Три последних дня США с союзниками и Россия тревожили мир взаимными угрозами, которые к тому же были подтверждены перемещением американского и британского флота и самолетов к побережью Сирии, — пишет Комсомольская правда в Украине.
Но потом Дональд Трамп кардинально смягчил тон и даже заявил, что его цель не Россия, и даже не режим Башара Асада, а ИГИЛ, который и так уже доживает свои последние дни.
В результате «игра мускулами» закончилась тем, что Дональд Трамп и Тереза Мей «договорились продолжить тесную совместную работу по выработке международного ответа». В Белом доме заявили, что Трамп провел совещание с советниками по вопросам нацбезопасности, но еще не принял окончательного решения. Но скорее всего, пик кризиса уже пройден и теперь стороны будут пытаться решить эту проблему несиловыми методами.
Но вопрос остался – почему Дональд Трамп пошел на попятную?
Опасность полномасштабного конфликта с Россией
Самым очевидным пояснением «разворота» Дональда Трампа может быть угроза прямого конфликта с Россией. Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя заявил, что нельзя исключить вероятность прямого вооруженного противостояния между Россией и США. И хотя преимущество США и их союзников как в Средиземном море возле берегов Сирии, так и вообще, является неоспоримым, не стоит сбрасывать со счетов ядерное оружие России.
А оно находится на боевом дежурстве и, скорее всего, нацелено на того же врага, что и во времена СССР. И если США вот уже несколько лет не могут ничего сделать с маленькой Северной Кореей, то что уж говорить о России. До прямого конфликта, а тем более до применения ядерных боеголовок дело вряд ли дойдет, но Владимир Путин своей постоянной непредсказуемостью вселил опасения в умы заокеанских политиков.
«Москве очень хорошо известно о чувствительности Европы, которая сразу впадает в панику, как только русский медведь начинает бряцать оружием. Угрожающее поведение — часть стратегии Москвы, нацеленной на эффект устрашения и напоминающей о том, что страна с обвалившейся экономикой в военном плане до сих пор играет в первой лиге — по крайней мере в том, что касается ядерного оружия», — пишет Die Welt.
«Одна из главных опасностей для британских, французских и американских самолетов исходит от российской системы ПВО «С-400» с ракетами «земля-воздух» с большим радиусом действия», — пишет издание The Times.
А The New York Times сообщила, что против удара по Сирии выступил министр обороны США Джеймс Мэттис. В Пентагоне опасаются, что бомбардировки могут перерасти в более масштабный конфликт между Россией, Ираном и Западом: «Мы пытаемся остановить убийство невинных людей. Но на стратегическом уровне речь о том, как нам предотвратить выход ситуации из-под контроля, если вы понимаете, о чем я».
«Ни одна из сторон не хочет крупного ядерного конфликта, но мы знаем из истории, что когда начинается война, очень трудно контролировать эскалацию конфликта», — пишет Financial Times.
Неофициальные договоренности с Путиным
Не исключено, что кризис мог резко пойти на спад из-за того, что состоялись какие-то неофициальные контакты Белого дома и Кремля.
«США и Франция отступают от своих угроз в отношении удара по Сирии. Кроме того, указано, что Великобритания, может быть, поступит так же вскоре. Возможность может заключаться в том, что между Западом и Россией достигнута какая-то сделка», — сообщил интернет-ресурс BNL NEWS.
«Эммануэль Макрон и Дональд Трамп, кажется, несколько утратили энтузиазм по сравнению с прежней решимостью быстро нанести удары по Сирии», — подтверждает эту информацию британское издание Independent.
«Трамп находится под сильным внутриполитическим давлением. Он строит из себя сильного человека и хочет показать, что он может открыто атаковать Россию, что он критически настроен. Такими высказываниями он пытается перейти из обороны в наступление. В то же время он не критикует Путина напрямую, предлагает ему дальнейшие переговоры и оставляет себе лазейку», — считает Focus.
Импульсивность Трампа
Нельзя сбрасывать со счетов и личную непредсказуемость американского президента. Он мог без согласования со своими советниками по нацбезопасности, Пентагоном и спецслужбами начать угрожать ударом по Сирии.
«Срыв в Twitter (угроза Трампа. – Авт.) — показательный пример того, что президент действует импульсивно, без ясной стратегии», — пишет The Washington Post.
Издание сообщает, что высокопоставленные американские чиновники «описывают президента как человека, который действует в значительной мере под влиянием порыва и терпеть не может советы своих ведущих помощников».
«Президент принимает решение или делает заявление, а затем руководство – Мэттис (глава Минобороны), или Помпео (глава ЦРУ), или Келли (глава аппарата Белого дома) — приходит и говорит ему, что мы не можем этого сделать. Когда это не удается, мы перекраиваем политический процесс, чтобы подогнать его под то, что сказал президент», — сообщил высокопоставленный сотрудник администрации», пишет The Washington Post.
А немецкое издание Stern пишет, что «своим зигзагообразным курсом Трамп играет на руку Кремлю. В сравнении с ним Путин почти равнозначен надежности и стабильности».