Вслед за городами займемся областями
Года два назад жаркие дискуссии по поводу переименования улиц и населенных пунктов не переставали «трясти» интернет-сообщество. Особо громким в процессе декоммунизации стало переименование двух областных центров – Днепропетровска и Кировограда. От имен революционеров Петровского и Кирова избавлялись непросто: новые варианты названий городов большинством их жителей не воспринимались. Копьев было сломано немало и вокруг переименования Днепропетровска, который «разрывало» между нейтральным «Днепром» и историческим «Сичеславом», и вокруг нового имени для Кировограда, для которого каких только названий не предлагалось: и Кропивницкий, и Елисаветград, и Ингульск, и Златоград. В результате Днепропетровск стал Днепром, Кировоград – Кропивницким. Жители обоих мегаполисов стали потихоньку привыкать к новым названиям. Но тут поднялась новая фейсбучная война.
На днях (не иначе как 4 выходных повлияли) историки, политики и простые обыватели снова схлестнулись в «бою» — теперь уже за переименование областей. Как же так: города переименовали, а области до сих пор кличут по-старому? Нехорошо. Впрочем, процесс переименования областей изначально представлялся сложнее, нежели переименование городов. Для этого нужно не просто решение Верховной Рады, как в случае с городами, а внесение изменений в Конституцию Украины.
Летом 2017 года председатель Верховной Рады Андрей Парубий говорил о том, что соответствующий законопроект о внесении изменений в Конституцию уже готов. Однако лишь на днях в соцсетях появилась бумага, в которой указаны имена нардепов, подающих тот самый законопроект. Пока в ней подписи только троих депутатов – Андрея Денисенко, Дмитрия Яроша и Валентина Дидыча, все – выходцы с Днепропетровщины. Согласно процедуре, рассматривать документ смогут тогда, когда насобирается 150 подписей народных избранников.
Тем временем активисты недодекоммунизированных областей инициируют переименование своим способом – собирают подписи под петициями на сайте президента. 22 января петицию о переименовании Кировоградской и Днепропетровской областей подала жительница Кропивницкого Юлия Лысенко, а еще через два дня была зарегистрирована петиция от жителя Днепропетровщины Дмитрия Ревы под названием «Січеславська – так! Повернемо Дніпропетровській області історичну назву!».
«Січеславська – так!»
Историческое название Днепропетровщины вызвало самые ожесточенные споры. Местные активисты устраивают в поддержку Сичеславской области не только круглые столы, но и концерты, убеждая, что именно это название имеет под собой массу обоснований и аргументов: исторических, общественных, политических и даже экономических. Более того, в Сети появился ролик со сценой из фильма «Криминальное чтиво», где герои Траволты и Джексона также «заговорили» о новом названии для Днепропетровской области.
В поддержку Сичеславской области выступил и директор Института национальной памяти, главный инициатор декоммунизации Владимир Вятрович.
«Поддерживаю! Сичеславская область — это единение современной Украины с Украиной казацкой», — написал Вятрович на своей странице в Фейсбуке после обсуждения этого вопроса с членами общественных организаций.
Впрочем, не всем по душе идея с Сичеславщиной. Многие предлагают пойти логическим путем и переименовать область в Днепровскую, часть настаивает на том, чтобы область и вовсе не меняла название.
«Хватит, у нас уже есть Волынская область с Луцком и Закарпатская с Ужгородом, – пишут в соцсетях. – Зачем нам еще Сичеславская с Днепром?»
«А давайте назовем область Гиперлупской, у нас ведь скоро гиперлупы Масковские будут делать!» – пытаются иронизировать другие.
Кто быстрее: депутаты или активисты?
Менее активны в обсуждениях жители нынешней Кировоградщины, хотя для их области вариантов переименования куда больше. Наряду с Кропивницкой фигурируют такие названия, как Центральноукраинская, Ингульская, Елисаветградская и даже Чернолесская. Однако жители региона считают, что вопрос с переименованием не ко времени.
«Я против переименования, мы еще не пришли в себя после изменения названия города Кировограда на Кропивницкий, а тут опять хотят декоммунизировать название области. И опять же у нас никто ничего не спрашивает, я не слышала, чтобы этот вопрос обсуждали на общественных слушаниях», — пишет пользователь Фейсбука Инна из Александрии.
«Власть замыливает нам глаза этим позорным для страны процессом. Нас снова вводят в заблуждение», — считает Татьяна из Светловодска.
И пока в соцсетях продолжаются споры, под опубликованными петициями за переименование собираются подписи. Нельзя сказать, чтоб очень активно: петиция Юлии Лысенко из 25 тысяч необходимых для рассмотрения подписей на 12 марта собрала лишь 203, петицию Дмитрия Ревы поддержали 3085 человек. Финиш сбора подписей состоится через полтора месяца. Возможно, к этому моменту народные депутаты соберут свои автографы, им-то для внесения нужно куда меньше – всего 150 голосов. Но, учитывая, как народные избранники ходят на работу, и их можно собирать бесконечно долго.
Источник: КП