Десять лет назад, в январе 2008 года, в Украине структурировали выплаты компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР. Накануне правительство заложило в госбюджет средства, и в очереди к отделениям Ощадбанка выстроились вкладчики с советскими сберкнижками. Тогда они могли получить до 1 тыс. грн на руки, а наследники вкладчиков — до 500 грн, — пишет newsone.
Однако довольно быстро выплаты пришлось свернуть — в 2009 году страну накрыл финансовый кризис, и появились другие финансовые проблемы. Однако долг перед вкладчиками никуда не делся. Осенью 2017 г. его оценивали более чем в 100 млрд грн.
Несколько месяцев назад в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, согласно которому вкладами Сбербанка СССР предлагают компенсировать долги по коммуналке, оплачивать лечение, учебу и расходы на энергоэффективность жилья. NewsOne выяснил у экспертов, есть ли будущее у программ компенсации по вкладам Сбербанка СССР и почему 27 лет с этой проблемой так и не удалось разобраться?
Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:
— Сегодня идея компенсации с политической точки зрения уже нежизнеспособна. Вкладчиков Сбербанка СССР стало значительно меньше, чем их было раньше. После развала Союза прошло 27 лет, и тем людям, которые тогда могли что-то отложить, сейчас уже под 60 лет. В основном это пенсионеры. Частично компенсация вкладов была реализована. Помним, «Юлину тысячу» и другие программы, которые позволили это сделать.
Сейчас мы не признаем своей преемственности СССР. Более того, Владимир Вятрович (директор Украинского института национальной памяти, — ред.) говорит, что теперь мы будем юридически проводить правопреемственность с Украинской Народной Республикой. Так что, с политической точки зрения осуществлять выплаты вкладчикам Сбербанка СССР — это признавать свою связь и принимать ответственность за советское прошлое. Я думаю, что политически такое решение будет сложно принять.
Но главный вопрос — электоральный. Политиков данная тема интересует все в меньшей и меньше мере. Хотя существование этих вкладов позволяет в любой момент дать легальную взятку электорату. После очередного повышения каких-то тарифов дать уже «Петины пять тысяч». Поэтому нельзя полностью исключить применение механизма по привлечению пенсионеров на свою сторону. Но я думаю, что по этим причинам вероятность восстановления программы компенсаций невысока.
Я думаю, что вектор решения проблемы изначально был выбран неправильно. Компенсировать вклады Сбербанка СССР необходимо было государственной собственностью в процессе приватизации. Он был единственным банком и играл роль банка инвестиционного для всей промышленности и экономики. После развала Советского Союза реальных денег в нем не осталось, но оставались те его огромные инвестиции. Это нужно было учесть при программе приватизации и дать возможность людям получить акции предприятий на определенные суммы. Это было бы более правильно, чем денежная форма.
Алексей Кущ, экономический эксперт:
— Проблема выплаты вкладов должна была быть решена в первое десятилетие независимости, например, за счет приватизации. В дальнейшем данная тема перестала играть роль реализованной социальной справедливости по причине обесценивания вкладов и утраты «финансовой памяти».
В настоящее время тема компенсации используется для реализации различных коррупциогенных проектов, например, планы по оплате коммунальных услуг.
Аналогично и выплаты «тысячи» уже были проведены с целью политической агитации. В настоящее время, в Украине существует более свежая и больная тема: потеря вкладов в банках в период 2014-2016 гг., именно на это должны быть направлены усилия будущей власти.
Александр Охрименко, директор Украинского аналитического центра:
— Ничего уже исправить нельзя. Когда-то была хорошая идея: если правильно провести приватизацию, то на сумму долгов Сбербанка СССР можно было бы получить активы предприятий. Вот это сработало бы.
Но все эти выплаты по тысяче гривен с самого начала были тупиком. Куда делись деньги Сбербанка СССР? Они не пропали где-то там в Москве. Они ушли в советские заводы. Так вот, если бы раньше по-честному поделили активы, компенсация была бы реальной. Реальный актив, который получил бы человек, — это были бы настоящие деньги. Когда-то запускался компенсационный сертификат, но потом он превратился в фикцию.
Погашение коммуналки — это уже было при Леониде Кучме. Но это не работает, не решает проблему. Частично можно перекрыть долги, но проблема остается, она не может быть решена — время потеряно. Забудьте про эти деньги.
Выплата по 1 тыс. грн — это была пародия. Советский рубль не соответствует одной украинской гривне. Если говорить честно, то еще раньше нужно было выстраивать пропорцию один рубль к десяти гривнам. Сейчас уже один рубль к 100, а то и 200 грн. Сейчас долги оценивают в 100 млрд грн. Если пересчитать их в этой пропорции, то будет 2 трлн грн — идея отпадает сразу. Все же, что выплачивается в меньших объемах, — неадекватно.
Никто из бывших союзных республик эту проблему не смог решить. Почти с такой же ситуацией пытались разобраться в Венгрии, Чехии. Вот в Чехии как раз пытались ее решать через приватизацию, и сделали немного лучше. Там тоже был государственный банк, за счет его денег вкладчики выкупали чеки, а за них участвовали в приватизации. Кое-что лучше, но не принципиально. А глобально не сработало ни у кого.
С самого начала людей обманули. Мол, ваши деньги в Москве. Но все знали, что они здесь, рядом, вот завод стоит. Почему в Украине есть олигархи? Потому что вам не вернули деньги Сбербанка СССР.