривни. Но я не ожидаю каких-то дестабилизирующих факторов по отношению к ценам на сырьевые товары, в этой связи я не ожидаю каких-то существенным проблем и с нашим экспортом. То есть поступления от экспорта у нас будут более-менее стабильными», – прогнозирует Борис Кушнирук.

А вот Алексей Дорошенко считает, что отрицательное сальдо внешней торговли может сыграть на ослабление гривни.

«Мы с каждым годом все больше диверсифицируем свои внешние продажи. Украина практически преодолела зависимость от Российской Федерации. И каждый год, каждый квартал и даже каждый месяц все больше продаем товары в разные страны мира. Как следствие – мы все меньше зависим от конъюнктуры каждой конкретной страны. Наша валютная выручка становится все более стабильной и, соответственно, более прогнозируемой.  И это позитиврный фактор. Однако есть и негативный. У нас до сих пор отрицательное сальдо внешней торговли. Да, в следующем году мы будем больше продавать за рубеж. Но в то же время я прогнозирую, что у нас очень серьезно будет нарастать и доля импорта. Особенно в стратегическом секторе. Поэтому у нас, с одной стороны, валютная выручка будет расти, а с другой стороны – она будет вымываться за счет импорта, и платежный баланс будет ухудшаться», – говорит Алексей Дорошенко.

Однако он тоже называет курс, заложенный в госбюджет на 2018 год, реалистичным. При условии, что в Украину будут приходить иностранные инвестиции и кредиты.

Источник: Сегодня

Предыдущая статьяАдвокат убитой Ноздровской приступил к собственному расследованию и привлек частных детективов
Следующая статьяВ Европе из-за урагана «Элеанор» погибли три человека