Основной источник дохода ПФ — единый социальный взнос, который платят работающие украинцы. В Кабмине посчитали, что в 2018 г. украинцы получат 988,9 млрд грн зарплаты и 208,3 млрд грн пойдет в качестве ЕСВ в бюджет Пенсионного фонда. Но расходы ПФ на 2018 г. составляют 345,8 млрд, так что недостачу возьмут из общего бюджетного котла. Дефицит ПФ называют угрожающим, и говорят об этом как за рубежом, так и в Украине, в экспертных и официальных кругах.
Решать проблему предлагают по-разному. В украинском правительстве считают, что дефицит можно покрыть за счет детенизации рынка труда. Зарплаты перестанут платить в конвертах, отчисления единого социального взноса вырастут и дефицит сократится. В Международном валютном фонде считают, что лучше повысить пенсионный возраст. Тогда количество работающих вырастет, а пенсионеров — сократится, значит доходы ПФ станут больше, а расходы — меньше. Но прямые методы МВФ Украине не подходят. Уж слишком они непопулярны. По какому же пути следует двигаться?
Планы на «тень»
Формально, Украина частично выполнила обязательства перед МВФ и осенью 2017 года провела параметрическую пенсионную реформу с гибким коридором выхода на пенсию. То есть официально возрастную планку не подняли, зато увеличили требования к страховому стажу при выходе на пенсию. В связи с этим работающие сейчас «в тени» украинцы через десять лет будут вынуждены уйти на пенсию в 63-65 лет, потому что у них не будет необходимого страхового стажа в 15-35 лет.
Но сколько украинцев сейчас работает «в тени»? Оценки министра социальной политики Андрея Ревы только в течение последнего года менялись дважды. В марте 2017 года он сказал, что в Украине 16 млн занятых украинцев и только 10 млн из них делают взносы. То есть весной прошлого года «в тени» работали 6 млн украинцев. В июне 2017 года министр заявил, что таких 8 млн. В 2018 г. его оценка осталась прежней, что и по состоянию на июнь 2017 года – 8 млн украинцев он назвал резервом детенизации. То есть в 2017 году количество работающих в тени украинцев увеличилось на 2 млн, хотя с 2016 года идет процесс детенизации экономики.
Мерами по детенизации не раз называли: снижение единого социального взноса с 38% до 22%, повышение минимальной зарплаты до 3,2 тыс. грн с 1 января 2017 года, а вслед за ней и повышение штрафов для работодателей, которые не хотят легально трудоустраивать сотрудников, и параметрическую пенсионную реформу с повышением требований к страховому стажу.
Если посмотреть на показатели бюджета Пенсионного фонда, то сразу виден провал в доходах — он пришелся на 2016 год. Тогда ЕСВ снизили до 22%. Но постепенно доходы выравниваются. В 2017 году они вернулись к показателям пятилетней давности, а в 2018 г. Кабмин рассчитывает, что поступления уже превысят 213 млрд грн и подавляющая часть — это именно ЕСВ. То есть детенизация постепенно работает. Но ведь при этом за пять лет больше чем в два раза выросли отчисления из госбюджета в бюджет ПФ, и дефицит растет.
Доходы и дотации Пенсионного фонда
Год | Собственные доходы Пенсионного фонда | Средства из госбюджета |
2012 | 157,9 млрд грн | 64,4 млрд грн |
2013 | 166,8 млрд грн | 83,2 млрд грн |
2014 | 165,9 млрд грн | 75,8 млрд грн |
2015 | 169,8 млрд грн | 94,8 млрд грн |
2016 | 111,7 млрд грн | 142,6 млрд грн |
2017 | 158,9 млрд грн | 133,5 млрд грн |
2018* | 213,4 млрд грн | 139,3 млрд грн |
По данным ежегодных отчетов Пенсионного фонда Украины
*Показатели бюджета Пенсионного фонда на 2018 год
Читайте также: «Поработать перед пенсией: как государство обеспечит трудоустройство специалистов старше 50 лет»
Спорный возраст
Андрей Рева говорит, что до тех пор, пока на 90-95% не исчерпан резерв детенизации, не нужно повышать пенсионный возраст. Он считает, что речь идет о периоде в десять лет.
«Действительно, повышать пенсионный возраст в течение десяти лет не стоит по той причине, что его уже повысили на 20 лет, увеличив минимальный стаж с 15 до 35 лет, — соглашается глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. — Это и есть непрямое повышение пенсионного возраста, потому что человек не сможет выйти на пенсию пока не наберет, по состоянию на сейчас, 25 лет уплаты пенсионных взносов, а через десять лет пока не наберет 35 лет минимального стажа. Это так или иначе заставит работать дольше и позже выходить на пенсию».
У МВФ к непрямому повышению пенсионного возраста были претензии, но будут ли в Фонде и дальше настаивать на прямом повышении, нам предстоит увидеть в ближайшие месяцы. Пока что ключевое условие для продолжения кредитной программы — это создание антикоррупционного суда, так что на полуреформе пенсионной системы сердце может и успокоится. Но дефицит Пенсионного фонда никуда не денется, проблему придется решать, и эксперты говорят, что детенизацией обойтись не удастся. Спасет только внедрение накопительного уровня пенсионной системы, причем чем раньше, тем лучше.
«В рамках существующей солидарной одноуровневой пенсионной системы ликвидировать дефицит ПФ невозможно в принципе, — утверждает Новак. — Это такая черта солидарной пенсионной системы, что она не может себя самофинансировать благодаря пенсионным взносам (ЕСВ, — ред.). Чтобы существенно снизить или ликвидировать дефицит в такой системе нужно внедрять второй и третий уровни накопительной пенсионной системы, что не было сделано во время так называемой реформы. Есть только призрачное обещание, что возможно в 2019 году внедрят накопительный уровень. Но я такое обещание слышу уже лет пятнадцать».
Эксперт уточняет, что благодаря параметрической пенсионной реформе, то есть повышению требований к страховому стажу и некоторым другим мерам, дефицит ПФ можно сократить на 7-8 млрд, что несущественно.
«Учитывая то, что резкое повышение минимальной зарплаты еще больше тенизировало трудовые отношения, еще больше украинцев каждый год выезжают из страны на заработки, в условиях старения населения, мы не то что не будем уменьшать, так еще и нарастим дефицит ПФ», — говорит Новак.
Глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко напоминает, что в истории украинской пенсионной системы был короткий период, когда ПФ был даже профицитным — это было в начале 2000-х. Добиться того же сейчас невозможно.
«Сейчас «тень» только растет, — говорит эксперт. — Потому что постоянно меняются условия игры для бизнеса, хаос, постоянные запреты. Рева как политик немного перекручивает факты. Детенизация не поможет. Так же, как и повышение пенсионного возраста. Решение очень простое: включить Пенсионный фонд в госбюджет и финансировать за счет эмиссии гривны. Но одновременно нужно сделать и второй ход – ввести накопительный уровень пенсионного обеспечения. Не завтра, а сегодня. Тогда она заработает через 10-25 лет. Через 25 лет Пенсионный фонд можно будет вывести из госбюджета и тогда будет работать и он, и накопительная система. Это вполне возможно. Это делали в США. Сейчас там пенсионная система работает отдельно, но так было не всегда. Там тоже начали с того, что пенсионный фонд фактически содержали за счет эмиссии доллара».
Источник: newsone